25 октября, понедельник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Рассмотрим одну из граней проблемы, которая (грань) представляет интерес для всех, кроме, пожалуй, жителей США. Рассмотрим её не как внутриполитическую или вообще политическую, т.е. связанную с обладанием властью. Она, скорее, имеет экзистенциальный харак Кто мы такие? Грань экзистенциальной проблемы
Идентичность или Кондолиза Райс?
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Правовое обоснование государства в работах Карла Шмитта и его актуальность для современной России


Монотеистически ориентированное сознание большинства россиян по-прежнему направлено на трансцендентность Бога, и поэтому каждое «хождение в народ» Путина, вроде езды на «Ладе-Калине», низводят его до земного уровня 27 мая 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Разрушение или деградация «вертикали» российской власти ввергнет в хаос этнически, религиозно и географически разрозненную Россию

Среди множества тем, научной разработкой которых занимался известный немецкий юрист и философ Карл Шмитт, особое место занимает апологетика государства и исследование политической этики. Пристальный интерес к такого рода исследованиям был обусловлен в первую очередь историческими причинами, глубиной того политического и экзистенциального кризиса, в который попала уже сложившаяся немецкая нация между двумя мировыми войнами.

Согласно теории Шмитта, сильное государство способно предоставить больше свобод каждому отдельному индивиду, и чем сильнее такое государство, тем шире поле для реализации своей свободы.

Между тем, даже при самом поверхностном взгляде очевидным станет явное сходство исторического момента Веймарской республики после поражения в Первой Мировой войне и современной Российской Федерации как осколка, пусть и самого крупного, Советского Союза, потерпевшего поражение в «холодной войне». Вероятно, именно этим объясняется повышенный интерес к трудам автора в современной России и спрос на новые издания Шмитта со стороны высшей российской политической элиты.

Самой острой критике концепцию государства в Веймарской республике и в Европе того времени вообще подвергали представители лево-либерального лагеря. К их числу относятся современники Шмитта Леон Дюги, Альфред Вебер (брат знаменитого социолога Макса Вебера), а также англо-саксонские политические мыслители Джордж Дуглас Говард Коул и Гарольд Ласки.

Именно последним двум авторам принадлежит концептуальное оформление идеи плюралистического государства, то есть такого, в котором высшая государственная власть подчинена обществу и выступает всего лишь одним из таких традиционных институтов, как церковь, семья, профсоюз, картель и т. д. Следовательно, такое либеральное и плюралистическое государство, в самой своей репрессивной форме выполняющее функции «ночного сторожа», не должно требовать к себе большей лояльности со стороны граждан, чем к научному сообществу или любой группе по интересам. Как следствие, предельно релятивизируется этика служения государству и / или суверену.

В такой плюралистической концепции государства четко виден след основателя философского прагматизма Уильяма Джеймса. Так, в своем труде «Вселенная с плюралистической точки зрения» Джеймс утверждает необходимость плюриверсума индивида и отдельных социальных групп: «Плюралистический мир более похож на федеративную республику, чем на империю или королевство. Сколько бы фактов вы ни собрали воедино, сколько бы элементов вы ни соотносили к какому-нибудь действительному центру сознания или действия, всегда останутся такие, которые сохраняют свою автономию и не сводятся к единству».

Шмитт, следуя изложенной в «Политической теологии» идее, прослеживает генетическую связь между синдикалистским федерализмом во Франции и теоретическими выкладками католических теологов Средневековья, пытавшихся оспорить суверенитет государства в пользу церкви – противостояние гвельфов и гибеллинов. «Аргументы и аспекты, которые обычно служили социальным философам римско-католической церкви, иных церквей или же религиозных сект для релятивизации государства в отношении церкви, теперь используются в интересах профсоюзного или синдикалистского социализма», - утверждает Шмитт в статье «Государственная этика и плюралистическое государство».

С другой стороны, плюралистичный характер государства является не только и не столько искусственной теоретической установкой, но и эмпирически наблюдаемой данностью, на что не может не обратить внимание Шмитт. Уже в современных ему государствах и тем более в государствах XXI века в обществе наблюдается огромное количество групп влияния, экономических сообществ, церквей и сект, партий и просто групп по интересам. Но такие государства, в которых государство становится «одним из», находится на грани упадка, поскольку в нем безвозвратно исчезает этика верности и служения суверену, воплощенному в лице государя или народа. В таких обстоятельствах, если государство вдруг переходит из нормального состояния к «исключительным обстоятельствам», плюральность этических привязанностей к разного рода общностям играет с заигравшимся в плюрализм государством злую шутку.

Как только в обществе появляется множество не просто коллективных субъектов, но субъектов, претендующих на политическую власть и политическую лояльность к себе, состояние государства можно диагностировать как состояние «колосса на глиняных ногах» из сна Навуходоносора. В такой плачевной для государства ситуации любое не самое значительное событие в политической жизни мгновенно подрывает иммунную систему государства и ввергает его в продолжительные судорожные конвульсии. Применительно к сегодняшнему дню можно высказать предположение, что в таком состоянии сейчас пребывает Украина, перманентно раздираемая множеством партий, олигархических группировок и региональных клановых структур.

То же самое состояние, но с гораздо худшими последствиями, угрожает гораздо более этнически, религиозно и географически разрозненной России, если в ней вдруг разрушится или самостоятельно деградирует известная «путинская вертикаль». Особенно опасными и почти катастрофичными представляются с точки зрения шмиттианства эксперименты с «вертикалью» в условиях кризиса и нестабильности в отдельных регионах России.

Как бы странно для современных либералов это не прозвучало, но согласно теории Шмитта, сильное государство способно предоставить больше свобод каждому отдельному индивиду, и чем сильнее такое государство, тем шире поле для реализации своей свободы. «Для индивида не существует никакого иного пространства свободы, как то, что ему в состоянии гарантировать сильное государство», - утверждает Шмитт, особо подчеркивая при этом, что плюрализм начинающих доминировать в слабом государстве различных социальных групп будет требовать от каждого конкретного инкорпорированного в эту группу индивида лояльности лишь тем нормативам и ценностям, которые отстаивает данное сообщество. Лишь сильное государство способно нивелировать диктат социальных общностей и политических партий в состоянии Bellum omnium contra omnes. «Тогда это означает суверенитет социальных групп, а не свободу и автономию отдельного индивида», - резюмирует немецкий юрист.

Одновременно стоит предостеречь себя от упрощенных трактовок политического монизма как чего-то репрессивно-насильного, силой выжимающего последние соки из общества и насаждающего однообразие «под одну гребенку». Единство государства, согласно Шмитту, может осуществляться самыми разными способами, что предоставляет правителю бесконечный простор для выбора в зависимости от политической культуры каждой отдельной страны, стоящей перед вызовом нарастающего плюрализма и дезинтеграции.

Путин должен последовательно отстаивать политический монизм, суверенитет и единство государства – те политические категории, исследованию и апологетике которых посвятил жизнь Карл Шмитт.

«Существует единство сверху (через приказ и власть) и единство снизу (исходя из субстанциональной гомогенности народа); единство посредством постоянных соглашений и компромиссов социальных групп или посредством иных, каким-либо образом осуществленных балансов этих групп; единство изнутри и единство, основанное лишь на давлении извне; более статическое и постоянно функционально интегрирующее себя динамическое единство; наконец, существует единство посредством власти и единство посредством консенсуса», - утверждает Шмитт.

Разоблачающей критике автор подвергает также конвенциональные теории государства, возникшие в эпоху просвещения. Противоборство множества частных интересов конституирует в большинстве случаев ущербную власть, которая, лавируя между тысячами частных интересов отдельных субъектов, в итоге подвергает риску жизни граждан и, боясь опереться на естественное для себя насилие, окончательно разлагает не только этические основы, но и государство как таковое. «Власть устанавливает консенсус, причем часто разумный и этически оправданный консенсус, и наоборот: консенсус создает власть, причем часто неразумную и, несмотря на консенсус, этически извращенную власть», - подчеркивает Шмитт. Таковы издержки самой слабой формы единства – единства посредством консенсуса – Konsensuseinheit.

Вновь обращаясь к актуальности идей Шмитта для современной России, стоит вспомнить развиваемую автором идею «политической теологии», т. е. идею неразрывной связи политики и религии, взаимопроникновения и взаимосвязи обоих. По словам Шмитта, «совпадение теологической и метафизической картин мира с образом государства можно выявить повсюду в истории человеческой мысли; простыми примерами этого являются идейные взаимосвязи монархии и монотеизма, конституционализма и деизма». Синонимический ряд подобных дуальных категорий можно постараться продолжить самостоятельно.

Например, в России все более четко вырисовывается оппозиция между «теологиями», условно говоря, путинских и медведевских политических элит. Раскол этот, очевидно, проходит не только по самим элитам, но и по всему обществу. Так, электоральной базой Владимира Путина было и остается монотеистическое российское большинство, распознающее в нем единственно легитимного царя. Царь, соответственно, должен вести себя по-царски: быть максимально отстранен от масс и венчать пирамиду власти в стране. Монотеистически ориентированное сознание большинства россиян по-прежнему направлено на трансцендентность Бога, и поэтому каждое «хождение в народ» Путина, будь то езда на «Лада-Калина» или игра на фортепьяно на благотворительном вечере, «расколдовывают» его и низводят до земного уровня.

Противоположную, набирающую силы часть пантеистической или манифестационистской элиты представляет Дмитрий Медведев. Всем своим политическим поведением он демонстрирует предельную интеграцию в существующую реальность, в реальность посюстороннюю: общается с блогерами, раздает указания чиновниками через социальные интернет-сети и т. д.

Поэтому, опираясь на концепцию Шмитта, можно приблизительно смоделировать стратегию предвыборной кампании для каждого из кандидатов, если на грядущих президентских выборах президент и премьер-министр все же вступят в борьбу за пост президента. Владимиру Путину, чтобы заручиться необходимой поддержкой своего большинства, необходимо будет максимально дистанцироваться от публичных PR-проектов и как можно реже появляться на публике, демонстрируя свою отдаленность от мелких политических дрязг и социальных протестов.

Премьер должен будет общаться с народом исключительно через заявления международного уровня, подобные известной Мюнхенской речи, в то время как Медведеву, опирающемуся на «прогрессивное» сообщество интернет-пользователей и либеральной элиты, необходимо будет еще глубже интегрироваться в сети, завести аккаунт не только в «Twitter», но и во всех без исключения социальных сетях, по возможности дистанцироваться от государственных дел.

Медведев, отстаивающий de facto релятивизм государственной власти и плюралистическое общество, должен будет продолжить игру на поле того электорального меньшинства, которое отстаивает столь экзотические для российского общества взгляды, отобрать пальму первенства у своих конкурентов: Касьянова, Каспарова и Новодворской. Путин же должен последовательно отстаивать политический монизм, суверенитет и единство государства – те политические категории, исследованию и апологетике которых посвятил жизнь Карл Шмитт.


Андрей Коваленко  
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru