14 ноября, среда | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Интервью | Аналитика | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев
Зачем Киеву проспект Макеейна?"
Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется
За перемогой - перемога"
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
Свiдомий по-украински и свядомы по-белорусски означает сознательный. Этими терминами агрессивные этнократические меньшинства в Белоруссии и на Украине обозначают самих себя. В Интернет-блогосфере их окрестили, поэтому свядомитами и свидомитами. Чем белорусские свядомиты отличаются от украинских свидомитов
Западники и национализм"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Нонмодернизация Бруно Латура: на новой территории
Постмодернизм не может существовать, поскольку Новое Время так никогда и не началось, а значит, невозможно и его преодоление, ибо преодолевать попросту нечего 10 мая 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Самоустановленное господство мировоззрения современного общества базируется на предрассудках, созданных естественными науками

Мы привыкли иметь дело с критикой Модерна, исходящей либо от представителей Постмодерна, либо Премодерна, однако дело двумя этими подходами не ограничивается. Современный французский социолог науки Бруно Латур идет дальше как постмодернистов-леваков, так и традиционалистов, а спокойная академичность и конструктивный строй его текстов, безусловно, вызовут симпатию к нему у тех, кто с опаской относится к выходкам постмодернистов, анархо-примитивистов или ваххабитов. Наиболее известная работа Латура «Nous n'avons jamais été modernes» («Мы никогда не были современными») была издана во Франции в 1991 году, в России же ее издали в 2006 году под названием «Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии».

«Существует только одна положительная вещь, которую можно сказать о постмодернистах: после них больше ничего нет. Отнюдь не являясь концом конца, они знаменуют собой конец концов, то есть конец способов закончить и пойти дальше».

Антропологическая модель Модерна представляет собой определенного рода «гуманизм», постулирующий рождение нового человека как субъекта, принципиально отделенного от внешних объектов (вещей, предметов, животных). Область сакрального при этом выносится Модерном за скобки. Собственно, вычитанием сакрального и иррационального Модерн стремится достичь очищения субъект-объектных отношений от каких-либо искажений.

Учреждение новой антропологии и нового (современного) человека автоматически означает фиксацию всего ненововременного, не модернизированного, не современного в качестве нечеловеческого, а значит, либо объектного (природного, раз и навсегда отделенного от человека – и не подлежащего модернизации), либо гибридного, а значит, подлежащего модернизации и очищению от архаики. Таким образом, Модерн «разрубает» реальность, ранее представлявшую собой сложное (относительно - для различных обществ) единство на социальное (человеческое, субъектное) и природное (объектное). Собственно, Модерн и есть непрерывное разделение, дифференциация. Модерн – это «Бритва Оккама».

Данная онтологическая картина реализована в том, что Латур называет Конституцией Нового Времени. «Конституция» в данном случае означает вовсе не политическую конституцию, а «определение людей и нечеловеков, их особенности и отношения, компетенции и их объединения». То есть, Конституция у Латура близка к таким понятиям, как «парадигма» и «эпистема».

Анализируя историю науки, Латур показывает, что работа по очистке субъект-объектных отношений одновременно представляла собой конструирование новых гибридов. Подробнейшим образом останавливаясь на таких авторах как Бойль, Гоббс, Кант и других, Латур показывает, что Конституция Нового Времени не только сама включает в себя гибридов и реализуется в производстве новых гибридов. На множестве примеров он доказывает, что разделение происходит лишь для того, чтобы встроить вновь нарезанные элементы прежней целостности в новые конфигурации гибридов.

Так, начиная с Гоббса и Бойля, конституируются разделения научной власти, на которую возложена обязанность репрезентировать вещи, и власти политической, которая должна репрезентировать свои субъекты. При этом Латур формулирует смысл Конституции в виде перечня «гарантий», призванных оградить нас от парадоксальной взаимной и одновременной трансцендентности и имманентности человека по отношению к природе и обществу.

Таким образом, по Латуру, «главный пункт нововременной Конституции состоит в том, чтобы сделать невидимой, немыслимой, нерепрезентируемой посредническую работу, которая собирает вместе гибриды. Прерывается ли, однако, эта работа? Нет, ибо нововременной мир тотчас перестал бы функционировать, поскольку он, как и все другие коллективы, живет благодаря этому смешиванию. Великолепие такого механизма проявляется здесь во всем своем блеске. Нововременная Конституция, напротив, допускает расширенное умножение гибридов, существование и даже саму возможность существования которых она отрицает».

Отдельно Латур останавливается на критике т. н. Первого Просвещения как нового этапа конструирования гибридов: «Второе Просвещение - Просвещение XIX века. На этот раз точное знание об обществе и его законах позволило обрушиться с критикой не только на предрассудки обычного обскурантизма, но также и на новые предрассудки, созданные естественными науками. В смешениях первого Просвещения представители второго увидели только неподобающую смесь, которую было необходимо очистить, тщательно отделив ту часть, которая относилась к самим вещам, от того, что можно было отнести к функционированию гибридов экономики, бессознательного, языка или символов.

Все прежние мысли - в том числе и некоторые науки - стали нелепыми или приблизительными. Марксизм казался столь долгое время непреодолимым потому, что он, на самом деле, объединил два наиболее мощных ресурса, когда-либо разработанных критикой, и тем самым связал их навеки. Он позволял сохранить долю истины, принадлежащую естественным и социальным наукам, тщательно устраняя при этом их проклятую долю, их идеологию. Он воплотил все чаяния первого и второго Просвещения и подвел под ними черту».

«Антинововременные, как и постмодернисты, ведут игру на территории своих противников. Но нам открылась другая территория, намного более просторная, намного менее спорная - территория ненововременных миров».

Постмодернисты же представляются Латуру усталыми и разочаровавшимися модернистами, которые продолжают критику, несмотря на то, что утратили веру в ее основания. «Постмодернизм - симптом, а не свежее решение. Он живет при нововременной Конституции, но не верит больше в те гарантии, которые она предоставляет».

Латур отрицает возможность постмодернизма, поскольку для него Новое Время так никогда и не началось, а значит, невозможно и его преодоление, ибо преодолевать попросту нечего. «Мы не вступаем в новую эру; мы больше не продолжаем панического бегства пост-пост-постмодернистов; мы не цепляемся больше за авангард авангарда; мы больше не пытаемся быть еще хитрее, быть еще критичнее, положить начало еще одному этапу эры подозрения. Нет, напротив, мы замечаем, что так никогда и не начали вступать в эру Нового Времени.

Антинововременные ожесточенно сражаются с эффектами, производимыми Конституцией, но в то же время полностью ее принимают. Антинововременные меняют только знаки и направление своего негодования. Они перенимают у нововременных даже их главную особенность - идею времени с его необратимым движением, которое полностью отменяло бы свое собственное прошлое. Существует только одна положительная вещь, которую можно сказать о постмодернистах: после них больше ничего нет. Отнюдь не являясь концом конца, они знаменуют собой конец концов, то есть конец способов закончить что-либо и пойти дальше».

Для обозначения своего похода Латур использует понятие «non-moderne» (Нонмодерн) - «Ненововременность» (или «amoderne» - «анововременность»). Согласно Латуру, «ненововременным» является тот, кто одновременно принимает в расчет и Конституцию Нового Времени, и отрицаемые ею гибриды: «Конституция объясняла все, упуская при этом из виду то, что находилось посередине. "Это пустяки, это совсем ничто, простой остаток", - говорила она. Теперь гибриды, чудовища, смеси, существование которых она отказывается объяснять, составляют почти что все - они составляют не только наши коллективы, но также и другие общества, неправомерно называемые донововременными.

В тот самый момент, когда двойное Просвещение марксистов, казалось, все уже объяснило; в тот самый момент, когда крах их тотального объяснения привел постмодернистов к тому, что они погрузились в отчаяние самокритики, мы открываем, что объяснения еще не начались и что так было всегда, что мы никогда не были ни нововременными, ни критиками, что никогда не было никакого прежнего, никакого Старого Режима, что мы никогда так и не покидали прежней антропологической матрицы и что иначе и быть не могло».

Уничижительной критике Латур подвергает универсализм Модерна, вскрывая его подлинные внутренние противоречия: «Поскольку Конституция верит в полное отделение людей от нечеловеков и в то же самое время упраздняет это разделение, она сделала нововременных непобедимыми. Если вы начинаете их критиковать, заявляя, что природа - это мир, который сконструирован человеческими руками, они вам покажут, что природа трансцендентна и что они не имеют к ней отношения.

Если вы скажете, что общество трансцендентно и что его законы бесконечно нас превосходят, они ответят, что мы свободны и что наша судьба находится только в наших собственных руках. Если вы возразите им, что они обнаруживают свою двуличность, нововременные на это скажут, что они никогда не смешивают законы природы и неотъемлемое право человека на свободу. Если вы им поверите и направите свое внимание на что-то другое, они воспользуются этим, чтобы перенести тысячи объектов из природы в социальное тело, сообщая последнему устойчивость природных вещей».

Одновременно взгляды Латура сродни той критике, которой подвергают европейское общество этносоциологи, разоблачающие универсализм Модерна как форму этноцентризма, а сам Модерн в качестве локального типа общества, который благодаря гипертрофированному сосредоточению на технологическом и материальном прогрессе добился глобального господства и стремится утвердиться в качестве универсального.

Так, Латур предлагает в качестве наглядного примера европейского ученого-этнолога, который, сталкиваясь в экспедиции с представителями архаического племени и демонстрируя им преимущества рационального европейского мышления, сталкивается с непониманием и возмущением со стороны монистского мышления аборигенов, что интерпретируется данным этнологом в качестве подтверждения преимущества его позиции над примитивными формами, не способными к взаимодействию с дифференцированными формами мышления.

Латур же предлагает взглянуть на то, что получится, если сам Модерн поставить в позицию «примитивного папуаса». «Давайте предположим, что наш этнолог возвращается в свою страну и пытается отменить внутренний Великий Разлом. И предположим теперь, что благодаря ряду счастливых случайностей он принимается за анализ одного из множества здешних племен, скажем, племени научных исследователей или инженеров. Ситуация оказывается перевернутой, поскольку здесь и сейчас исследователь применяет уроки монизма, почерпнутые им из предыдущего путешествия. Племя ученых утверждает, что, в конечном счете, оно полностью отделяет знание о мире от нужд политики или морали. Однако в глазах наблюдателя это отделение не является особенно заметным или само представляет собой побочный продукт гораздо более смешанной деятельности в лаборатории, бриколажа.

Информанты утверждают, что они имеют доступ к природе, но этнограф отлично видит, что они имеют доступ только к определенному видению природы, к репрезентациям природы. Это племя, как и предыдущее, проецирует свои собственные социальные категории на природу, но в данном случае принципиально новым является утверждение, что оно этого не делает. Когда этнолог объясняет своим информантам, что они не могут отделить природу от социальной репрезентации, которой они его наделяют, они чувствуют себя оскорбленными, или вообще его не понимают. Наш этнолог усматривает в их ярости и в их непонимании доказательство их нововременной одержимости. Монизм, в котором теперь живет исследователь, - люди отныне всегда смешаны с нечеловеками - для них невыносим. По причинам социального порядка, заключает наш этнолог, западные ученые нуждаются в дуалистическом отношении».

В заключение приведем еще одну цитату Бруно Латура, характеризующую как позицию, так и научный стиль: «Антинововременные, как и постмодернисты, ведут игру на территории своих противников. Но нам открылась другая территория, намного более просторная, намного менее спорная - территория ненововременных миров. Это Срединная Империя, столь же обширная, как Китай, и столь же неведомая нам».


Павел Канищев  
Комментарии:
Константин Борисович (10 мая 2011, 13:42)
Современная нам эпоха, частью которой мы являемся диктует личности требование самоопределиться. Вот здесь и начинается чехарда в широком спектре от Ницше с его борьбой против своего времени до Бжезинского с его глобальным лидерством американской идеи вкупе с якобы-миротворцами. Разброс очень широк, и, как показывает практика, не прав никто. Вопрос о самоопределении отдельно взятой индивидуальности на фоне свовременности остается не решенным, хотя парадигм для его решения понапридумали предостаточно.
Другими словами, названного самоопределения нет, и от его отсутствия эпоха уверенно пребывает в штопоре. Сначала в медленном во времена Ницше, теперь - в уже подразогнавшемся и вдобавок отягощенным высокими технологиями. Острие эпохи - индивидуально взятый человек. Раз он спит и работу по своему становлению перекладывает на что-то внешнее, лежащее вне его, то беды были и будут. Апокалиптическое ощущение, о котором говорит статья, может оказаться недостаточно сильным средством пробуждения.
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru