14 июня, пятница | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
В Москве прошла международная конференция «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Турции как христианских государств». Ведущие интеллектуалы из Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России обсудили очень сложные во Турецкий фактор закавказской политики: от продвижения западных интересов к евразийской геополитике
Что ждать Закавказью?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Западный мир перешел в фазу саморазрушения, деиндустриализация и экономическая рецессия в Германии, проблемы США с колоссальным госдолгом, которые нельзя разрешить, неспособность Запада нанести поражение России в конфликте на Украине даже совокупными усил Россия открывает ворота на Юг
Новый виток развития
Валерий Коровин, новая книга, Конец Европы. Вместе с Россией на пути к многополярности, издательство Родина, презентация Европу спасёт Русское чудо
Конец или начало?
россия, куба, президент отель, многополярный мир, Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира, Валерий Коровин, Александр Дугин, Сергей Бабурин, Сергей Миронов Россия и Куба: вместе против расчеловечивания и однополярности
Удар в брюхо США
Широко известный факт – о реальном, а не показном благополучии той или страны можно судить по двум простым параметрам: отношению к старикам и отношению к детям. Как же обстоит с этим дело в самой благополучной, по собственному утверждению, стране мира – С Ежедневно 60 тысяч детей в США отправляются за решетку
Жестокость к детям – это закон в США
6 октября 2023 года в Бишкеке состоялось выездное заседание Всемирного Форума «Новая эпоха – новые пути», приуроченное к саммиту СНГ, который пройдет в Кыргызской Республике 13 октября 2023 года. Мероприятие организовано Международной организацией евразий «Новая эпоха – новые пути»: шаг к укреплению многополярности
Ради будущего Евразии
В последнее время всё чаще в новостных лентах фигурируют сообщения о произволе, беспределе и преступлениях, совершаемых либо мигрантами, либо «новыми россиянами», лишь недавно получившими  паспорт гражданина РФ.  Большинство обозревателей отмечают самоуве Трудовые будни самарской миграционки
Русские возвращаются?
Приближается православный праздник – Крещение Господне. В этот день по всей России и далеко за её пределами верующие совершают омовение.   Вместе с тем, в наших холодных широтах Крещенские купания – истинное испытание. Настоящий подвиг для тех, кто в обыч Крещенские купания: как относиться, как подготовиться и… начать моржевать?
Моржи моржуют!
Поэтический вечер члена Союза Писателей России и Союза Писателей Донецкой Народной Республики Натальи Макеевой прошёл в конце 2023 года в московском клубе «Бункер на Лубянке» http://evrazia.org/news/49267.  Мероприятие получило название «Мы снова стали не Вечер «непокорных» в «Бункере на Лубянке»
Z-поэзия или... ?
Одним из неочевидных результатов начала в 2022 году Специальной военной операции ВС России на территории бывшей Украины стал выход поэтов, пишущих о современной войне, из маргинального поля. При том, что литературный процесс, связанный начавшимися в 2014 Пропуская сквозь себя войну
Для кого эти стихи?
Специальная военная операция ВС России на территории бывшей Украины продолжается уже два года. За это время она приобрела поистине всенародный характер. Приложением нечеловеческих усилий сотен тысяч людей на фронте и в тылу русская армия медленно, но верн Награда для современных последователей Ковпака
Награда найдёт героев!
Спустя более чем год после начала Специальной военной операции ВС России бывшей Украины появляется всё больше свидетельств недостатков российской армии, которые высветила СВО.   Причин много. По мнению ряда экспертов главная – Россия слишком давно полноце Ошибки СВО: осознать и победить
СВО: начало
14 декабря 2022 года российские хакеры из группировки «Anarchist Kombatant» взломав сайт украинского военного командования получили доступ к спискам 35 тысяч 382 военнослужащих ВСУ, которые числятся как «пропавшие без вести». Едва ли генерал Залужный и ве Фронтовики или подопытные кролики?
ВСУшник, где твои почки?
22 марта 2024 года в одном из крупнейших концертных залов Москвы обычные мирные люди, пришедшие послушать песни известной музыкальной группы «Пикник», были жестоко убиты и ранены группой радикалов. На сегодняшний день – 144 погибших, более 500 пострадавши Уроки «Крокуса»
Кто истинный враг?
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
5 мая 2024 года исполнилось 10 лет с момента образования Единого штаба поддержки и помощи Донбассу,  созданного неравнодушными жителями Республики Абхазия.  С первых дней Русской весны 2014 года народ Абхазии откликнулся и пришёл на помощь жителям восстав Атаман Мироненко: 10 лет вместе с Новороссией (ВИДЕО)
Абхазия - с Донбассом!
Сегодня, 27 апреля 2023 года, исполняется 60 лет с начала исторического визита Фиделя Кастро в СССР. Этот визит заложил тот прочный фундамент, на котором в наши дни, на новом этапе, возможно выстраивание российско-кубинских отношений. Именно это станет гл Воплощение образа Зевса и символ борьбы за свободу
Россия и Куба!
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Евразийское Ничто как полнота бытия


Евразия - это ничто, но в тоже время Евразия - все, это уникальная бытийная наполненность, великое разнообразие народов, культур, религий, хозяйственных практик 9 сентября 2015, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Только Россия может выбирать между двумя нигилизмами: нигилизмом «восточным», то есть «Западом», и нигилизмом «западным», то есть «Востоком»

Что такое Евразия? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо произвести деконструкцию данного термина, употребление которого в общественно-политической области стало настолько же часто, насколько и бессодержательно. Первые «евразийцы», вводя данный термин, взывали к странным образом молчащей реальности России, не вписывающейся в дуальность Востока и Запада, Европы и Азии в том виде, в каком этот дуализм воспринимался самими носителями новой идеи.

Понятия «Восток» и «Азия», будучи колониалистскими концептами, лишь в малой степени несут в себе смысл, связанный с сущностным содержанием этносов и культур, которые волюнтаристки были включены туда западными людьми.

Тем не менее, осмысляя живую реальность в рамках противопоставления и комбинации этих двух понятий, ни они ранее, ни мы сейчас не являемся свободными от того эксплицитного значения, которые несут два составляющих синтетическое понятие Евразии конструкта, будучи созданными в определенном контексте и, вольно или невольно, инструментуализируя и подчиняя действительность определенным целям.

Мы не свободны от тех точек зрения, исходя из которых были созданы эти социо-географические образы, формирующие присущую каждому из нас социо-географическую карту нашего сознания. Не разделяя многих, в том числе и методологических точек зрения современного российского географа Дмитрия Замятина, тем не менее, стоит признать его правоту в том, что метагеополитический дискурс в своем развитии и функционировании должен опираться на географические и геополитические образы, картографируемые как вполне автономные метапространства, лишь частично, и не всегда прямо, подобные соответствующим традиционным картографическим представлениям.

Рассмотрим в качестве таких образов понятия Европы, Азии и Евразии. Обращаясь к историку литературы Эдварду Саиду, создавшему концепцию «ориентализма», отметим, что его точка зрения представляется фундаментальной. Согласно ей, функционирующее в сфере культуры понятие «Востока» является колониальным конструктом, обеспечивающим «господство европейцев над колониальным миром, создавая тем самым негативные предпосылки для формирования идентичности "современного и западного"». Данное положение совершенно оправданно даже вне того особого смысла, который вкладывает в «ориентализм» Саид.

Действительно, воспринять совокупность различных предметов, не представляющих из себя целое, как нечто единое можно, только если все они связаны с нами одного рода отношениями. Не зная ничего об этих предметах, легко перенести общность нашего отношения к ним на них самих, создав, таким образом, иллюзию искусственного единства, которая всецело поддерживается только нашим незнанием и нежеланием знать. Эти предметы вне нас и чужды нам - они не мы сами. Именно внешнее, отчужденное к ним положение в сочетании с особого рода отношением, позволяет обобщать так смело.

Что может быть общего между Ираном, Индией, Японией, Китаем и Саудовской Аравией? Между индуизмом и исламом мировоззренчески и догматически разверзлась гораздо большая пропасть, нежели между исламом и двумя другими авраамическими религиями - христианством и иудаизмом. Что связывает то этническое, культурное, антропологическое, мировоззренческое разнообразие, которое называют «Востоком» или «Азией»? Только внешняя инструменталисткая колонизаторская в своей сущности позиция человека Запада.

Чуждые европейцам народы и культуры, с которыми они установили отношения колониального типа, были объединены в едином инструментальном по своему характеру понятии «Восток». Этим объясняется тот факт, что зачастую к Востоку относят большую часть мира - не только Азиатский материк, но и Африку. Пожалуй, только боязнь полной нелепицы заставляет не употреблять понятие «Восток» по отношению к Латинской Америке.

Точно так же, как применявшееся сначала лишь к Ближнему Востоку, Леванту, то есть части Средиземноморской ойкумены, хорошо знакомой европейцам, понятие «Востока», «ориента», было распространено на значительную часть мира вообще, так и понятие Азии из обозначения Малоазийского полуострова стало названием значительной части Старого Света. Понятие «Азия» так же искусственно и чуждо всем «азиатам», которые на деле весьма разнятся между собой, как и понятие «Востока». В определенной степени они выступают как синонимы.

Понятия «Восток» и «Азия», будучи колониалистскими концептами, лишь в малой степени несут в себе смысл, связанный с сущностным содержанием тех этносов и культур, которые волюнтаристким образом были включены туда западными людьми. Формирующий их взгляд - взгляд извне, для которого все многообразие «Азии» выступает не в самом своем содержании, но как «другое», как обобщенное отрицание - отрицание той европейской культуры, с позиций которой исходит колонизатор. Это негативные формы, формы обобществленного «Другого», «они» как они-группа в том смысле, какое в это понятие вкладывал Уильям Самнер, созданные европейцами и воплощающие в себе их собственную негацию, те негативные предпосылки формирования «Запада и современного мира», о которых и пишет Саид. Азия и Восток - понятия совершенно нигилистические.

Большим вопросом остается, не является ли столь же нигилистическим понятие «Запада», отражающее представления тех культур, что относятся людьми «Запада» к «Востоку». Что такое западная или европейская идентичность? Поиск ответа на это вопрос чрезвычайно труден. Европа и Запад - это тоже многообразие, несводимое к тому выхолощенному концепту, которое под Западом подразумевают вне его. Именно там, опять-таки с внешней позиции, как определенного рода отрицание оно может иметь некий смысл.

Западники возможны только вне Запада. Идея единой Европы всегда была маргинальной и если широко и циркулировала, то только в негативном смысле, в противопоставлении себя воображаемому Востоку. Как отмечал Саид, идея «Востока» имела значение и для негативного формирования воображаемого самими европейцами образа Запада, но этому образу не соответствовало никакое реальное единство, - это значение бывшее, максимум, проектным и остающееся таковым.

Даже сейчас именно в вопросе самоопределения, идентичности в главном общеевропейском проекте - Европейском Союзе - возникают наибольшие трудности. Пока Союз был только и преимущественно экономическим объединением, такого вопроса не появлялось. Но как только появились претензии на нечто большее, обнаружилась невозможность найти на него ответ.

Многообразие народов, государств, конфессий, правовых систем обладает многим сходными чертами в ряде случаев, в ряде случаев их почти нет, но это «одно» не действует как одно, не является единым. Ценности? Но европейские ценности теряют свою «европейскость», становясь универсальными. Европейские державы могли управлять всем миром, но не могли объединиться между собой в рамках Европы, а сегодняшнее их объединение наполнено существенными противоречиями.

Образ европейца, не важно, «белого сахиба» или «презренного гяура» - тоже негативный. Только это негация культур, испытывающих колонизаторское воздействие. Их «Другой». Понятия Европы и Запада столь же неопределенны и нигилистичны, как и понятия Востока и Азии.

Понятие Евразии, соединяющее эти две негации, можно назвать нигилистичным к квадрате. Уже исходя только из самого термина, объединяющего два ничто в себе, Евразию можно понять как обобщенное ничто, обобщенное взаимное отчуждение угнетаемых и угнетателей, колонизаторов и колонизируемых, а также множество других негаций, развертывающихся параллельно этой оси.

Дихотомия власти, правящего класса, интеллигенции, элиты и народа в России, ее внутренняя геополитика повторяет дихотомию Запада и Востока. Косная, серая, ничего не понимающая масса народа, по отношению к которой элита всегда выполняет модернизаторскую и просветительскую функцию - наш внутренний Восток. Народ же воспринимает элиту как внутренний Запад - либо как «белого господина», либо как колонизаторов, высасывающих из народа все соки.

Мышление в рамках этих двух конструкций, Европы и Азии, и приводит к осознанию негативного статуса России. Поэтому прав великий предтеча евразийства Петр Чаадаев - мы не принадлежим к «двум великим семьям человечества» - ни к Востоку, ни к Западу. Запад не выбирает для себя «Запад», Восток не выбирает для себя «Восток». Этот спор возможен только в России. Только Россия может выбирать между двумя нигилизмами - нигилизмом «восточным» («Запад») и нигилизмом «западным» («Восток»).

Евразия - это не цель, не что-то реально существующее, не «цивилизация», не слияние Запада и Востока, Евразия - это движение и подвиг преодоления, в том числе преодоления самой себя.

Выбирая «Запад», Россия становится Сверх-западом и не-Западом одновременно, потому что такого «Запада», который выбирает Россия, никогда нет и не было, потому что она выбирает восточный нигилизм, концентрированное отрицание, все то негативное, что ассоциируют с Западом его противники. То же самое происходит и с Востоком. Не потому ли попытки построить в России «западное общество» оборачиваются абсорцией его негативных свойств, а попытки оторваться от него ведут в конечном счете к проявлению таких «восточных» характеристик (грязь, деспотия, нищета, коррупция, лень), какими ни одно «восточное» общество одновременно не обладало?

Определение Евразии как чего-то иного, ни «Востока», ни «Запада», может быть, конечно, помысленно и диалектически, как отрицание отрицаний. К этому и шли первые «евразийцы», мысля Евразию как нечто особое, но их концепт, будучи даже словесно синтетичным, допускал и возможность слияния двух негаций без их диалектического преодоления, в чем видно некритическое отношение к понятиям Европы и Азии, Запада и Востока. Сочетание тезисов многообразия культур и реальности окциентального и ориентального сослужило плохую службу.

Именно в преодолении, преодолении самой Евразии может быть найден ее смысл, который в дуальной фиктивной логике «Запада и Востока» всегда будет нигилистичным: либо как слияние двух нигилизмов, и их обобществленное ничто, либо как то, что не является ни Западом, ни Востоком - а значит (вспомним Чаадаева), также ничто. Смысл этот - преодоление вышеупомянутого дуализма, снятие его в пользу множественности, которое предполагает не отвержение, а осмысление, понимание, по тому, что даже фиктивное должно быть понято как таковое.

Такое понимание есть первая ступень на пути обозначенного преодоления. Иное по отношению к фиктивному - это и есть настоящее, бытийное. Евразия - это ничто, но в тоже время Евразия - все, это уникальная бытийная наполненность, великое разнообразие народов, культур, религий, хозяйственных практик. Это «такое ничто, из которого должно произойти нечто».

Мартин Хайдеггер, комментируя данный пассаж Гегеля, дает верный совет по экзистенциальному взаимодействию с русским Ничто: «Само бытие в своем существе конечно и раскрывается в трансцеденции здесь-бытия (Dasein), удерживающегося в ничто».

Русское, евразийское Ничто - полнота бытия, которая проявляет себя как ничтожное только по отношению к «Западно-Восточному», «Европейско-Азиатскому» дуализму. Сняв его, можно увидеть Россию и мир как невиданное богатство, полноту и щедрость плюриверсум, вне сковывающих его универсалистских схем, фиктивных различий и тождеств.

Обращение к многообразию и языку - это суть и смысл изначального евразийства, которое, как отмечал Степан Глебов, и мировоззренчески, и методологически выступило в качестве предтечи структурализма и поструктурализма, в том, что касается России, «разрушая старую славянофильскую диллему».

Мы говорим на чуждом нам языке восточно-западной, азиатско-европейской дуальности, а потому Россия показывает нам себя как немое или бессвязно бормочущее существо. Чтобы услышать Россию, чтобы понять собственный язык, надо обратиться к ней самой, сняв это разделение и обратившись к собственной бытийственной множественности. Слышать голос русского Ничто - уже значит обратиться к нему как всему. Максима - многообразие в пределах России, и многообразие вовне, вопрос о многообразии принципиален, иначе, преодолев дуализм, мы обратимся не к исцеляющей и предельно наполненной плюральности, а к максимальной лишенности универсализма.

Евразия - это не цель, не что-то реально существующее, не «цивилизация», не слияние Запада и Востока, Евразия - это движение и подвиг преодоления, в том числе преодоления самой себя.


Александр Бовдунов  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Конец Европы Вместе с Россией на пути к многополярности издательство Родина

Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru