18 августа, четверг | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Сейчас, в судьбоносные для нашего народа дни, внимание многих, вдруг пробудившихся от повседневной дрёмы, людей приковано к смерти. С обеих сторон ведут подсчёт убитых: сочувствующие Украине заявляют о 4000 тысячах убитых русских воинах, Министерство Обор Приказа умирать не было
Солдат и смерть
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Мы не сможем выиграть у Запада, играя по его правилам. Почему МВФ управляет нашим ЦБ, почему там Набиулина до сих пор, а не Глазьев или Геращенко? Сейчас наши предприятия готовы расширять производство, набирать новых рабочих, им как воздух нужен кредит, н Хватит мямлить! Вырабатывайте командный голос!*
Полумерами отделаемся
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
На Украине принято иронизировать, когда происходящее в этой стране сравниваешь с событиями Великой Отечественной войны, а действия украинских «патриотов» с действиями немецких нацистов. При этом они, не стесняясь, используют нацистскую эстетику, символику Трибунал за геноцид: как открыть миру глаза на происходящее в Донбассе
Накануне прозрения
Война в Донбассе намного серьёзнее, масштабнее, кровопролитнее, кровожаднее. Если, в Абхазии, допустим, какие-то запрещённые вещи применялись – игольчатые или нервно-паралитического действия, лишь бы человека обездвижить, то здесь применялся фосфор. Я уже Боец «Пятнашки»: «В Абхазии и Донбассе – один и тот же сценарий, только разные масштабы»
Добить врага
21 апреля 2022 года в Общественной палате РФ состоялась Международная конференция «Доказательства массовых военных преступлений вооруженных сил и нацподразделений Украины». Мероприятие прошло по инициативе российских и зарубежных правозащитников. На конфе Военные преступления Киева: грядёт трибунал
Трибунал для Киева
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
Акция, посвящённая памяти лидера Кубинской революции Фиделя Кастро (Fidel Alejandro Castro Ruz) прошла 25 ноября 2021 года в Москве. Об этом сообщает официальный сайт Фонда им.Фиделя Кастро, главной задачей которого является увековечивание его памяти. Как Пять лет без Фиделя
Россия – с Кубой!
Проблема свободы слова является актуальной многие годы, и в наше время ничего не изменилось. Достижение Российской Федерацией своих национальных интересов дает нам возможность взглянуть на эту проблему под другим углом в режиме реального времени. Данную п Свобода слова теперь в прошлом
Где демократия?
Международная выставка рисунков «Дети рисуют Мир. Дети Донбасса – детям Карабаха» и международного круглого стола «Проблемы обеспечения безопасности детей в зонах боевых действий» прошли 11 ноября в штаб-квартире «Россотрудничества». Мероприятие организов Дети: право на жизнь и идентичность
Дети Донбасса и Арцаха в опасности
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Синтезирующий реализм как философское воплощение евразийской идеи


Пока Восток оттачивает чувственность, а Запад тренирует рациональность, России выпадает шанс принять активное участие  в сплетении двух этих начал в здоровой методологии построения единой картины философского знания 21 ноября 2010, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Россия могла бы стать связующим интеллектуально-методологическим звеном между моделями развития философской мысли Запада и Востока

В течение почти целого века Россия демонстрирует в своем общественном развитии особенную, ни на что непохожую тенденцию. Это заставляет подозревать о существовании у россиян некоего подспудного стремления идти своим путем к некоей оригинальной, пока толком неозвученной цели. Осознание этого стремления и побудило отечественных мыслителей сформулировать идею специфической российской самодостаточности в виде евразийской идеи.

Практика полноценного человеческого бытия утверждает, что для успешного функционирования психики индивидуума одинаково важны и чувственное и рациональное начало, при этом они должны демонстрировать баланс и взаимодействие.

Надо честно констатировать, что до сих пор евразийская идея существовала лишь в виде декларации, разновидности русского утопизма, геополитической доктрины, опирающейся на географический фактор и текущий международный расклад политических сил, или стихийного движения сопротивления западному образу жизни и мышления. Другими словами, она не имела вполне живого позитивного содержания и интеллектуального наполнения. Однако есть надежда, что ситуация в скором времени сможет начать исправляться.

Отрадно, что в свете современных общественных процессов, наконец, начинает пробивать дорогу понимание того, что подобная евразийская самодостаточность должна состоять не в поиске какого-то особенного «внецивилизационного» пути, а в отыскании собственной масштабной специализации на идеолого-политическом, экономическом, культурном и интеллектуальном рынках глобализующегося человечества. То есть, речь должна идти о смене прежней «узкой» установки, ведущей к локальной замкнутости, на «расширенную», предусматривающую активное включение в мировой общественный процесс.

Если в сфере политики, экономики и культуры «евразийский» потенциал России, скажем прямо, сегодня весьма невысок в силу объективных причин (прежде всего – ввиду экономической отсталости и неэффективного механизма управления), и с этим пока мало что можно поделать, то в сфере философской мысли его смелой реализации почти ничто не мешает. Здесь достаточно энергичных усилий группы энтузиастов для пропаганды и демонстрации плодотворности специфического евразийского синтезирующего метода философских исследований. Именно здесь евразийская идея смогла бы совершить свой значимый прорыв.

Каким требованиям должен отвечать искомый метод? Прежде всего, вместо фанатичного увлечения однобокими «избранными» философскими тенденциями следует культивировать по-настоящему евразийский принцип «цветущей сложности», стремиться учитывать и давать возможность развиваться всем актуальным философским идеям и школам. Надо отметить, что нынешняя эпоха постмодернизма с ее мировоззренческой всеядностью и плюрализмом мнений как нельзя лучше благоприятствует такому подходу.

Кроме того, такая, казалось бы, мировоззренческая анархия подготавливает почву для последующей работы конструктивно собирающей теоретической системы. Позитивной перспективой развития философской мысли видится все же конструктивный синтез всего философского потенциала, выковывающий единую адекватную и полезную картину знания о мире. Единству реальности в конечном итоге может и должно быть сопоставлено системное единство человеческого представления и знания об этой реальности.

Подобно тому, как политики и экономисты вынашивают планы становления России в качестве связующего звена между двумя главными регионами мировой экономики – евроатлантическим и азиатско-тихоокеанским, Россия могла бы стать связующим интеллектуально-методологическим звеном между моделями развития философской мысли Запада и Востока. С перспективой включения европейского и азиатского начал в единый синтез.

У определенной когорты мыслителей, среди которых есть и россияне, есть давняя мечта: попытаться соединить в одном философском методе восточную чувственность с западной рациональностью. Следует признать, что без рационально организующего системного начала восточный сенсуализм представляет собой хаотическое экзальтированное чувственное поле, оперирующее в качестве объяснительных элементов примитивными бытовыми, мистическими или мифологическими образами. Западный же рационализм без довлеющего системно-организующего и склеивающего образа рассеивается в бесконечном аналитическом дроблении знания. Этот факт подтверждается превалированием аналитической традиции в современной англо-американской философии, культивирующей множественность альтернативных мировоззренческих платформ и методологий.

До сих пор два этих подхода представляли собой практически не взаимодействующие параллельные стремления, каждое из которых имело свои сильные и слабые стороны. Практика же полноценного человеческого бытия утверждает, что для успешного функционирования психики индивидуума одинаково важны оба начала, и чувственное и рациональное, и они при этом должны демонстрировать здоровый баланс и тесное взаимодействие. По аналогии с этим правомерно ожидать справедливость подобной ситуации и по отношению к философскому сознанию всего человечества. В связи с этим перспективу всеобщего философского синтеза следует признать не просто весьма актуальной и важной, но и фундаментальной.

Вопрос состоит в том, является ли данная перспектива подходящей и посильной для российской философской мысли. Пока это святое место практически никем не занято, но в состоянии ли россияне справиться с этой ношей? Следовало бы попытаться критически честно и объективно оценить, в связи с этим, потенциал российской философской мысли.

Установка на своевременный скрупулезный учет убедительных доводов широкого множества противоборствующих школ философии призвана поддерживать всю совокупность генерируемых реалистических представлений на высоком уровне.

Прежде всего, надо честно признаться, что россиянам, несмотря на явную тягу к образному мышлению, увы, не дано столь тонкое и острое чувствование, как иным азиатским или латиноамериканским народам, каким-нибудь индусам, японцам или мексиканцам. Так что значительно преуспеть в сенсуализме для нас весьма проблематично. И, в то же время, нам также не подвластна столь строгая рациональность, которая присуща развитым европейским народам, например, немцам и англичанам. «Дар формы у русских людей не велик», – справедливо констатировал в свое время Николай Бердяев в работе «Истоки и смысл русской революции». Так что и на классическом восточном, и на классическом западном фронтах философской мысли россияне до сих пор могли объективно рассчитывать лишь на малозначимые второстепенные позиции. И реалии сегодняшнего дня хорошо подтверждают данный вывод.

Однако такому пассивному следованию в арьергарде мировой философской мысли вполне может быть противопоставлена величественная альтернатива в особой собирающе-синтезирующей функции. Наличие исторического опыта в построении метафизики всеединства подтверждает способность российской философской мысли к такого рода работе.

Так что, в то время как Восток оттачивает чувственность, а Запад тренирует рациональность, России выпадает шанс принять активное участие в осуществлении миссии по построению духовного синтеза, системного соединения, сплетения двух этих начал в здоровой методологии построения единой картины философского знания. Пожалуй, миссия эта беспрецедентна по своей значимости, и потому стоит уделить участию в ее выполнении повышенное внимание.

Кроме прочего, наших людей отличает ярко выраженная привычка держаться кучно вблизи одного генерального масштабного направления, и, по-видимому, наличие этого элемента «соборности» тоже следует учитывать при поиске нашими мыслителями своего специфического места в системе международного разделения труда. Перспектива совместно и дружно поработать на грандиозную синтезирующую философскую идею – что может быть для россиян привлекательнее?

И вот, наконец, сегодня мы можем с удовлетворением констатировать, что начало генерации вышеобозначенной собирающе-синтезирующей идеи уже положено. Заложены краеугольные камни в фундамент построения специального философского учения, носящего характерное название «синтезирующий реализм» [1].

Синтезирующий реализм противопоставляет аналитически-раздробленной методологии исследований западной философской традиции системно-собирающий холистический, по-настоящему евразийский метод. Хаотическому собранию сколь ярких, столь и сомнительных образов восточной философии синтезирующий реализм противопоставляет единый многогранный образ реальности, в максимальной степени отвечающий комплексу критериев объективной адекватности, субъективной целесообразности и прагматической полезности.

Согласно синтезирующему реализму, в основе существования и развития всех отдельных предметов и процессов в природе, в любом уголке личностного и социального, материального и духовного бытия лежит локальная причинная автономия, принцип которой помогает раскрывать входящее в его состав особое философское учение – кольцевой детерминизм [2].

Отыскание материальных причинных оснований под каждым явлением, понятием, ситуацией в пределах самой широкой проблематики позволяет синтезирующему реализму устранять источники принципиальных разночтений и противоречий, возникающих в итоге поверхностно-тенденциозного освещения проблем с противоположных позиций разными философскими школами. Это позволяет отыскивать общий конструктивный базис для построения адекватной каждому актуальному аспекту действительности всесторонне-сбалансированной полноценной философской картины.

Данное обстоятельство дает синтезирующему реализму возможность подняться над спорящими сторонами и выступать в высоком качестве авторитетного третейского судьи, фундаментально-взвешенно исследующего ситуации и коллизии и справедливо разрешающего конфликты. Тем самым обеспечивается по-настоящему евразийский принцип «цветущей сложности». Установка на своевременный скрупулезный учет убедительных доводов широкого множества противоборствующих школ философии призвана поддерживать всю совокупность генерируемых реалистических представлений на высоком, соответствующем текущей эпохе уровне. Таким образом, этот вариант реализма во все предстоящие эпохи сможет оказываться современным.

Кроме того, руководствуясь принципом материалистического монизма и кантовской идеей единства трансцендентальной апперцепции (единства мира сознания), это учение приобретает беспрецедентную возможность объединить исследование всего множества добытых материальных оснований под всем широким комплексом исследованных философских проблем в единую систему реалистических представлений о мире. Таким образом, синтезирующий реализм выдвигается на принципиально новый уровень всеобъемлющего учения, способного осуществлять функции собирания, объединения, синтеза конструктивного философского знания, консолидации усилий целой армии представителей самых разных школ в деле построения единой системной реалистической картины мира.

Принятие на вооружение данной модели действительности, как будет показано ниже, устраняет принципиальные мировоззренческие «перегородки» между познавательными подходами и приемами сторонников прежде антагонистических учений. Появляется счастливая возможность построения учения, нацеленного на синтез, систематизированное включение в свое лоно всего конструктивного философского знания, наработанного за всю историю человечества в рамках множества частных философских учений.

* * *

[1] Калмыков Р. Б. Синтезирующий реализм: системное единение философского знания.

[2] Калмыков Р. Б. Кольцевой детерминизм – ключ к решению проблем научного материализма.


Равиль Калмыков  
Комментарии:
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru