В набирающей обороны войне «Нового Мирового Порядка» и всего человечества интернет может сыграть решающую роль, став реальным и действенным оружием сопротивления
Развитие и глобализация компьютерных сетей привела к тому, что от человеко-машинных комплексов, возникших на первом этапе информационной революции, произошел дрейф в сторону создания человеко-машинного общества со своими законами, этическими нормами, принципами общения и поведения. Отныне человек не просто привязан к компьютеру как элемент локального человеко-машинного комплекса, но он буквально интегрирован в глобальную компьютерную сеть, по сути дела став функцией этой сети. В сетевом обществе возникла еще одна особенность, связанная с обработкой информации: в силу того, что информация, знак, не является предметом, а только символом, который олицетворяет этот предмет, замещает его, в информационном обществе все соскальзывает в виртуальность, все является как бы не реальным.
Как СССР внезапно исчез с карты мира, так могут исчезнуть и США, и экономические кризисы, сменяющие один другой то с апокалиптических грохотом, то тихо и незаметно, этому способствуют как ничто другое.
В своей изданной еще в начале 90-х годов XX века книге «На пороге нового тысячелетия» Жак Аттали - изощренный, тонкий мондиалист, - показал, куда ведут человечество наметившиеся тенденции в развитии науки, общества и экономики. В частности, он в точности описал ситуацию с клонированием и генной инженерией, возможностью выращивать человеческие органы для пересадки, прогнозируя при этом и возможность выведения человека с заданными свойствами.
Кроме того, Аттали утверждал, что не только информация, не только деньги, но и люди будут постоянно и со страшной скоростью перемещаться в пространстве вокруг земного шара, наподобие духов. Это связано с развитием технологий, микропроцессоров, встраиваемых непосредственно в человека, возникновением информационных оазисов, где можно подпитаться энергией, получить необходимую информацию, обменяться сообщениями, переночевать и отправиться дальше, пребывая в состоянии постоянного кочевничества в поиске работы, денег, удовольствий и информации, которая станет высшей ценностью.
Порой создается впечатление, что Аттали говорит чудовищные вещи, но эти «чудовищные вещи» - наше ближайшее будущее. Очевидно, именно в этом и заключается их главная «чудовищность».
Складывающаяся на наших глазах информационная система «открытого общества» предполагает отсутствие порядка в силу своей «открытости». Порядок в ней по этой логике должен наводиться сам. В этом пункте Аттали серьезно противоречит, а впрочем, скорее дополняет американцев-либералов левого и правого толка. Левые, такие как Фрэнсис Фукуяма, продолжают нести восторженный лепет о грядущем светлом будущем, правые - о том, что «все континенты начали разламываться». Мол, «в эти щели хлынуло что-то плохое и если мы, американцы, не вернем все назад, не разбомбим и т. д., то возникнет новый мировой хаос».
Аттали, в этом смысле, зашел дальше других. Он говорит о более зловещей реальности, чем те и другие. Он прогнозирует развитие мира по странной спирали, которая вовлечет человека в паутину информационного общества так, что если в условиях модерна главным вопросом был «Что такое человек?», т. е. вызов был брошен именно человеку, то в условиях, о которых говорит Жак Аттали, речь идет о чем-то другом. Человек там вообще не рассматривается, а рассматривается некая новая реальность. И за этой новой реальностью явно стоят абсолютно инфернальные существа, принадлежащие тому самому пятому сословию, которые и людьми-то, вообще, строго говоря, не являются.
Вожделенный многими крах США вполне возможен как финальное событие модерна. Ибо на данный момент мы не можем из модерна выйти. История как бы остановилась не остановившись, она куда-то идет, но ничего не движется. Сейчас в США федеральные власти покупают гостиницы и пишут на них «мест нет», затем ставят пуленепробиваемые стекла и переоборудуют в тюрьмы. Они готовятся вступить во «что-то». Но во что? Как СССР внезапно исчез с карты мира, так могут исчезнуть и США, и экономические кризисы, сменяющие один другой то с апокалиптических грохотом, то тихо и незаметно, этому способствуют как ничто другое. Аттали, например, в своем прогнозе не оставляет места для США на своей новой карте. Соединенные Штаты Европы, Соединенные Штаты Японии и большое белое пространство под названием Сибирь. Вот и все.
Попытаемся теперь перейти в предельно практическую плоскость, посмотреть, что же можно сделать? Главное в информационном обществе - технологии. Сейчас мы оказались в условиях исчерпанности научно-технического прогресса, исчерпанности идей, фантазии, самого цикла в конечном итоге. Это хорошо по массе причин. Во-первых - враг ничего нового родить не может, все уже написано, надо внимательно читать и смотреть. Все, о чем двадцать пять лет назад писал Аттали, сейчас становится реальностью. Даже в области борьбы с вирусами наступила определенная исчерпанность и усталость, а многие эксперты из области компьютерных технологий считают, что, количество вирусов для многих скоро сделает невозможным пользование компьютером. Например, эксперт в области компьютерных технологий и программ Сергей Яковлев как-то заметил, что «количество рассылаемых вирусов, троянов и программ-шпионов, а также объем присылаемого спама скоро сделает невозможным использование компьютеров, подключенных к сети Интернет, для обычных юзеров». А для необычных?
Сетевого человека неотступно преследует виртуальная реальность, вне виртуальной реальности сетевой человек просто не человек. Она складывается из двух основных компонентов: первый - реальное время, второй - виртуальное пространство. В области борьбы стихий с технологическим обществом связывается стихия аэрократии и стихия воздуха. У Аттали все летают по воздуху с бешеной скоростью, как в известном голливудском блок-бастере «Пятый элемент». В обществе «архаиков с дубинками» - тех, кто остался за бортом информационной эпохи - превалирует стихия огня - пирократия. Такова главная тема будущего, которой, что самое смешное, занимаются даже экономисты. Они на полном серьезе апеллируют к этим реалиям и понятиям, пытаясь на этой почве получить новые экономические модели. Сама экономика в чистом виде сейчас уже ничего не объясняет. Необходимо привнесение каких-то новых знаний.
Аэрократия осуществляется путем излучения стихии воды в атмосферу. Огонь - он сам по себе огонь, как раз то, что надо. Стихия воды и стихия воздуха прежде всего связаны с пространством. Колониальная цивилизация так и строилась - за счет доступности берегов. Океан един, это и дает экономическое преимущество в конкуренции с цивилизацией сухопутного типа. Не нужно строить железные дороги и т .д. Поэтому электронные коммуникации быстрее развивались именно на базе цивилизации моря. А стихия огня связана со временем. И этот факт необходимо обязательно учитывать при осмыслении феномена виртуальной реальности - реальное время и виртуальное пространство.
С точки зрения сетевого сопротивления для того, чтобы попытаться по крайней мере выступить полноправным участником вселенской схватки в области виртуальной реальности, нужно разработать технологии, связанные с эксплуатацией идеи виртуального времени и реального пространства. Т. е. сделать инверсию - если они занимаются реальным временем, сделки на бирже идут в масштабе реального времени, то ответом на это должно быть время виртуальное. Они совершают сделки в режиме реального масштаба времени по всему миру, и вдруг неожиданно выясняется, что все это время строго равно одной точке, все транзакции должны прийти в одно время, в одну точку и таким образом просто не выполниться. Можно все закоммутировать так, чтобы все операции встали за счет внедрения технологии виртуального времени.
То же самое и на уровне пространства. Оперативная память и дисковое пространство, как абсолютно реальные элементы виртуального мира, должны быть приватизированы, завоеваны, отбиты, что и делают современные вирусы - они захватывают маленький кусочек оперативной памяти, немного места на диске, где запускаются и выполняют свою функцию. И эта война за дисковое пространство сейчас ведется очень активно. Компании несут фантастические убытки, теряя свое влияние, информацию или контроль над ней. Тут явное преимущество на стороне хакеров, вирусологов, людей других странных профессий - мыслителей, философов. А вот со временем плохо, со временем ничего не получается. Идея реального времени - online, real-time - этим никто толком не занимался. И эта идея должна стать сегодня идеей № 1.
Отвоеванные кусочки дискового и оперативного пространства должны дать возможность создать виртуальное время, которое будут контролировать те, кто бросает вызов виртуальному капиталу. Целью такой интервенции в виртуальную реальность должна стать реализация антиутопии Жака Аттали на виртуальном уровне. Мы должны в реальной жизни создать всех его монстров. Это серьезная научная работа, требующая колоссальных знаний в области программирования, информационных технологий, знаний самого Жака Аттали, как он видел специально выращенных рудокопов со странными конечностями, как он собирался обеспечить долголетие и бесконечную жизнь.
Затрагивал он и тему гермафродита, что кстати, может быть использовано в области написания вирусов, ибо, как известно, сейчас уже появились вирусы «папа» и «мама», которые по отдельности живут сами по себе, никого до поры не трогают, но когда появляется «партнер» - появляются новые вирусы, которые хуже своих родителей, как и положено в нашем «развитом» капиталистическом обществе. Все эти вирусы должны стать нашими агентами, а мы должны обеспечить собственных реальных кочевников, снабдить их соответствующими орудиями, не дубинками, а современными средствами коммуникации.
Просто представить кочевника как вирус, гуляющий по сети - это хорошо, но недостаточно. Нельзя бросать свое детище на произвол судьбы, необходима идея манипулятора, выраженная в идее некоего центра, который должен обеспечить манипуляцию своими кочевниками, например, сбивать их в стаи в какой-то конкретной точке. А кроме того, было бы крайне интересно и эффективно обеспечить пару кибернетических моделей работы с этими кочевниками, на основе принципа обратной связи - центру управления надо знать, куда летит его ракета.
Реализации всего того, о чем пишет Аттали, на виртуальном уровне необходимо предоставить определенную свободу, возможность мутировать как угодно и в каком угодно направлении, на серьезном виртуальном уровне обеспечить вечную жизнь. Кроме того, здесь важно реализовать алгедонический принцип, который заключается в том, чтобы любое действие доставляло виртуальному кочевнику либо боль, либо удовольствие. Он должен «получать удовольствие» от тех манипуляций, которым он будет подвергаться, что обеспечивается реализацией виртуальной кибернетики. Чтобы все это выглядело веселей, должны появиться новые игры, совершенно замечательные, радостные. Идея «тамагочи», созданная японцами, несет в себе колоссальный разрушительный принцип для тех, кто в нее играет. В таком виде ее просто надо запретить, а вместо этого эту идею внедрить на уровне информационного общества, на уровне телекоммуникационных сетей.
Если мы сможем переконфигурировать это общество и не позволить «пятому сословию» стать кредитором в последней инстанции, тогда новый утопический фантастический мир будет скроен по нашим, а не по их лекалам.
При рассмотрении подобных тем всегда возникает деликатный момент, связанный с тем, что любая корпоративная сеть «сама себя защищает». Интернет - далеко не единственная мировая сеть. Существует свифт-банковская мировая сеть, другие сети, позволяющие решать правительственные задачи. Сетей много, много уровней, много реальностей. Но компьютеры стоят у многих и дома. Каждый во что-то играет, пишет тексты, работает с макросами, носит к себе домой диски и флэшки, и каждый может взять посмотреть «новую классную тамагочку» с удивительными свойствами.
При этом, что важно - игры могут инсталлироваться не только на компьютер, но и на владельца компьютера. Если заняться проектом серьезно, почему бы не создать виртуальную биржу? Мы всех научим играть и делать колоссальные деньги, откроем курсы и все начинают учиться. Замечательная получается игра. Все идет весело и хорошо, но при этом решаются параллельные задачи, о которых никто и не догадывается. А обкатываемое программное обеспечение инсталлируется человеку, он становится носителем идеи. Он проходит тесты, анкеты, эта игра становится его игрой, в игре его существо начинает жить своей удивительной жизнью, заодно развивая и владельца.
Реальная доминация капитала, которая сейчас подходит к тому, чтобы скользнуть уже в абсолютную доминацию, связана с последним этапом, с кредитором в последней инстанции. Кто им будет? Кто будет эмитировать эти электронные деньги? Кто обеспечит эту ликвидность? Информационные сети, которые сейчас есть, являются гарантом технологической базы для реализации этого проекта. Но что самое смешное, от телекоммуникаций можно отказаться, потому что реализованы проекты в режиме offline. Все понимают, к чему идет дело, и на Западе занялись разработкой программного обеспечения, специальных технологий, работающих не с глобальными сетями, а просто с вынесенными компьютерами, на чиповых технологиях. Т. е. пластиковая карточка и есть исчерпывающее «я». Человеку кроме карточки ничего не надо, нужно просто ей манипулировать.
При создании биржевых игр кредитор в последней инстанции - это соответственно «они». Или «мы». Судья в последней инстанции - это то же «мы». Или «они»? Нужно подумать над тем, что нам нужно и что мы можем разрушить. Информационные технологии против отдельных технологий. В области военного дела это сейчас проект №1 во всем мире, так считают в США. То, что у них ядерное оружие, это они считают уже недостаточным. Глобальное уничтожение всего живого - не есть оптимальный выход с точки зрения их правительства. Нужны разрушительные технологии, основанные на микропроцессорах, на сетевых принципах. Интернет может сыграть свою решающую роль, став оружием сопротивления. Мы стоим на пороге. Сейчас определенные точки пройдены. Куда качнется маятник, не очень понятно.
Нас активно втягивают в постмодерн, в тот мир, который рисует Аттали. Сейчас пока еще можно говорить о существовании постиндустриального общества, которое все же отличается от постмодерна. Но есть шанс, что вместо утопии Аттали мы окажемся в премодерне, в том замечательном волшебном обществе архаиков, в новом средневековье. Мы можем быть отброшены туда за счет этих как деструктивных, так и креативных моделей, связанных с информационным обществом. Если мы сможем переконфигурировать это общество и не позволить существам инфернального плана, существам сумерек, «пятому сословию» стать кредитором в последней инстанции, тогда новый утопический фантастический мир будет скроен по нашим, а не по их лекалам.