18 сентября, суббота | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Вера без крови и коварства


Даже прибегнув к «поддержке» зороастризма шахский режим в Иране не смог устоять перед могуществом исламской веры 9 декабря 2009, 11:46
Версия для печати
Добавить в закладки
Тезис о насильственном насаждении Ислама в Иране несостоятелен, равно как и все попытки вывести «языческие» вероисповедания на официальный уровень

Муртаза Мутаххари принадлежал к плеяде блестящих интеллектуалов Ирана, до Исламской революции участвовавших в полемике с идеологами шахского режима и защищавших Ислам от их нападок. Он прославился как выдающийся ученый в области исламской философии, мистицизма и права.

Мутаххари не испытывает враждебности к зороастризму. Он согласен с традиционной мусульманской точкой зрения, согласно которой зороастризм был первоначально монотеистической религией и лишь потом склонился к дуализму.

До недавнего времени его труды совершенно не были известны российскому читателю. Лишь в 2008 году в издательстве «Петербургское востоковедение» вышел в свет перевод его книги «Ислам и Иран: история взаимоотношений». Данная тема рассматривается со всех сторон: что представлял собой доисламский Иран, как Ислам пришел в Иран, какое влияние на находящуюся в процессе становления исламскую цивилизацию оказала иранская культура, и какую роль сыграли иранцы в истории исламского мира.

Главный акцент при этом делается на полемику со сторонниками шаха, которые утверждали, что неграмотные арабские варвары вторглись в Иран и разрушили блистательную иранскую культуру, что они силой заставили персов отказаться от их национальной религии – зороастризма и насадили Ислам.

Мутаххари цитирует одного из приверженцев данных взглядов: «Известно, что арабское нашествие обошлось Ирану очень дорого, при столкновении двух культур – иранской и кочевников – народу был нанесен огромный ущерб, и политическое поражение завершилось духовным разгромом» (с. 89). По мнению другого сторонника шахского курса, вследствие распространения Ислама «взамен нашей воинственности, отваги и храбрости пришли слабость, немощь и нерешительность. И эти изменения стали причиной многих наших бедствий» (с. 89).

Подобными утверждениями «новые зороастрийцы» весьма напоминают наших отечественных неоязычников, по мнению которых коварные византийцы посредством князя Владимира уничтожили великую славянскую культуру и силой насадили христианство, ослабившее славянский дух. Будучи одновременно ярыми исламофобами и имея склонность ко всему реликтовому и экзотическому, эти же люди в отношении Ирана с сожалением пишут об упадке зороастризма. Так, А. М. Иванов называет зороастризм «обокраденной религией» (Иванов А. М. Рассветы и сумерки арийских богов. Расовое религиоведение. – М., 2007, с. 172).

Но если наши неоязычники находятся на периферии общественной жизни и о них мало кто знает, то в Иране до 1979 года споры подобного рода находились в самом центре общественного внимания. При этом целью сторонников шаха было вовсе не возрождение зороастризма со всей его культовой практикой и жизненным укладом, но именно подрыв позиций Ислама, препятствовавшего, по их мнению, модернизации страны.

Выступая во всеоружии научного знания, Мутаххари опровергает теории поклонников доисламского Ирана. Он наглядно показывает, что уже до арабского вторжения зороастризм терял свои позиции, а связанная с ним социальная структура исключала социальную мобильность и этим тормозила развитие страны. В период правления Хосрова Парвиза (591-628) большое распространение в Иране получило христианство яковитского и несторианского толка, и многие из приближенных царя, будучи представителями знатных иранских семей, стали христианами (с. 104-105). Таким образом, если бы не Ислам, то христианство в конечном итоге вытеснило бы зороастризм (с. 102).

Зороастрийская среда не дала ни одного философа или ученого. До прихода Ислама все иранские ученые были христианами, иудеями или сабиями (с. 427). Точно также, кстати, невозможно назвать ни одного философа или ученого, жившего в языческой Руси.

Мутаххари пишет о том, что многое в культовой практике и образе жизни древних зороастрийцев отпугнуло бы их современных поклонников, слывших прозападными рафинированными интеллигентами. Действительно, многочисленные суеверия, связанные с поклонением огню, такие обряды, как умывание коровьей мочой или запрет мыться теплой водой, распространенность браков между близкими родственниками (между отцом и дочерью, братом и сестрой) (с. 132, 238) вряд ли бы вызвали у них восторг. На этом фоне и ненавистный им Ислам показался им приемлемой и рациональной религией.

Но при этом Мутаххари не испытывает враждебности к зороастризму. Он согласен с традиционной мусульманской точкой зрения, согласно которой зороастризм был первоначально монотеистической религией и лишь потом склонился к дуализму, и пишет, что «Заратуштра для нас лицо весьма уважаемое» (с. 119). Такую позицию он подкрепляет ссылкой на мнение Ж. Дюмезиля, который полагал, что учение Заратуштры «под влиянием существовавших традиций, жизненных условий и желаний самих верующих претерпело определенные изменения. Единобожие в нем уступило место своеобразному язычеству, приближенные Богу ангелы стали считаться равными ему» (с. 127).

Из книги Мутаххари становится очевидной и несостоятельность тезиса о насаждении Ислама в Иране арабами силой. Он замечает, что большинство иранцев стали мусульманами уже тогда, когда на территории Ирана правили уже независимые от халифата династии: Тахириды, Буиды и др. При желании прежде обратившиеся в Ислам иранцы могли бы запросто вернуться к «вере предков», но случаев этого практически не было. При этом историки пишут об иранцах, которые еще в VIII, IX и даже X веках были зороастрийцами и пользовались при этом уважением среди мусульман.

Мутаххари опровергает распространенное в околонаучных кругах представление, согласно которому шиизм является якобы «арийским вариантом» Ислама, противостоящим «семитскому суннизму».

Много зороастрийцев жило в провинциях Табаристан, Керман. При жизни знаменитого ученого Истархи (ум. 958) более половины жителей провинции Фарс все еще поклонялись огню. При этом и иранцы-мусульмане сохраняли верность многим культурным традициям доисламского периода, например, отмечали праздники Ноуруз и Мехрган (с. 46-48). Все это опровергает измышления недоброжелателей Ислама, что он якобы был принесен на иранскую землю огнем и мечом арабскими завоевателями. Причина победы Ислама заключается в его духовной силе и привлекательности.

Попутно Мутаххари развенчивает мифы, до сих пор популярные в околонаучной среде, в том числе и среди неоязычников. Прежде всего, это миф о существовании неких «арийских» и «семитских» религий, о том, что выбор того или иного вероисповедания обусловлен расовым происхождением и климатом. Подобные идеи ранее достаточно крепко держались в умах западноевропейских ученых. Мутаххари замечает, что «расы в чистом виде существовали лишь в далеком прошлом, но к настоящему моменту произошло столько смешений и миграций, что от прежних самостоятельных расовых объединений не осталось и следа. Многие из нынешних иранцев, у которых родной язык персидский и которые гордятся своим иранским происхождением, генетически являются арабами, тюрками или монголами» (с.14).

То же, кстати, справедливо и в отношении отечественных расистов и неоязычников. Многие из тех, кто любит рассуждать о «чистоте русской крови» и о «славянских богах», возможно, имели своими предками угро-финнов, татар, грузин, а может даже и евреев, и поклоняться им надо не «славянским богам Сварогу и Яриле, а удмуртскому Инмару или тюркскому Тенгри».

Вместе с расизмом Мутаххари выступает и против национализма, указывая на то, что является чуждой, занесенной с Запада идеологией, направленной на разобщение мусульманских народов (с. 8-9). В этом он следует за Рене Геноном, который писал, что западники «стремятся к формированию на Востоке различных наций», а всякий национализм глубоко чужд традиционным воззрениям (Генон Р. Кризис современного мира. – М., 1991, с. 96).

Отсюда Мутаххари опровергает распространенное в околонаучных кругах представление, согласно которому шиизм является якобы «арийским вариантом» Ислама, противостоящим «семитскому суннизму». Подобные взгляды высказывал еще граф Гобино, который считал представления древних иранцев о сакральном и божественном характере власти сасанидских монархов главной основой шиитских убеждений об имамате и непогрешимости пречистых имамов (с. 60).

На самом же деле первые шииты (за исключением Салмана Фариси) не были иранцами, и шииты среди иранцев долгое время вовсе не составляли большинства. Напротив, в первые века Ислама мусульманские ученые персидского происхождения из числа знатоков Корана, хадисов и фикха были в основном суннитами, а некоторые из них и вовсе враждебно относились к шиитам. До воцарения династии Сефевидов (XV в.) жители большинства областей Ирана были суннитами, и лишь после этого времени ситуация стала меняться в пользу шиитов. На это, кстати, указывает, и наш выдающийся востоковед И. П. Петрушевский в книге «Ислам в Иране в VII-XV вв.»

Вдобавок, Мутаххари разоблачает историческую недостоверность преданий о сожжении книг арабами в Иране и Египте (с. 197 - 231). В том, что сожжение Александрийской библиотеки арабами является легендой, согласен и наш отечественный арабист О. Г. Большаков (Большаков О. Г. История халифата. – Т.2. – М., 2002, с. 122). На самом деле, великая библиотека тихо угасла в течение предшествовавших столетий.

К сожалению, в книге Мутаххари сообщаются и явно недостоверные факты, например, автор не раз утверждает, что на территории государства Сасанидов до арабского вторжения проживало 140 млн. чел. (с. 76), что даже трудно себе представить. На самом деле, число населения державы Сасанидов по современным подсчетам равнялось около 30 млн. (Большаков О. Г. Ук. соч. – Т. 1. – М., 2002, с. 11).

Встречаются и вовсе забавные утверждения, вроде того, что исламское правление основано на принципе «демократии и народовластия», или что Ислам в Иране «упразднил безоговорочную полигамию в форме гаремов, разрешая ее в определенных и социально необходимых пределах с условием признания равноправия женщин и учетом возможности мужчин (с.239). Конечно, гаремы с множеством наложниц были как в доисламском Иране, так и в исламском. Все это «народовластие» и «равноправие женщин» объясняются зловещим влиянием духа современной автору эпохи.

К числу недостатков книги можно указать и то, что раздел, посвященный иранским философам, представляет собой простое перечисление имен с указанием кратких биографических данных (с. 352-425) без выявления закономерностей истории философии в Иране. Но все это никак не умаляет ценности труда Муртазы Мутаххари.


Андрей Игнатьев  
Комментарии:
Аноним (25 июня 2011, 21:35)
Все учёные халифата -- Заратуштрийцы. Даже арабская грамматика и литературная проза были основаны Заратуштрийцами. Это каждый грамотный знает. Все математики халифата -- Заратуштрийцы. Например, Азархур Уштаз Джашнас, стоящий выше греческих математиков. 6)/До прихода Ислама все иранские ученые были христианами, иудеями или сабиями (с. 427).\\ -- злобнейшая клевета, рассчитанная только на неграмотных читателей. 7)/Из книги Мутаххари становится очевидной и несостоятельность тезиса о насаждении Ислама в Иране арабами силой./ -- неграмотность: все исторические источники, в том числе арабские, подтверждают этот тезис. 8)/При желании прежде обратившиеся в Ислам иранцы могли бы запросто вернуться к «вере предков», но случаев этого практически не было./ -- такая же ложь. Ислам наказывает возвращение из ислама в другую традицию смертью. И многих Заратуштрийцев за такое возвращение истребили геноцидом. Сами арабы засвидетельствовали это: /Мы едим зороастрийцев, пока мы живы. И наши дети будут есть их детей, пока они будут живы/. 9)/При этом историки пишут об иранцах, которые еще в VIII, IX и даже X веках были зороастрийцами и пользовались при этом уважением среди мусульман./ -- А у автора этой книги -- есть клевета и нет уважения, нет разумного отношения. Иранцы Йезда, Кермана и многих других мест в Иране и по сей день непрерывно являются Заратуштрийцами и пользуются уважением всех людей. 10)/Причина победы Ислама заключается в его духовной силе и привлекательности./ -- А сами арабы засвидетельствовали, что исламизация Зороастрийцев происходила вследствие массовых убийств и тяжелейших издевательств, а также тяжелейшего материального гнёта. 11)/Мутаххари развенчивает мифы, до сих пор популярные в околонаучной среде, в том числе и среди неоязычников. Прежде всего, это миф о существовании неких «арийских» и «семитских» религий/ -- Все учёные-религиоведы называют религии Арийских народов -- арийскими религиями, а религии семитских народов -- семитскими религиями. Только н
Святослав Добрынин (25 июня 2011, 21:29)
1)Написание -Ислам- с большой буквы и при этом -зороастризм- -- с маленькой буквы -- это попытка принизить индоевропейское учение -- Зороастризм -- попытка заставить русскоязычных читателей поверить, что Зороастризм -- ниже ислама. 2)-он подкрепляет ссылкой на мнение Ж. Дюмезиля, который полагал, что учение Заратуштры «под влиянием существовавших традиций, жизненных условий и желаний самих верующих претерпело определенные изменения. Единобожие в нем уступило место своеобразному язычеству, приближенные Богу ангелы стали считаться равными ему» (с. 127).- -- на самом деле Дюмезиль нигде такого не писал. Это -- клевета против Заратуштрийцев и против индоевропейцев. 3)-Ислама, препятствовавшего, по их мнению, модернизации страны.- -- Самые исламизированные страны -- Афганистан, Сомали и Таджикистан. Препятствия модернизации Афганистана -- от самого исламского талибана, Таджикистана -- от исламистов.4)-Таким образом, если бы не Ислам, то христианство в конечном итоге вытеснило бы зороастризм (с. 102).- -- Это -- неразумное высказывание, потому, что Зороастризм -- высокоинтеллектуальное Знание, а семитские религии -- христианство и ислам -- внутренне противоречивые фанатичные антирациональные религии. В Сасанидском государстве понятия -Иранец- и -Заратуштриец -- Мазда-Ясниец- совпадали. 5)-Зороастрийская среда не дала ни одного философа или ученого.- -- это -- бессовестная злобнейшая ложь. Каждый историк прекрасно знает, что философия Заратуштры гораздо выше в интеллектуальном отношении, чем Платон, Аристотель и остальные греческие философы, при том, что в рукописях греческих философов они сами называют себя последователями учения Заратуштры. Философия Заратуштры интеллектуально выше даже самого высокого из поздних философов -- Шеллинга. Все учёные халифата -- Заратуштрийцы. Даже арабская грамматика и литературная проза были основаны Заратуштрийцами. Это известно
Аноним (18 декабря 2009, 03:22)
Надо сначала познакомиться с азами знаний по истории Зороастрийцев и Ирана.
Аноним (18 декабря 2009, 03:13)
Основатель арабской прозы, а также науки "адаб" ("этика, эстетика, мораль") — Иранец-Заратуштриец Рузбех, сын Дадуя, названный арабами ибн-Мукаффа -- "сын увечного", потому, что арабы изувечили его отца, научившего их сасанидской управленческой деятельности. Сам Рузбех перевёл со среднеперсидского языка на арабский книги: Хвадай-Намак, ставшую прототипом Шах-Наме, книгу "Калила и Димна", создал для арабов науку "адаб" -- "цивилизованность", "вежливость", "воспитанность", "образованность". В "благодарность" за это арабы схватили Рузбеха в возрасте 35 лет и отрезали от него, живого, по кусочкам его тело. Так же Саддам поступал.
Аноним (18 декабря 2009, 03:08)
Другие Зороастрийские математики в книгах Бируни об определении хорд, об анализе уравнения (Солнца) и о геометрии гномоники:
Фергани
Ираншахри
Фаррухан Табари
Бузгани
Балхи (с этим именем -- несколько математиков)
Исфахани (с этим именем -- несколько математиков)
Сиджизи (Сакастани)
Гургани
Хинду (его имя происходит от Авестийского слова HINDU -- Река)
Бусти
Бамшаз
Ахвази (Хузистани)
Самарканди (с этим именем -- несколько математиков)
Серахси
Йалтабан
Рази (из Раги)
Фазари
Хамдани
Найризи (из Найриза около Иранского озера Найриз)
Бармак
Халладж
и множество других.
Аноним (18 декабря 2009, 03:04)
"Зороастрийская среда не дала ни одного философа или ученого. До прихода Ислама все иранские ученые были христианами, иудеями или сабиями (с. 427).\"
Бируни в 11 веке — тысячу лет назад, унаследовавший науки Зороастрийцев, засвидетельствовал в своих математических и астрономических трактатах существование высокоразвитой математики среди Зороастрийцев и описал прекрасные достижения Зороастрийских математиков:
Великий Зороастрийский математик Азархур Уштаз Джашнас — в трактате \"Об определении хорд в круге посредством свойств ломаной линии в нём\".
Оставить комментарий (6)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru