21 июня, понедельник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Сетевые войны | Кавказ
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Процессы интеграции на постсоветском пространстве стали главной темой международной конференции «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы», которая состоялась 28 апреля 2021 года в Москве Евразийский союз или НАТО?
Многовекторность разрывает в клочья
От азиатского прошлого к евроазиатскому будущему. Азербайджан в системе региональных политических и экономических связей Баку: Трудная дорога в ЕАЭС
Куда податься Закавказью?
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Пуп Земли: оправдания не нужны


И пускай с моралью у самих носителей «человеческого порядка» не всё в порядке - когда работает этноцентрум, голос цивилизации с её высокими моральными стандартами отступает и залегает на дно 21 ноября 2009, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Язык и манера общения Запада и в особенности Соединенных Штатов с остальным миром объясняются феноменом этноцентрума - формой существования этноса как замкнутой социальной системы, помещающей себя в центр мира

На прошлой неделе президент США Барак Обама отправился в так называемое «большое азиатское турне». Безусловно, важнейшим пунктом президентского маршрута стал Китай, в котором Обама побывал впервые. Наряду с большим количеством высоких встреч рабочего характера особое внимание привлекло к себе публичное выступление президента в Шанхае, в ходе которого Барак Обама затронул тему межкультурного диалога и универсальных принципов человеческого общежития.

Этноцентрум всегда спешит взять своё – вне зависимости от размеров освоенной территории, формы правления, степени развития культуры. Ярчайшим же примером тому служит современная ситуация.

Учитывая то, что риторика уступки уже засветилась в арсенале главного «перезагрузчика», от него можно было ожидать сколь угодно плюралистичных и примирительных высказываний. К тому же китайская тема является в этом смысле особенно деликатной как по цивилизационным, так и по экономико-политическим соображениям.

Однако, не тут-то было. Американские уши Обамы вылезли в ходе его выступления во всю длину и даже не покраснели. «Свобода слова и вероисповедания, доступа к информации и участия в политической жизни являются универсальными принципами. Они должны быть доступны всем людям, включая этнические и религиозные меньшинства, где бы они ни находились - в США, Китае или любом другом государстве», - заявил Обама, не замедлив пояснить, к чему, собственно он клонит: Китай, по его словам, является самым крупным в мире потребителем интернет-ресурсов. В то же самое время Китай занимает первое место по уровню государственного интернет-мониторинга и цензуры. Деликатно указав на то, что усматривает здесь явные проблемы со свободой самовыражения, Обама подчеркнул: «Мы не считаем, что принципы, которые мы отстаиваем, являются уникальными для нашей нации».

Анализируя данное высказывание, приходишь к выводу: никаких принципиальных уроков из событий последних лет Америка не извлекла. Для её элиты, вне зависимости от политических оттенков, как и прежде характерен подход, которым отличались первые американские колонисты. Они наотрез оказываются признавать локальность и ограниченность в применении собственных социо-культурных установок и готовы с прежним рвением навязывать их каждому, кто попадает в орбиту их внимания.

На самом деле ничего особенно удивительного в таком подходе нет. В сущности именно он - этот подход и является по истине универсальным. Пояснить сказанное лучше всего можно с привлечением оригинального понятийного аппарата, разработанного немецким этнографом и этносоциологом Вильгельмом Мюльманом. Анализируя и истолковывая специфику социального мышления в рамках замкнутых этнических групп – так называемых «примитивов» - Мюльман оперирует понятием «этноцентрум».

Этноцентрум – это форма существования этноса как замкнутой социальной системы, помещающей себя в центр мира как в географическом, так и в онтологическом, ценностном, социальном смыслах этого слова. Такое «мышление через центр» обуславливает ряд стереотипов этнической социальности, один из которых – отождествление представителей данного этноса с собственно людьми и непризнание чужаков в качестве таковых (а приравнивание их, например, к животным – за неспособность говорить на языке данного этноса, или к нечистой силе). Не имея возможности подробнее останавливаться на аспектах теории Мюльмана, добавим лишь, что к числу этих взаимосвязанных и чрезвычайно устойчивых стереотипов принадлежит и отождествление социально-хозяйственного уклада данного этноса с представлением о порядке и благе вообще.

Развивая идеи Мюльмана, профессор МГУ Александр Дугин в своём курсе «Этносоциология» показывает, с какой настойчивостью стереотипы этноцентрического мышления проявляют себя и на более «продвинутых» стадиях развития человеческого общества, где этноцентрум, казалось бы, должен быть принципиально преодолён на путях развития культуры и цивилизации.

Тот факт, что стереотипы этноцентрума не снимаются в контексте цивилизации – как якобы более высокого уровня развития общества - легко проиллюстрировать на исторических примерах. Античная Греция – настоящая цивилизация в полном смысле этого слова, предтеча и в некотором смысле эталон для европейской цивилизации на всех последующих этапах её развития. В то же время греческая ойкумена представляет собой образец типичного этноцентрума, находящегося в центре мира и заключающего мир со всем ценным, что в нём есть, в себе. За пределами ойкумены проживают варвары (то есть те, кто издаёт нечленораздельные звуки вместо речи), кентавры и прочие нелюди. И вообще, там царят нечеловеческие условия существования.

На определённых этапах, как правило, связанных с резким расширением границ территории освоения, этноцентрические стереотипы как бы отступают или, лучше сказать, залегают на дно общественного сознания. В целом, под знаком подобных процессов проходит эпоха эллинизма. Однако, этноцентрум всегда спешит взять своё – вне зависимости от размеров освоенной территории, формы правления, степени развития культуры. Ярчайшим же примером тому служит современная ситуация.

Казалось бы, пафос глобализации в её социо-культурном срезе и гуманитарная миссия Запада в целом состоят в преодолении этноцентрического сознания, в обращении представителей различных этносов и культур лицом друг к другу. Таковы лозунги, и Запад не устаёт с навязчивой регулярностью их повторять. Но в самой этой настырной регулярности мы улавливаем признаки того, что сама западная цивилизация отнюдь не свободна от этноцентрических моделей. Этноцентрум, казалось бы, снятый в ходе реализации глобального цивилизационного проекта, продолжает находиться в самой его сердцевине, аффектируя изнутри саму цивилизацию.

Не изучить, не понять, но переделать, привить, подавить, обложить в случае сопротивления санкциями, а то и стереть с лица земли явно нечеловеческое существо, подключённое к «оси зла».

Давайте получше присмотримся к практикам глобализации, и действие этноцентрических стереотипов станет для нас вполне очевидным. Во-первых, налицо сам этноцентрум – это Атлантика, западный мир, распределённый по обе стороны океана, понимаемого как «внутреннее озеро» ойкумены. В пределах этого территориального ядра проживают люди, гордые собственными культурными стандартами и почитающие свою культуру за собственно человеческую, по крайней мере – за высшую форму её проявления.

Специфика самого языка западной культуры, имеющего во многом христианскую космополитическую подоплёку, а также ряд характерных исторических эксцессов заставляют обитателей Запада воздержаться от того, чтобы прямо квалифицировать жителей периферии как нелюдей. Но ко всяким аутентичным формам культурной и политической самоорганизации жителей периферии они относятся с откровенным презрением. Здесь сказывается железный закон этноцентрума: представитель данного этноса не способен помыслить жителя периферии в качестве представителя альтернативного этноцентрума.

В этой ситуации всякий «диалог», на котором так любят настаивать современные политики, оказывается не чем иным, как чистым фарсом. Восточный деспотизм, варварство, религиозный экстремизм, агрессивное невежество в отношении идеи достоинства личности, не говоря о её правах – в таких категориях и с самыми негативными коннотациями понимают жители атлантической ойкумены своих недоразвитых соседей.

На следующем шаге они идут вслед за своим абсолютно естественным и законным – но законным именно с точки зрения «варварского», как будто преодолённого этноцентризма – желанием «освятить», «упорядочить», исправить ситуацию на осваиваемых территориях в сторону её «космизации», «очеловечивания». Дикие и нелепые порядки автохтонов должны быть искоренены – желательно мягко, «демократично», а не так, как это привыкли делать сами дикари. Впрочем, в ряде ситуаций допустимо и прямое насилие, включая такие его регрессивные формы, как публичная казнь через повешение. На оставшийся гуманоидный материал должна быть распространена «человеческая» культура – правовая, политическая, конечно же, материальная и моральная.

И пускай с моралью у самих носителей «человеческого порядка» порой бывает не всё в порядке. Когда через вас работает этноцентрум, уже сам голос цивилизации с её высокими моральными стандартами отступает и залегает на дно. «Ад каннибалов» воплощается в жизнь, и дикарские архетипы играют всеми своими гранями в эксцессах и «оговорках» гуманитарной миссии Запада. Расстрелять свадебную или похоронную процессию вместо каравана террористов. Они говорят, что датчики боевого спутника распознают скопление большого количества народа на территории внимания – и в этом причина накладок.

Но если копнуть поглубже, то можно понять, что не только для железного компьютера белого конкистадора, но и для него самого - что ритуальные сходки «чужих», что манёвры их боевых отрядов одинаково непонятны, враждебны и отвратительны. Огонь по чертям – и дело с концом! А со всеми этими комиссиями в рамках ООН и СЕ потом будем разбираться – в конце концов, мы сами их создали! Так рассуждает американский солдат, миссионер, захватчик, демократизатор и освободитель.

В его душе очевидные проявления этноцентризма, на которые мы указали, соседствуют с упоённой верой в универсалистское кредо. И в этом его пункт, на котором концы расходятся с концами. Соль этого расхождения в том, что глобализация, декларируемая как объективный процесс, развивается как проект и, соответственно, обладает волевой инстанцией. Эта инстанция совпадает с ядром этноцентрума, настойчиво проявляющего свою локальную специфику даже на стадии освоения всех возможных альтернатив.

Глобализация и открытость, мультикультурализм и толерантность – как путь к однополярному (читай – этноцентрическому) могуществу, как путь неприятия другого. Не изучить, не понять, но переделать, привить, подавить, обложить в случае сопротивления санкциями, а то и стереть с лица земли явно нечеловеческое существо, подключённое к «оси зла». Если международные террористы – не люди, то не люди и те, кто их поддерживает. А в числе пособников террористов – в этом мы имели возможность убедиться неоднократно – может оказаться любой, кто не является последовательным сторонником миссии Запада.

Западная культура – мы сейчас не говорим о науке, но об общественном сознании в его целом – так и не решила для себя проблему другого. Это следует признать. И с этой нерешённой проблемой Запад претендует на то, чтобы наставлять в «человечности» все народы и страны земли, указывая им на недостатки их собственной политики в отношении друг друга. Всё это, разумеется, не имеет ничего общего с «диалогом» и «открытостью». Расширение границ западной цивилизации осуществляется не за счёт включения и взаимного обогащения, но за счёт подавления и насаждения – пускай, как правило, мягкими средствами, что на самом деле не меняет результата. Результат – опустошение.


Илья Дмитриев  
Комментарии:
лидия (11 января 2010, 18:32)
Как бы не пытались США и служащие им страны "вертеть земной шар",все они забыли о "равновесии в природе".А так как сейчас мир перешел на уровень "духовной войны"невозможно предугадать исход ,потому что мир "всегда бесконечен" .Одно доказано точно ,что агрессия это психическое заболевание и атакует в первую очередь самого нападающего.Но защищаться надо или" ихними" же методами или с точностью наоборот.
Анатолий (29 декабря 2009, 20:12)
думал об этом сам, а сегодня прочитал. Это уже доказательство.
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru