19 июня, суббота | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Сетевые войны | Кавказ
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Процессы интеграции на постсоветском пространстве стали главной темой международной конференции «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы», которая состоялась 28 апреля 2021 года в Москве Евразийский союз или НАТО?
Многовекторность разрывает в клочья
От азиатского прошлого к евроазиатскому будущему. Азербайджан в системе региональных политических и экономических связей Баку: Трудная дорога в ЕАЭС
Куда податься Закавказью?
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Соединить несоединимое


Всеволод Чаплин напомнил, что дистанция между государством и Церковью будет всегда, так как природы государства и Церкви различаются 20 ноября 2009, 18:00
Версия для печати
Добавить в закладки
По мнению участников очередного заседания Центра консервативных исследований Церковь и государство должны работать вместе – но без подмены функций друг друга и без взаимного принуждения

Очередное заседание Центра консервативных исследований МГУ по теме «Отношения Церкви и государства в условиях новых вызовов» прошло в расширенном режиме, в нем участвовали ведущие религиозные и светские интеллектуалы страны. Мероприятие открыл декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков, дав установку на характер встречи: «Это должна быть открытая и честная дискуссия, способная произвести своеобразный апгрейд мыслей и идей».

За культурной, образовательной и медийной политикой нив России должно следить государство, но оно этого не делает, отдавая эту важнейшую общественную сферу на откуп Петросяну, «Дому-2» и прочим медийным проектам.

О том, что такой апгрейд жизненно необходим всей структуре взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества, стало ясно из слов первого же докладчика. Первым слово было предоставлено специальному гостю ЦКИ - председателю Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношению Церкви и общества протоиерею Всеволоду Чаплину.

Именно его выступление задало общий тон дискуссии. На круглом столе была предпринята попытка спроектировать перспективы отношений Русской Православной Церкви и государства в ситуации переформатирования глобальных геополитической, экономической, гуманитарной и мировоззренческой систем.

Главными темами обсуждения для выступавших оказались границы взаимопроникновения государственных и церковных процессов, а также область политизации Церкви. Большинство соглашалось с тем, что ожидания общества в отношении Церкви и ее взаимодействия с государством весьма велики.

К сожалению, сжатый регламент встречи не предполагал развернутой дискуссии. Прозвучало несколько развернутых докладов и кратких реплик, возможность же полемики оставалась только у тех, кто выступал в конце круглого стола. В главных вопросах, тем не менее, собравшиеся сошлись во мнениях.

Так, Всеволод Чаплин напомнил, что дистанция между государством и Церковью будет всегда, так как природы государства и Церкви различаются. Есть государственные дела, в которых не должна участвовать Церковь (разведка, политические выборы, налоговая политика и т. п.), и есть, напротив, дела церковные, в которые не должно вмешиваться государство (церковные таинства, богослужение и т. д.). «Принцип светскости имеет официальное толкование, о котором мало кто знает, - сказал отец Всеволод. - Понятие "светскость государства" означает, что церковные органы не должны быть одновременно органами государственной власти. Это значит, что управленческие механизмы обоих структур должны быть отдалены друг от друга. Вот и все».

В обществе равным образом присутствует стремление к тому, чтобы видеть Церковь и государство работающими вместе без подмены функций друг друга и без принуждения друг друга. Речь не идет, однако, о том, что все люди, работающие в органах власти, были бы отторгнуты от Церкви, а все, участвующие в жизни религиозных общин, исключены из отношений в государстве. Ответ на этот непростой вопрос можно, по мнению протоиерея, найти в византийской традиции симфонии (созвучия) властей.

Говоря о политизации Церкви, протоиерей подчеркнул, что граница между процессами в государстве и Церкви проведена не искусственно, и сам опыт многовекового сотрудничества между этими структурами говорит об обратном. Существенный опыт накоплен за 20 лет и будет накапливаться дальше. Участие духовенства в политической борьбе не идет на пользу Церкви, и в России от этой практики решительно ушли.

«Но мы не должны расширять постановку этой проблемы настолько, чтобы говорить, что любой верующий человек не должен участвовать в политической работе и управлении государством. Участие Церкви в жизни общества через высказывания по важным темам и через присутствие мирян вполне оправдано, и оно будет развиваться дальше. Наши иерархи и Патриарх все время высказываются по вопросам, важным для государства и общества, не вовлекаясь в политическую борьбу», - сказал отец Всеволод.

«Отделять Церковь от общества нельзя. Церковь и общество - это одни и те же люди, один и тот же народ», - напомнил протоиерей. В то же время у государства немало функций, которые не может нести Церковь - разведка, регулирование экономики, политическая борьба. В этих сферах работают религиозные люди, но прямое участие Церкви исключено. Всеволод Чаплин предложил свою терминологию: «Не разделение церкви и государства, а разделение управленческих организмов государства и управленческих организмов Церкви».

Далее выступил руководитель Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Дугин. Определив дефиниции слова «симфония», он рассмотрел его в историческом ракурсе: симфония как соучастие императора и патриарха на примере древней Византии и в социологическом преломлении - представление о симфонии как о нормативной модели организации религиозной жизни в рамках полиса. Наше общество условно можно разделить на две составляющие: гражданское общество, организованное в политические структуры, и религиозное общество, объединяющее людей по принципиально иным критериям. Эти составляющие выявляют разные стороны одного народа.

Смысл симфонии в том, чтобы органично соединить эти два начала путём разделения и воссоединения полномочий. С социологической точки зрения, симфония (греч. «единозвучие») может звучать на разных октавах, но обязательно синхронно. Государство – аппарат насилия, несущий функцию защиты, это правовая модель. В государстве происходит институциализация правовых структур. Всё это соотносится с понятием демоса.

В нашем же государстве к вышеперечисленным функциям добавляются и такие, которые напрямую с ним не связаны: образование, культура и СМИ. На основе какой идеологии государство курирует нравственную сферу жизни? Согласно Конституции, «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной». Т. о., ответственность за нравственность и воспитание берет на себя государство. По крайней мере, так было в светском государстве СССР - там государственный аппарат и партия брали на себя всю полноту обязательств по нравственному воспитанию граждан.

Важно прописать сферу взаимодействия, но важнее сделать такой документ предметом публичной и долговременной дискуссии. Общество расколото. Один из путей преодоления раскола - свободное и открытое обсуждение.

Получается, что за культурной, образовательной и медийной политикой нив России должно следить государство, но оно этого не делает, отдавая эту важнейшую общественную сферу на откуп Петросяну, «Дому-2» и прочим медийным проектам. А ведь ответственность за это несёт государство. Дугин высказал мысль, что влияние церкви в нравственной сфере, звучащее в унисон с государственной политикой и направленное против безнравственности, должно быть увеличено. Должна быть сформирована нормативная социологическая модель государства в многоконфессиональном обществе – такую цель Александр Дугин поставил, подытожив сказанное.

Протоиерей Максим Козлов решил внести несколько реалистических замечаний. Например, хотя «высокий идеал симфонии дорог душе православного человека, для его осуществления необходимо признание государством онтологической значимости Церкви, а не ее инструментального применения», - подчеркнул он. В представительском же государстве с выборной властью это мало представимо. Скорее можно говорить о системе общественных договоров.

Кроме того, отец Максим сомневается, что для Церкви будет благом ассоциация с нынешним государством. «Что лучше для Церкви - некие преференции от государства или атмосфера в обществе, соответствующая духу Евангелия? Разумеется, второе, а этому более соответствует дистанцированность от многих дел государства», - сказал отец Максим.

Дистанция между признанием Церкви уважаемым институтом и действительным участием в церковной жизни очень велика. Ведь христианин - это тот, «кто от чего-то в своей жизни отказался ради Христа». 80% относящих себя к православным в соцопросах - это скорее потенция для нашего развития.

По словам отца Максима - настоятеля домового храма при Московском государственном университете, - сфера церковно-государственных отношений в области высшего образования остается неопределенной. Все зависит от симпатий и антипатий глав администрации вузов. При желании отказать общине верующих ссылаются на светский характер высшей школы. Этот вопрос нужно озвучить и продвигать законодательные инициативы.

«У нас более 500 храмов при тюрьмах и колониях и менее 30 при вузах. Где государство видит желательным влияние Церкви? Священника пустят к умирающим в хосписы, в тюрьмы, больницы для умалишенных, но не пустят в обычную школу или в ВУЗ». Поэтому, по мнению отца Максима, «к симфонии сегодняшние реалии имеют потенциальное, уповательное отношение».

Профессор кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ Виктор Гараджа отметил, что сейчас вряд ли можно обрисовать идеал отношений государства и РПЦ просто потому, что граница между кесаревым и божьим чрезвычайно подвижна, и наивно полагать, что она будет постоянной. Неопределенность - главный камень преткновения.

Нужно, чтобы во всем обществе существовало понимание того, какое бремя общих забот берет на себя Церковь. Важно прописать сферу взаимодействия, но важнее сделать такой документ предметом публичной и долговременной дискуссии. Общество расколото. Один из путей преодоления раскола - свободное и открытое обсуждение.

Главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова завершила заседание докладом о подмене ценностей в современном обществе. В частности, по ее наблюдениям, такие слова как «труд» и «целомудрие» практически исчезли из нашего лексикона и даже приобрели негативный оттенок. Также ей была затронута проблема неэффективности и блеклости социальной рекламы.

Итоги встречи подвёл Владимир Добреньков, заключив, что духовные наставники обязательно должны быть образованными и грамотными людьми, поэтому будет поощряться стремление выпускников вузов идти по этой стезе.


Андрей Коваленко  
Комментарии:
Василич (25 ноября 2009, 12:48)
Опять ветхозаветное мракобесие, где апгрейд? Более уместно осветить экономические аспекты деятельности РПЦ, во где сюжет!
Миша (22 ноября 2009, 15:50)
Да: www.evrazia.tv
Лаптев Иван (20 ноября 2009, 20:58)
Где можно посмотреть видео с таких встреч?
Может вы проводите видео конференции?
Оставить комментарий (3)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru