При стремительном развитии процесса исчезновения традиционной культуры функцию ее ретранслятора должно взять на себя государство
3 ноября в конференц-зале Института наследия им. Д. С. Лихачева в рамках IV Московского общественно-культурного форума «Живая традиция» прошло заседание Дискуссионного клуба, посвященное 20-летию общероссийской общественной организации Российский Фольклорный Союз (РФС).
Теряя свою традиционную культуру, мы теряем и свою национальную самоидентичность.
В мероприятии приняли участие как представители РФС (в т. ч. вице-президент союза Вячеслав Асанов), Московского фольклорно-этнографического центра «Дербеневка» (Анна Блаженова, Станислав Зверев, Варвара Зенина и др.), так и приглашенные эксперты из других общественных движений и организаций: Международного Евразийского Движения (Александр Кузнецов), Евразийского Союза Молодежи (Алиса Рокина, Елена Шкурская), польского отделения ЕСМ (Пшемыслав Серадзан), Клуба Русской Цивилизации при МГУ им. М. В. Ломоносова (председатель клуба, Иван Павловский) и др.
В ходе дискуссии были затронуты такие культурные и социальные проблемы, как значение понятия «традиционная культура», место и роль традиционной культуры в современном российском обществе.
Сегодня мало кто задумывается над значением понятия «традиционная культура». Как комплексное явление, а тем более особое мировоззрение, традиционная культура практически не рассматривается. В основном берутся в расчет ее отдельные части, помещаемые в контекст современной культуры: песенный фольклор воспринимается как некое экзотическое искусство, праздники и детские игры - как развлечение под руководством массовиков, обряды и предметы обихода - как факты истории и музейные экспонаты. А то и вовсе лишь как сувениры.
Возникает проблема понимания того, что относить к традиционной культуре, а что относить к искусству. И вообще, чем сегодня является традиционная культура? Это слой массовой культуры или одно из направлений субкультуры?
Как было верно отмечено в ходе дискуссии, традиционная культура – это народная культура. В ней заложено все то лучшее, что было накоплено народом из поколения в поколение. Это и способ мышления, и восприятие мира, и традиционные ценности, и опыт передачи знаний, воспитания детей и вообще межличностных отношений, который помогает устранить пропасть между поколениями.
В реальном бытовании стремительно идет процесс исчезновения традиционной культуры. Многие носители традиции ушли, при наличии музыкального материала нет информаторов как таковых. К тому же доступ к имеющемуся материалу часто ограничивается, фонды недоступны. Возникает закономерный вопрос – что дальше?
Ведь теряя свою традиционную культуру, мы теряем и свою национальную самоидентичность. Эта проблема особенно актуальна сегодня, в условиях повсеместной, если не сказать тоталитарной глобализации - когда все границы исчезают, все самобытные черты нивелируются, а мир унифицируется.
«Культура нашего народа неразрывно связана с землей. Мы должны обратиться к своим истокам».
В этой ситуации функцию ретранслятора традиции, традиционной культуры должно взять на себя государство. Как заметили участники дискуссии, в некоторых городах России, например в Омске, заметны явные сдвиги в этом направлении. Возрождение фольклора становится уже национальной идеей.
Много говорилось и о противопоставлении города и деревни, о том, входит ли городская культура, городской уклад в состав традиционной культуры или нет. Пшемыслав Серадзан подчеркнул, что «сегодня следует говорить уже не о противопоставлении города и деревни, а о противопоставлении (скорее даже противостоянии) традиции и современности».
Александр Кузнецов высказался на тему русского мифоса, призвал вспомнить образ русского богатыря, возродить русский миф, чтобы неведомое «русское» стало снова «нашим». Не абстрактная «русская традиционная культура», а «наша традиционная культура».
В целом, проблема отчуждения нашей традиционной культуры коренится, как отметило большинство участников дискуссии, в системе образования. По замечанию Ирины Шуваловой, «наши дети абсолютно не знают собственной культуры. Для них это нечто абстрактное, отдаленное». В этих условиях основной задачей как государства, так и различных общественных организаций и движений, да и просто отдельных энтузиастов, должно стать всестороннее внедрение фольклора в систему образования.
Как отметила Алиса Рокина, «образование должно перестать быть абстрактным, оно должно быть основано на духе традиции. Нужно построить новую консервативную эпистему».
Также была отмечена необходимость рассмотрения народной культуры и современной жизни сквозь призму экологии - экологии космоса, человека, культуры. Было подчеркнуто большое значение понятия «земля» для русского человека.
В русском традиционном сознании понятие «земля» наряду с понятием «мир» (синонимичным понятию «община») выступала базовой ценностью. На этом основывается и наша традиционная культура.
Как сказала в завершении дискуссии Галина Петровна Парадовская (РФС): «Мы – Россия. Географически это центр. Здесь самые лучшие условия для формирования культуры. Культура нашего народа неразрывно связана с землей. Мы должны обратиться к своим истокам».