10 июля, пятница | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Сетевые войны | Кавказ
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм

Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства

Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами

Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?

Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю

Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»

Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»

Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA

Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам

Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба

Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями

Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина

...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем

Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?

«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество

Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина

Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50

Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь

Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России

К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора

«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов

Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться

На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!

Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти

Лукошкино: памятник землякам-фронтовикам Лукошкино: памятник землякам-фронтовикам
Имена героев нашли в архивах

Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?

Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего

Вся правда о масках #НошуМаску Вся правда о масках
Маски: новая реальность

Конституция и профсоюзы Конституция и профсоюзы
Профсоюзные поправки в Конституцию

Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями Время Евразийского меридиана
Россия в праве ввести очень перспективный бренд

 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Насилие и постмодерн


«Бесславные ублюдки» - это, если угодно, ницшеанский фильм, в котором все изощрённые стратегии воли к могуществу наглядным образом приводятся к своему фундаменту 28 августа 2009, 09:59
Версия для печати
Добавить в закладки
Рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» - нужна ли она, возможна ли она?

Имеющиеся опыты критической интерпретации этого фильма со стороны представителей консервативно-патриотического лагеря энтузиазма не вызывают. Единственный момент, с готовностью и апломбом отмеченный всеми – это полное отсутствие в фильме упоминаний о Советском Союзе. Для выстраивания последовательной интерпретации этого явно недостаточно. Попытки вскрытия антирусской подоплёки явно страдают произвольностью и оставляют «за бортом» интерпретации добрую часть фильма, которую в условиях диктата данной модели оказывается абсолютно не подо что подверстать. 

Очевидно, что хуже всего было бы немедленно его «расшифровать» «Ублюдков», тем самым перекрыв все пути к зрелому проникновению в произведение
Очевидно, что хуже всего в данном случае было бы немедленно его «расшифровать» «Ублюдков», тем самым перекрыв все пути к зрелому проникновению в произведение. Уместнее будет просто-напросто отбросить всякие попытки что-либо из просмотра вынести. Это решение дается легко, но, тем не менее, ограничимся непосредственным впечатлением от сеанса… Несколько мастерских с точки зрения кинодраматургии сцен, несколько блестящих актёрских работ, крупные жесты – что ещё нужно, чтобы удовлетвориться просмотром, не связывая с ним каких-то специальных ожиданий, не стремясь во что бы то ни стало присвоить себе понимание замысла? Тактика дает результаты не с первого раза. Только второй просмотр высветил некоторые небезынтересные детали. 

Здесь следует уделить внимание специфике подхода к произведению. Нео-консервативное сознание отличается от классического консервативного сознания тем, что принимает в расчёт постмодерн и готовится иметь с ним дело. Нео-консервативное сознание не может позволить себе вовсе отказаться от диалога с постмодерном, не может позволить себе от него отмахнуться. Но и инерция модернистской интерпретации, попытка вычленить из постмодернистического мессиджа сигналы в формате ветхой логики «биполярного» противостояния здесь не годятся. 

Главной ошибкой интерпретаторов, является их потакание пресловутой «логике холодной войны». То есть восприятие картины как тенденциозного продукта пост-либерального масс-культа диктует критику заведомо уязвимую позицию. «Разоблачить», «распознать» в фильме элемент грубой атаки на консервативное мышление, на альтер-глобалистскую идентичность, на русское историческое сознание, в конце концов, - худшее, что можно попытаться тут сделать. Ведь, коль уж скоро мы соглашаемся в том, что Тарантино есть знаковая фигура в контексте посмодернистических тенденций западной культуры, было бы наивным приписывать ему сознательное целевое использование столь примитивных приёмов, как «извращение исторических фактов» и столь заурядную позицию «идеолога американской победы во Второй Мировой». 

А, по сему, уместнее всего будет отказаться от попыток разоблачения какого бы то ни было враждебного в отношении Евразии посыла фильма. Напротив, следует сосредоточиться на выявлении элементов критики отживающего свой век западного модернистского сознания в его политико-нравственном аспекте. Таким образом, вскрывается работа режиссёра с кодами собственной американо-западно-европейской культуры. Разумеется, работа эта носит критический характер – постольку, поскольку постмодернистская тенденция как таковая есть тенденция к пересмотру основных параметров общественного сознания модерна. При этом, однако, нельзя забывать о том, что природа пост-модернистской критики существенно отличает её от критики модернистской. К прояснению этого различия я предлагаю вернуться в ходе изложения позднее.  

Одним из магистральных направлений режиссёрской работы со смыслами является развенчание того представления об облике нацистского режима, которое – от противного – легло в основу политико-правовой идентичности Запада, начиная со второй половины 20-го века. Нет смысла отрицать, что прецедент нацизма предоставил неоценимый ресурс для формирования современного западного политико-правового и общегуманитарного сознания. Беспрецедентная, как принято считать, жестокость, проявленная нацистскими военными в ходе практической реализации их экстремистской доктрины, служит образцом неприемлемого поведения в сфере идеологии, права, международной политики и военного дела. Однако при всём при этом нацизм – уверен современный европеец и американец – это, прежде всего, преступное сознание. Сознание, исходящее из отрицания основополагающих максим современной гуманитарной парадигмы. Это, разумеется, так, но с одной существенной оговоркой: сама современная гуманитарная парадигма была во многом выстроена именно отталкиваясь от опыта нацизма как от противного. 

Вернёмся к фильму: в чём же состоит критика изложенного представления? В том, что жестокость нацистов и их ненависть к тому, кого они считают своими врагами, представлена в фильме отнюдь не как что-то исключительное. Тарантино постоянно напоминает нам о том, что все остальные силы, вовлечённые в его историю, на самом деле не представляют собой никакой принципиальной антитезы нацистам. Первый яркий пример: офицер гестапо предлагает переодетым диверсантам игру с целью их разоблачить. Он должен угадать героя, которого для него назначил сосед по столу, задавая наводящие вопросы. Глядя в глаза переодетому в нацистскую форму американцу – которого он либо уже распознал в качестве американца, либо вот-вот распознает – он строит догадки в отношении своего героя: «я не американец, но в Америке побывал», «моя родина - джунгли», «моё путешествие в Америку было неудачным», «я совершил его против своей воли» и «раз это так, значит, на моих несчастьях нажился кто-то другой». Утверждения верны – гестаповец клонит к догадке о том, что его герой – порабощённый негр, однако он оказывается Кинг-Конгом, что дела не меняет, а даже наоборот.  

Второй пример гораздо более сложен – это случай предводителя «Ублюдков» - единственного нееврея в их отряде, американского офицера в исполнении Брэда Питта. Он называет себя потомком колонистов, но при этом особый упор делает на свою индейскую кровь. Позже он признаётся, что на родине в Америке, до призыва в армию его социальное положение было откровенно маргинальным. Ярчайший штрих: он заставляет подчинённых ему евреев снимать с нацистов скальпы – так же, как это делали его предки индейцы с белыми колонистами. Создается ощущение, что в нацистах герой Пита ненавидит прежде всего белых людей, одержимых идеей собственного превосходства. Для его современников эту отчётливую тенденцию белой цивилизации олицетворяют немецкие нацисты. Для его предков это были европейские колонизаторы, основатели американского государства.  

Хочу предостеречь от того, чтобы истолковать авторский посыл некорректно. Возвращаясь к вопросу об отличии пост-модернистской критики от критики модернистской, важно подчеркнуть следующее: за всем этим Тарантино вовсе не утверждает: «американцы – такие же жестокие палачи, как и нацисты». Нет: его задача, напротив, как мне представляется, состоит в том, чтобы в принципе дезавуировать моральную категорию «жестокого палача», «бесчеловечного убийцы», короче говоря, «нациста» – и тем самым выбить почву из-под ног современного западного человека, воспитанного на неприемлемости систематического насилия, воплощением которого в его глазах являются нацисты.  

В этом фильме все, кто обладает идентичностью – будь то нацисты, евреи или американцы, кого-то страстно ненавидят. И, ненавидя друг друга, они со смаком друг друга уничтожают. И это нормально: это захватывает, этому сопереживают, над этим смеются. 

Мир Тарантино – это, как отмечалось неоднократно, мир жестокости. И это – реальный мир. При всей гротескности повествования этот мир гораздо более реален, чем тот, что люди Запада попытались в процессе головокружительного психического вытеснения построить на базе консенсуса о недопустимости насилия во имя идеальных целей. Этот мир более реален, чем мир, в котором торжествует пацифизм и права беспомощных, беззубых меньшинств. 

«Бесславные ублюдки» - это, если угодно, ницшеанский фильм, в котором все изощрённые стратегии воли к могуществу наглядным образом приводятся к своему фундаменту
«Бесславные ублюдки» - это, если угодно, ницшеанский фильм, в котором все изощрённые стратегии воли к могуществу наглядным образом приводятся к своему фундаменту. Этот фильм с откровенностью демонстрирует неистребимость насилия, демонстрирует простой как нацистский тесак факт: даже тот, кто объявляет своим врагом откровенных апологетов насилия, делает это, руководствуясь собственной волей к могуществу, неотделимой от стихии насилия. 

В качестве заключения – неизбежно промежуточного, поскольку эти соображения имеют лишь предварительный характер – следует сказать, что Тарантино в своём пафосе реабилитации насилия обнаруживает сходство постмодерна с премодерном, с миром традиционной этики. В последнем насилие – и прежде всего насилие во имя идеальных целей, насилие в порядке утверждения собственной идентичности - имеет своё законное место, а не изгоняется с усердием, присущим модернистскому «общечеловеческому – читай «евроцентристскому» – сознанию. Это сходство, эта параллель между посмодерном и премодерном неоднократно была отмечена, в частности, профессором Александром Дугиным в его курсах «Постфилософии» и «Структурной социологии». Однако, разумеется, наряду с этой и другими общими чертами, распознаваемыми при противопоставлении обеих общественных парадигм парадигме модерна, существуют между ними и существенные различия. Впрочем, размышление на тему этих различий уже выходит за рамки данной рецензии. Положим, что для первого опыта нетривиально-консервативной трактовки данного произведения и творчества режиссёра в целом, сказанного будет достаточно.

Владислав Комаров  
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Развитие детей ЭСТЕР Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru
Экскаваторы; Печи