18 сентября, суббота | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Человек – это звучит гордо?


Человек, выпавший из рациональной структуры общества, попадает в область психологии и становится пациентом психоаналитика 28 февраля 2009, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Согласно структурной социологии человек со стороны коллективного сознания определяется совокупностью своих социальных ролей, а со стороны коллективного бессознательного оказывается функцией господствующих в его глубинах сил

В Московском Государственном Университете им. Ломоносова успешно стартовал курс «Структурной социологии». Первая лекция Александра Дугина из цикла, отслеживающего путь развития социологической науки от ее классических учений до структурализма, состоялась 25 февраля. Как заметил профессор в начале лекции, основание социологического факультета МГУ не случайно произошло по инициативе философа Владимира Добренькова – ведь социология как дисциплина имеет свои корни именно в философии, в той ее области, которая обращалась непосредственно к обществу. Поэтому любые серьезные и глубокие изыскания в области социологии в конечном счете неизбежно требуют философского осмысления.

С точки зрения социального максимализма социальный логос абсолютен. Но иногда случается так, что индивидуум выпадает из этой стройной системы. Куда же он в такой ситуации попадает?

Профессор Дугин замечает, что существуют некоторые сложности с четким определением предмета изучения социологии. Ясно одно, говорит он, - речь идет о человеке и человеческих взаимоотношениях. А далее необходимо выделить то общее, что содержится во всех разрозненных определениях предмета социологии - это и будет главным. «Предмет социологии – это нечто интуитивное. Можно определить объект социологии как обобщающее целое, которое, дробясь, дает нам индивидуума, - поясняет философ. - Социология начинается с целого».

Далее профессор делает обзор социологических теорий и показывает, какой интересный путь прошла наука в своем развитии – от попытки построения механистической модели общества, функционирующего по строгим законам и уравнениям социологии с естественнонаучными дисциплинами, до конструирования структурной социологии как социологии глубин.

Социология как наука начала свое существование с легкой руки философов-позитивистов. Огюст Конт - первый социолог и основоположник позитивистской философии, - а также другие представители этого философского направления придали социологии статус гуманистической светской религии и отвели ей место на вершине прогресса.

В противовес позитивистам немецкий социолог Фердинанд Тённис говорит о развитии социума от состояния общины (Gemeinschaft), в которой господствуют недоговорные семейные отношения, к обществу (Gesellschaft), которое строится на отчужденных договорных отношениях.

Так как для социологии в целом характерна общая идея о первичности общества по отношению к индивидууму, обозревая социологические учения далее, Александр Дугин предлагает представить некую ось, на одном конце которой находятся теории социологического максимализма, на другом – социологического минимализма. Соответственно идеи Карла Маркса о полной предопределенности человека его принадлежностью к определенному классу и Макса Вебера об огромной роли индивидуального начала человека в обществе располагаются на разных концах этой оси. Таким образом, любая социологическая теория занимает свое место на подобной оси в соответствии с ее отношением к общему.

Описывая учение философа Питирима Сорокина, который собственно и ввел термин «структурная социология», Дугин подводит к очень важному моменту в развитии социологической науки. Этот этап становления дисциплины связан с возникновением структуралистской философии, основанной в свою очередь на структурной лингвистике. Выделяя два типа анализа – парадигмальный и синтагматический, лингвисты применяют их к языку и речи соответственно.

Если сделать перенос этих видов анализа на общество, то мы увидим, говорит профессор, что «социология в своей философской подоплеке рассматривает общество в первую очередь парадигматически». Другими словами, задача социолога – это изучение парадигмальных одновременных структур общества, на основе которых разворачиваются конкретные исторические условия или, применяя лингвистический термин, - синтагмы.

До определенного момента социология занимается изучением лишь одного уровня общества – это рациональный пласт, который расшифровывается и интерпретируется логически. Этот уровень носит название социального логоса и представляет собой область коллективного или общественного сознания. Сформировалась также классическая схема этого социального логоса, с помощью которого описывается и анализируется общество. Структура социального логоса имеет четыре оси – ось власти, ось престижа, ось денег и ось образования. Подобная структура лежит в основе социальной стратификации, и именно в этой системе координат двигается человек, принимая на себя ту или иную социальную роль.

С точки зрения социального максимализма социальный логос абсолютен. Но иногда случается так, что индивидуум выпадает из этой стройной системы. Куда же он в такой ситуации попадает? Ответ на этот вопрос появляется с наступлением новой эры социологии. В определенный момент становится очевидным, говорит Александр Дугин, что помимо уровня коллективного сознания существует еще что-то, что не поддается рациональному анализу. Здесь наступает переломный момент для социологической науки. Попытка сконструировать механистическую модель общества и выстроить социологию как строгую науку по аналогии с другими естественнонаучными дисциплинами терпит неудачу. Это происходит потому, что само естественнонаучное знание с возникновением теории относительности и квантовой теории переходит на качественно новый уровень.

Инициатическая мобильность, открытая для разных структур общества, являлась неотъемлемой характеристикой древних традиционных обществ.

Благодаря структуралистам, в частности основателю структурной антропологии Клоду Леви-Строссу, исследовавшему традиционные общества, в социологию входит фундаментальная структурная модель. Это модель состоит из двух уровней – «логоса» в числителе и «мифоса» в знаменателе. Структуралисты также используют термины «керигмы» и «структуры». Основная идея, заложенная в данной схеме, заключается в том, что в любом обществе и в любой культуре наличествуют оба уровня.

Наклеивание ярлыка недоразвитости на традиционные общества представителями западноевропейской цивилизации связано с ее специфическим путем развития – путем прогресса и очищения рационального уровня от мифа. Как показали структуралисты, традиционные культуры являются вовсе не отсталыми, а просто-напросто другими. «Логос» не приходит на смену «мифосу», они сосуществуют и взаимодействуют.

Итак, философ делает вывод: «Сбои в структуре социального логоса являются не случайными отклонениями и помехами, а целенаправленной работой того, кто живет в подвале». Здесь и появляется ответ на поставленный ранее вопрос. Человек, выпавший из рациональной структуры общества, попадает в область психологии и становится пациентом психоаналитика.

Исследования структуралистов стали своего рода предтечей настоящего переворота в социокультурной топике, который произвели открытия Зигмунда Фрейда и затем его ученика Карла Густава Юнга.

Фрейд описывает структуру человеческой личности, в которой сознание (Ego) дополняется уровнем бессознательного (Es). Сознание постоянно штурмуется импульсами, идущими из подсознания - так возникают различного рода неврозы и психозы. Успешное же осмысление иррациональных посылов из области бессознательного приводит к формированию Super-ego – «сверх-я», что, по сути, и является социальным логосом.

Юнг как последователь своего учителя идет еще дальше и вводит в фрейдовскую схему понятие коллективного бессознательного как глубинного уровня человеческой личности. Он очень подробно описывает структуру человека, выделяя в ней три основных уровня – сознание с его экзогенными и эндогенными аспектами, субъективное личное бессознательное и коллективное бессознательное. Глубинные пласты коллективного бессознательного могут подниматься, вызывая соответственно понижение ментального уровня, что является причиной психических заболеваний. Таким образом, говорит Александр Дугин, «в социум через персону поступает гигантская воронка огромной психологической деятельности, которую ведет Ego, отталкиваясь от коллективного бессознательного».

В результате мы получаем социологическую концепцию, в которой человек со стороны коллективного сознания определяется совокупностью своих социальных ролей, а со стороны коллективного бессознательного оказывается функцией тех сил, которые господствуют в его глубинах. Роль индивидуума оказывается минимальной в обоих случаях.

В конце столь фундаментального экскурса в историю развития социологической науки философ делает очень важное дополнение в модель социологического логоса. К классическим четырем осям, принизывающим общество, Дугин добавляет пятую ось, которую называет осью индивидуации, инициации или счастья. Индивидуация, согласно юнгеанской терминологии, представляет собой процесс переноса содержания коллективного бессознательного в сознание. Человека, успешно прошедшего этот путь и оказавшегося на вершине этой пятой оси, можно назвать счастливым. Инициатическая мобильность, открытая для разных структур общества, являлась неотъемлемой характеристикой древних традиционных обществ.

Слушателей последующих лекций курса структурной социологии ждет более детальный анализ уровней бессознательного и погружение в еще более глубинные структуры бытия.


Юлия Дмитриева  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru