Европа, которая зависит от российской нефти, испытывает перебои с поставками. Многие германские и другие западные СМИ уже назвали россиян "ненадежными партнерами". В центре конфликта оказалась компания "ЛУКОЙЛ", которая логично хочет избавиться от посредников, которые "тырят" законным образом (используя идиотские с точки зрения бизнеса схемы, установленные в эпоху великого ельциновского распила и пьяного разворовывания России) значительную часть прибыли. "ЛУКОЙЛ" справедливо хочет продавать нефть напрямую.
Россия экспортирует нефть в Европу по трем главным направлениям: через черноморский порт Новороссийск, через балтийский Приморск и через наземный трубопровод "Дружба", доставший по наследству от блаженного СССР. "Дружба" часто оказывается в эпицентре скандалов. Последний раз во время нефтегазового российско-белорусского конфликта. Кроме того, с "дружественным" нефтепроводом постоянно случаются поломки. Поэтому "Транснефть", в ведении которой находится "Дружба", сейчас строит трубу, которая бы развернула нефтяные потоки с направления в Белоруссию в наш Приморск.
Полностью избавиться от печально знаменитой "Дружбы" невозможно. По наземному трубопроводу выгоднее транспортировать сырье, особенно в зимнее время, когда на морях случаются бури и пробки от многочисленных танкеров. Даже несмотря на то, что европейские трейдеры-монополисты предлагают нашим нефтяникам очень большой дисконт.
Ко всему прочему в последнее время стали случаться перебои с поставками нефти в Германию. Нефтеперерабатывающий завод в германском Шверине, потребляющий более 9% поступающего в страну нефтяного сырья, в течение нескольких месяцев недополучал нефть из России и был вынужден прибегнуть к альтернативным источникам, чтобы не сокращать производство, написала немецкая газета Suddeutsche Zeitung. Перебои с поставками случились и у других немецких заводов.
В связи с этим в немецких и других западных СМИ появились сообщения о "ненадежности" российских партнеров. Это информационный удар по российской репутации.
Руководитель "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов признается, что его компания действительно сократила на треть поставки. Но виной всему не российская компания, а конфликт, который разгорелся между ней и трейдером Sunimex. "ЛУКОЙЛ" пытался добиться от него лучших условий. Интересы российской стороны удалось частично отстоять и поставки нефти в Германию возобновились в сентябре в обычном объеме. Но напряжение осталось.
Подобные конфликты с европейскими трейдерами случаются не в первый раз и, вероятно, не в последний. Так, в прошлом году случился конфликт между известным трейдером Glencore и информационным агентством Platts. Тогда речь шла о "несправедливом" ценообразовании на российскую нефть. Несмотря на гигантские объемы российского экспорта нефти (250 млн тонн), цена на русскую нефть формируется не на рынке, а через скидку к английской марки Brent. Теряют на этом все. Российское правительство недополучает пошлины, а русские нефтяники - прибыль.
Подобная ситуация будет продолжаться и впредь, пока Запад не поймет, что с российской стороной необходимо считаться и ее интересы учитывать. Но западным "партнерам" это представляется неким новым и чрезвычайным откровением.