20 ноября, вторник | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Интервью | Аналитика | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев
Зачем Киеву проспект Макеейна?"
Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется
За перемогой - перемога"
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
Свiдомий по-украински и свядомы по-белорусски означает сознательный. Этими терминами агрессивные этнократические меньшинства в Белоруссии и на Украине обозначают самих себя. В Интернет-блогосфере их окрестили, поэтому свядомитами и свидомитами. Чем белорусские свядомиты отличаются от украинских свидомитов
Западники и национализм"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Выход не универсальный
«Все виды консерватизма имеют общую черту – они так или иначе позитивно относятся к правомерности существования традиционного общества» 3 октября 2008, 16:32
Версия для печати
Добавить в закладки
Для возрождения России после разорения либерализмом интеллектуалы оформят востребованную обществом и властью консервативную идеологию

2 октября в МГУ прошло заседание Центра консервативных исследований, в ходе которого эксперты и ученые констатировали окончательное утверждение консерватизма как идейного тренда современной России, а также указали, что начался второй этап консервативного идеологического строительства в России, который выражается в выработке конкретной программы, способной стать основанием системного развития общества.

«Запрос на консерватизм возникает, когда есть «перегрев», который угрожает либеральному клубу вывести ситуацию из-под контроля, когда цивилизационная стагнация более не способствует продвижению мобилизационных процессов и развитию».

Открывая заседание Центра, декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова профессор Владимир Добреньков заявил, что «консервативная идеология сегодня востребована обществом и властью», поэтому интеллектуалы обязаны «сформулировать основные принципы и понятия консервативной идеологии». По мнению декана, одним из условий выработки такой идеологии является преодоление расколотости академического сообщества в отношении критики либерализма, осознание того, что «либеральная идеология в той форме, в которой она существовала, нанесла огромный вред российскому обществу».

При этом профессор указал на важность сохранения в российском обществе плюрализма взглядов, из-за чего «выработка консервативной стратегии как доминирующей идеологии является трудной задачей, но тем более интересной». Декан МГУ предложил начать в этом направлении всероссийский академический диалог на базе возглавляемой им Российской социологической ассоциации (РоСА), которая имеет свои отделения в 59 регионах. А Центр консервативных исследований, по мнению Добренькова, будет площадкой шлифовки аргументации консервативной доктрины.

Участники встречи попытались очертить основные критерии консерватизма как мировоззрения. С главным докладом по теме «Консерватизм как принцип: от социальной идеи к философии русского общества», предлагающим типологию и анализ консервативной теории и практики, выступил директор ЦКИ, лидер Международного Евразийского Движения Александр Дугин. Он выделил систему ключевых характеристик консерватизма, среди которых отметил зависимость этого феномена от исторического, географического и национального контекста. В частности, он отметил: «В разное время в разных обществах содержание консервативной идеологии, подчас, конфликтно».

Другой важной характеристикой консерватизма, содержащей большой потенциал строительства консервативной идеологической парадигмы в России, была названа его плюралистичность. По мнению ученого, консерватизм не принадлежит числу универсальных идейных систем, как, например, догматические марксизм и либерализм: «консерватизм не является политической идеологией с четко очерченной системой взглядов».

Консерватизм имеет несколько форм, и всех их объединяет то, что они «легитимизируют прошлое, которое в той или иной степени противопоставляется будущему». При этом Дугин позитивно оценивает разнообразие консерватизма: «Такое положение дел вносит позитивные ценностные значения в то, что является локальным, отличным от другого», в противовес универсальным идеологиям, которые эти различия признают по факту, но предлагают их «снять».

Профессор Дугин утверждает, что для консерватизма эти различия ценны, поскольку составляют идентичность: «Консерватизм учитывает особенности обществ, не калькируя их по единому западному типу. Даже мы ищем собственные модели демократии, а что говорить о более традиционных укладах. Миллиарды людей живут в иных политических парадигмах - мы не можем с ними не считаться и быть загипнотизированными пятачком западноевропейской культуры».

В своем докладе профессор Дугин описал четыре типа консерватизма: фундаментальный, либеральный, социальный и революционный консерватизм.

Фундаментальный консерватизм, по описанию Дугина, характерен традиционному обществу и утверждает, что прошлое абсолютно, постулирует неприязнь прогресса и настаивает на том, что любые социальные институты тем более совершенны, чем они древнее. «Фундаментальный консерватизм свойственен всем религиозным течениям. Согласно ему мир претерпевает постоянный регресс, а прошлое имеет непоколебимый авторитет как священное и абсолютное», - заявил профессор.

Либеральный консерватизм, приверженность к которому проявляют все реформаторы общества, по мнению Дугина, идет на компромисс между «утерянным прошлым и неминуемо наступающим будущим». Либеральный консерватизм признает изменчивость общества, однако, настаивает на том, чтобы изменения не были резкими и разрушительными. Ученый озвучил некоторые актуальные формулы либерального консерватизма: «Сегодня – это разумный компромисс между вчера и завтра», «Свобода лучше, чем несвобода, но не любой ценой», «Стремление к справедливости аморально, поскольку чревато революцией, которая – полное зло».

Социальный консерватизм профессор Дугин обозначил как обращение «к массам», «к народу», в котором «в какой-то исторический момент сохраняется традиционное миропонимание, что теряют элиты и аристократия». Вдохновляя идеологов народных восстаний, социальный консерватизм утверждает, что в прошлом было хорошее и плохое, но необходимо стремиться к построению утопического общества, которое будет соединением лучшего, что было в прошлом, с мечтой о будущем: «Социальный консерватизм исходит из того, что в прошлом было хорошее и плохое, поэтому социальные консерваторы пытаются соединить лучшее из прошлого и сегодняшнего. При этом для них справедливость широких масс – это высшая справедливость».

Социальные консерваторы считают, что народ, а не аристократия определяет подлинную систему ценностей. Высшей целью их деятельности является справедливость, а революция признается во имя благополучия широких народных масс: «Социальный консерватизм – плебейский, это не консерватизм аристократии», - так охарактеризовал суть этого явления профессор МГУ.

Дугин также обратил внимание на то, что одним из постулатов социал-консерваторов является народная монархия, суть которой сводится к формуле: добрый царь, опирающийся на народные массы, против аристократии. По мнению доктора политических наук, «в рамки социал-консерватизма вписывается феномен фашизма, отчасти национал-социализма, а в современной политической истории России сюда же можно отнести штаб «Единой России», возглавляемый Андреем Исаевым». К социал-консерватизму, по мнению Дугина, также относилась идеология президента Югославии Слободана Милошевича, с чем согласился брат покойного югославского президента Борислав Милошевич, так же присутствовавший на заседании.

И, наконец, четвертый тип - революционный консерватизм. Здесь глава ЦКИ отсылает слушателя к идеям консервативной революции, которая так же, как и фундаментальный консерватизм, считает далекое прошлое абсолютным, но не согласна мириться с регрессом и пытается пресечь его путем жесткого радикального идейного переворота. В отличие от социального консерватизма революционный консерватизм, напротив, ориентирован на аристократию и проявляется, например, в традиционном обществе, когда те или иные деятели выступают под эгидой восстановления династии или возврата прежних религиозных культов. Революционный консерватизм утверждает: «Позавчера было идеально. Вчера было безобразно плохо, а сегодня невыносимо и с этим надо заканчивать. Завтра будет либо полное восстановление Золотого века, либо все рухнет в ничто».

Однако, по утверждению Александра Дугина, несмотря на очевидные различия, «все виды консерватизма имеют общую черту – они так или иначе позитивно относятся к правомерности (правомочности) существования традиционного общества». Это чрезвычайно важно для выработки конкурентоспособной идеологии в России, поскольку актуализирует национальную идентичность: «Российское и западное общества живут в разных системах ценностей и движутся, скорее всего, в разных направлениях».

Содокладчиками Дугина выступили главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории Александр Репников и главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко, который призвал к определению более конкретных, прикладных форм консерватизма: «В консерватизме должно быть понятно, что консервировать», - заявил Ципко. Политолог призвал аудиторию участвовать в создании на основе консерватизма практического – «рабочего» - продукта, «завязанного на «материю» нынешней идеологической ситуации. Иначе, по мнению ученого, консервативная идеология «не будет работать».

Александр Репников, Владимир Карпец, а в конце и ведущий встречи Михаил Тюренков дали краткое описание истории консервативной мысли в России с момента ее появления и по сегодняшние дни. При этом Карпец в своем докладе сделал упор на то, что для России наиболее органичным является консерватизм, выраженный в формуле «монархия плюс социализм, сочетающие в себе самодержавие и самоуправление».

Особую точку зрения выразил давний соратник Дугина по традиционалистскому движению, исламский мыслитель Гейдар Джемаль. Председатель Исламского комитета предварил свое выступление замечанием о том, что впервые после многолетнего спада качества дискурса в российском экспертном сообществе он видит площадку, которая демонстрирует высокий академический уровень дискуссии.

Касаясь же темы заседания, Гейдар Джемаль указал, что запрос на консерватизм возникает, когда есть «перегрев», который угрожает либеральному клубу вывести ситуацию из-под контроля, когда цивилизационная стагнация более не способствует продвижению мобилизационных процессов и развитию. Эксперт также заявил о неизбежности Третьей мировой войны: «Мы живем в эпоху крушений либерализма. Либеральная корпорация как клуб исчерпала свой потенциал. Для его спасения стоит задача через организацию войны «всех против всех» сломать шею традиционного клуба, который сегодня воспринимается Соединенными Штатами как главный опасный противник».

«Консервативные революционеры – это сухие ветки революции, которые вспыхивают первыми, когда по ним бьет молния».

По мнению Джемаля, консерватизм представляет из себя «паразитический» тормоз тепловой напряженности низов. При этом сам он способен также порождать «тепло» за счет противостояния с ними. Цитаделью такой формы мировосприятия Джемаль назвал США. Кроме того, наряду с названными типами консервативных форм исламский мыслитель рассказал также и о «радикальном консерватизме», который, по его словам, «стремится изменить онтологические принципы бытия».

Посол Союзной Республики Югославия в Российской Федерации Борислав Милошевич отметил, что русское мировоззренческое консервативное наследие является уникальным в массиве мировой мысли. Впрочем, по мнению посла, сегодня оно требует наполнения конкретным, практическим содержанием, а конкретизация проекта русского консерватизма – первоочередной задачей интеллектуалов. Брат бывшего югославского президента Слободана Милошевича считает, что консерватизм для его четкого определения должен быть приложен к сферам морали, политики, права и даже искусства. «Должна быть определена роль консерватизма», - уверен Милошевич.

Также Борислав Милошевич предложил некоторые компоненты, способные стать наполнением разрабатываемого проекта: «Православие, русская литература, русский язык». Должна существовать «опора на эти общественные институты, имеющие в своей сути консервативные функции», а именно «церковь в области религии, обычаи в области морали, навыки в области человеческой психологии, некоторые правовые правила, которые действуют консервативно».

Декан гуманитарного факультета РГУТиС профессор Вардан Багдасарян указал на консервативный принцип охранительства как условие самосохранения общества и его защиты от энтропии. Однако, эксперт призвал к синергийному подходу к формированию консервативной идейной доктрины, поскольку сегодня для устойчивости и развития общественной системы актуален комплекс принципов: «Принцип качественной изменчивости политически преломляется через модернизм, принцип преемственности политически выражается через традиционализм. Принцип групповой солидаризации – через социализм в разных видах, принцип индивидуумной недетерминированности – через либерализм».

Между тем Багдасарян охарактеризовал основную черту консерватизма, как «инстинкт самосохранения». При этом он призвал органично сочетать описанные Дугиным формы, которые, как считает ученый, выражают различные черты «биологических» характеристик человека. Так, например, либеральный консерватизм Багдасарян называет стремлением к сохранению индивидуального, а социальный - коллективного. Он также отметил, что у разных народов и в разные исторические эпохи действовали все четыре типа консерватизма, при этом какой-то из них в большей или меньшей степени мог преобладать.

По мнению эксперта, современный российский консерватизм не отвечает целеполаганию развития общества, поскольку является аппаратным консерватизмом, который из всех ценностных установок поддерживает нежелание развития и перемен. В этом, по мнению автора, состоит ключевая угроза государству: «Россия снова встала на путь «брежневизма». Аппаратный консерватизм в свое время разрушил Советский Союз, сейчас мы наступаем на те же грабли».

На встрече с докладом также выступил лидер Евразийского Союза Молодежи Павел Зарифуллин, представлявший, по его словам, именно революционный консерватизм. Он рассказал о зарождении консервативно-революционной мысли в XX веке в России, упомянув также и ее германский период. «Консервативные революционеры – это сухие ветки революции, которые вспыхивают первыми, когда по ним бьет молния», - цитировал Зарифуллин классиков консервативно-революционной мысли.

Завершил встречу декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков, который высоко оценил интеллектуальный уровень дискуссии и призвал участников «к дальнейшему развитию консервативной мысли, чтобы без ее внимания не остался ни один элемент человеческого бытия».


Эрнст Плиев  
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru