Высокая политизация общественной жизни привела к трансформации образовательного процесса в бессмысленно скандальную череду разборок
Вот уже больше года на социологическом факультете МГУ продолжается конфликт, который по праву может быть вписан в историю отечественного «оранжевого» движения.
Попытки декана пойти навстречу протестующим с самого начала деятельности группы встречали с их стороны неадекватную реакцию.
Так называемая «ОД-группа», впервые заявившая о себе в конце зимы прошлого года, развернула настоящую информационную войну против руководства факультета и лично декана Владимира Ивановича Добренькова. Начавшись как выступление за улучшение условий жизни студентов – первая акция была связана с требованием открытия на факультете дешёвой столовой – деятельность группы очень быстро приобрела характер борьбы против всего порядка образовательного процесса на факультете. При этом тот факт, что в поддержку мятежников быстро включились известные своей антикремлёвской ориентацией СМИ и общественные деятели, наряду с другими признаками указывает на более сложное происхождение инициативы, которая, по всей видимости, лишь преподносится как правовая самоорганизация студентов.
С самого начала информационная кампания, сопровождавшая действия «ОД-группы», носила тщательно срежиссированный характер. Так, стартовая акция 28 февраля 2008 года преподносится в СМИ (Сити-ФМ) следующим образом: «трёх студентов соцфака забрали в милицию». При этом ни один из задержанных, разбрасывавших на территории университета листовки, не был студентом соцфака. Один из них учился на другом факультете, двое других не имели к МГУ вообще никакого отношения.
Самой массированной была акция в блогосфере. На сегодняшний день ситуация обстоит таким образом, что при попытке найти в Интернет информацию по конфликту, практически невозможно отыскать текстов, которые не являлась бы откровенно тенденциозными и не исходили бы от самих членов группы или их сторонников. Публикации, разоблачающие заказной характер деятельности «ОД», просто тонут в потоке инсинуаций в адрес декана.
Исходя из преподносимой информации складывается впечатление, что «ОД-группа» является активным выразителем настроений большей части студентов. При этом полностью замалчивается тот факт, что, во-первых, протестная инициатива зародилась вне стен соцфака, во-вторых, сами студенты неоднократно, в том числе и в публичной форме, выражали своё несогласие с действиями «ОД».
Всё информационное сопровождение процесса выстроено таким образом, чтобы сформировать у студентов МГУ представление именно о деятельности широкого студенческого движения, направленного против произвола руководства и ставящего себе целью добиться улучшения качества обучения. Зачинщики беспорядка в провокационной форме призывали и студентов других факультетов перехватить эстафету протеста. Так, на стенах МГУ учащиеся встречали граффити, гласящие: «Соцфак борется, а ты?», «Соцфак восстал, а ты чего ждешь?»
Следует подчеркнуть, что попытки декана пойти навстречу протестующим с самого начала деятельности группы встречали с их стороны явно неадекватную реакцию. На назначенные встречи они не являлись, беспорядочно переходили от одних требований к другим. Требование по столовой было выполнено через неделю после начала акций «ОД-группы», после чего протестующие перешли к более радикальным выпадам.
В распространяемых листовках члены «ОД» заявляли о себе следующим образом: «Мы считаем прямое действие наиболее эффективным методом борьбы. Прямое действие – это психологическое давление на администрацию, анонимные письма и телефонные звонки, массовый отказ от посещения занятий, перекрытие дорог, это любые формы непосредственной борьбы, на которые хватит нашей фантазии».
В силу того, что «ОД-группа» в целом анонимна, её состав остаётся до известной степени тайным, однако большая часть лиц, «засветившихся» при проведении тех или иных акций или участии в переговорах, не являются студентами соцфака. Многие из них учатся в ГУ ВШЭ, известной своей ярко выраженной либерально-западнической ориентацией. А активисты «ОД» из числа студентов факультета, как правило, имеют принадлежность к общественно-политическим кругам явной антигосударственной ориентации. Это в частности касается студентки пятого курса Натальи Морарь, являющейся пресс-секретарём движения «Другая Россия». Этот факт явно свидетельствует о том, что «ОД» является сегментом «оранжевой сети», стремящейся закрепиться не только на политическом, но и сугубо общественном поле.
Немаловажно, что к протестующим присоединились отдельные представители научного сообщества, и даже часть научных сотрудников университета, в частности, конкуренты Добренькова на выборах декана. За счёт этого процесс приобрёл дополнительное измерение, связанное с борьбой академических кланов за влияние на факультете, стремлением конкурентов «подсидеть» декана. В результате глава факультета стал мишенью для непрекращающегося потока обвинений с разных сторон. В конечном итоге члены «ОД» обвинили Добренькова в плагиате и растрате бюджетных средств, став инициаторами соответствующих разбирательств в Общественной и Счётной палатах РФ.
Успешная деятельность «ОД» может стать прецедентом. В результате мы рискуем получить значительный сегмент студенчества, подготовленный для манипуляций со стороны антигосударственных сил.
Среди самих студентов активность группы вызывает различную реакцию – чаще просто недоумение. Впрочем, сразу после начала акций – 1 марта 2007 года руководители студенческих организаций составили открытое обращение ректору с просьбой оградить их от «ОД-группы». А 16 числа появляется инициативная группа студентов по противостоянию движению «ОД».
Однако, зачинщики волнений добиваются некоторых результатов. Руководство идёт им на встречу по вопросу о столовой, по решению ректора МГУ Виктора Садовничего организована специальная комиссия для проверки дел на факультете. Но ни университетская комиссия, ни иные процедуры, возбуждённые по обвинениям ОД, не нашли в действиях Добренькова никаких серьёзных нарушений.
На сегодняшний день самой крупной победой «ОД» можно считать их последнюю акцию, проведённую в 27 марта. Поводом к очередному скандальному выступлению послужило отчисление с факультета четырёх участниц группы по итогам экзаменов. Естественно, обставлено всё было так, что декан отчислил девушек именно за их позицию. Поднятый активистами шум привёл к вмешательству в ситуацию высшего руководства университета, в результате чего двое отчисленных студенток были восстановлены. «ОД» и сочувствующие ликуют.
Каково будет дальнейшее развитие конфликта – неизвестно, но наивно было бы полагать, что почувствовавшие вкус победы смутьяны остановятся на достигнутом. Ведь их целью является трансформация всей системы управления делами на факультете. При этом нельзя исключать, что за их действиями стоят не только «несогласные», обкатывающие свои методы в студенческой среде, но и некие крупные игроки, отстаивающие таким образом свои финансовые интересы.
Успешная деятельность «ОД» может стать прецедентом для развития подобных процессов в других ВУЗах. В результате мы рискуем получить значительный сегмент студенчества, подготовленный для манипуляций со стороны антигосударственных сил – как это было во время «оранжевой» революции в Украине. Стоит задуматься, быть может, если руководство университета не в состоянии само справиться с возникшей угрозой, к ситуации на факультете стоит привлечь внимание более компетентных в данной сфере структур?
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".