19 августа, воскресенье | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Интервью | Аналитика | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Десять лет исполняется сегодня, 17 сентября 2016 года, со дня референдума о независимости и присоединении к России, который прошёл в Приднестровской молдавской республике (ПМР) в 2006 году. 97,2% граждан, принявших участие в голосовании, поддержали курс н Евразийский вектор Приднестровья
10 лет выбора ПМР"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется
За перемогой - перемога"
Один из центральных на сегодняшний момент политических вопросов в ЛДНР - это проведение выборов глав государств и в Народный Совет. С ноября 2014 года у нас не было голосования. При этом в стране имеются серьёзные социально - экономические проблемы: высок ЛДНР: актуальность выборов
Донбасс и выборы"
Олег Фролов: Донбасс крепнет силами своего народа Олег Фролов: Донбасс крепнет силами своего народа
Народ Донбасса - за Новороссию!"
Прибалты, особенно эстонцы, стали испытывать неприязнь к русским только лишь в позднесоветское время. После того, как территории нынешних Эстонии, Латвии и Литвы вошли в состав Российской империи, никто из русских мыслителей и литераторов не зафиксировал Почему прибалты невзлюбили русских
Мечта и утопия"
«Майский указ», Традиция, Белгородчина «Майский указ», Традиция, Белгородчина
Солидарность ради будущего"
Как так вышло, что находящимся у власти олигархистам, которые ещё недавно, в ельцинский период, открыто называли себя либералами, удалось предстать перед электоратом патриотами-традиционалистами? Почему не глупые вроде русские люди массово им поверили, хо Почему мы не можем возродить сверхдержаву
Суть пропаганды"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Органическая демократия
Практически повсеместная трансформация демократии в правление немногих - явление, замеченное давно и достаточно хорошо описанное 25 марта 2008, 16:41
Версия для печати
Добавить в закладки
Соучастие всего народа в своей собственной судьбе как форма управления государством наиболее подходит для России

Нужна ли России демократия? Или точнее, какая демократия нужна России, если все-таки нужна? Эти вопросы являются далеко не праздными.

 

Органическая демократия рассматривает народ не как безжизненный механизм, но как живой организм, не могущий быть расчлененным на атомарные единицы, детали без того, чтобы не наступила смерть.

В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века мы переживали такое увлечение демократией, что совершенно утратили всякое критичное к ней отношение. Это было под стать наркотической интоксикации. Всякий, кто не разделял общего восторга от демократии, тут же клеймился страшными именами. Демократия стала своего рода религией, под эгидой которой реформаторы могли творить все, что угодно. В чем-то это напоминало большевизм: увлечение демократическими лозунгами приобрело фанатический характер. И лишь в начале нового тысячелетия это опьянение стало постепенно проходить. Мы можем более спокойно и отстраненно посмотреть на эту проблему. Итак, что такое демократия?

 

Термин «демократия» принадлежит к числу наиболее спорных и неопределенных понятий современной политической теории. Наиболее распространено понимание демократии как формы государства, в котором верховная власть принадлежит народу, а формы правления могут быть разные. Такое определение, однако, не уточняет, каким именно образом народ пользуется своей властью, какие инструменты у него имеются. Одни утверждают, что достаточно иметь выборную законодательную власть, и демократия будет гарантирована. Другие, как, например, Жан-Жак Руссо, считают, что этого недостаточно, необходимо участие народа и в реализации исполнительной власти. Объективно же при любых формах демократии над общей массой народа всегда вырастают немногие - руководящее меньшинство, вожди, направляющие общую политическую жизнь. Практически повсеместная трансформация демократии в правление немногих - явление, замеченное давно и достаточно хорошо описанное.

 

Французский философ Ален де Бенуа говорит о трех типах демократии, соответствующих трем членам знаменитого демократического лозунга: «Свобода, Равенство, Братство» (Liberte, Egalite, Fraternite). Первый тип демократии, наиболее распространенный в современном мире, - это «либеральная демократия», ставящая во главу угла принцип «либерализма» - от французского слова liberte, «свобода». Этот тип демократии делает акцент на «человеке», на индивидууме, подчеркивая его экономические и животные потребности; требует подчинить всю структуру общества эгоистическим интересам «свободного потребления». Для либеральной демократии характерен принцип: «один человек - один голос».

 

Второй тип демократии - это «эгалитарная демократия», называемая иногда «народной демократией». В ней доминирует принцип «равенства» (egalite). Этот тип демократии более всего проявился в форме тиранических, тоталитарных режимов коммунистического типа. Данная концепция демократии является предельной, экстремальной формой механицистского отношения к обществу, понимаемому как масса атомарных индивидуумов. Именно такие «эгалитарные типы» демократии Хосе Ортега-и-Гассет определил как следствие «восстания масс», характерного для политического пейзажа XX века. В эгалитарно-демократическом режиме преобладает тот же атомарный, количественный подход к индивидууму, как и в либерально-демократическом, но при этом преимущество отдается не отдельному индивидууму, а всей совокупности таких индивидуумов, массе.

 

И наконец, третий тип демократии, «органическая демократия», основанная на принципе «братства» (fraternite). Смысл «органической демократии» в том, что она в качестве основы социального устройства общества берет народ как особую единую качественную и органическую общность, укорененную в истории, имеющую свою собственную духовную, культурную, национальную и политическую традицию. Эта традиция и ложится в основание политического самопроявления народа, служит критерием принятия судьбоносных решений и принципом коллективного волеизъявления.

 

Органическая демократия рассматривает народ не как безжизненный механизм, но как живой организм, не могущий быть расчлененным на атомарные единицы, детали без того, чтобы не наступила смерть. Определение такой «органической демократии» дал немецкий философ Артур Мюллер Ван ден Брук: «Демократия есть соучастие народа в своей собственной судьбе». И здесь не столь важно, какими процедурами это соучастие достигается. Намного важнее ощущение единства власти и народа в общем историческом делании.

 

В годы реформ и когда в 1993 году мы принимали Конституцию никто о подобных деталях не задумывался. Перед глазами был пример Запада, и в первую очередь США. Советский период воспринимался в самых черных тонах и ни о каком обращении к «народной демократии», к равенству («уравниловке») речи быть не могло. Поэтому случилось так, что нормы именно «либеральной демократии» легли в основу современной политической системы в России. Именно это обстоятельство заложило в развитие нашего общества глубоко противоречивое положение.

 

Мы вполне можем выстроить модель нашей собственной соборной демократии, братской и семейной. Скорее греческой, нежели римской. Скорее славянской, нежели германской. И это только укрепит нас.

Дело в том, что именно западное общество развивалось по пути индивидуализма, выделяя отдельного человека в высшую категорию, отрывая его от этнических, религиозных и исторических корней. В Древней Греции в демократическом процессе принимали участие только свободные граждане, традиционно живущие в данном полисе, соединенные с другими гражданами общими культами, общей историей, общей культурой, общими связями. В чем-то это было подобно демократии в рамках единой семьи.

 

Много веков прошло, пока западноевропейская культура превратила нормы греческой демократии в современные политические учения, где во главе угла находится отдельный индивидуум. На сей раз без корней и традиций, без культов и культуры. И в этом процессе Западная Европа чрезвычайно далеко удалилась от христианского Востока. И в частности, от православной Руси, где ни в прошлом, ни в последние века такого возвеличивания отдельной личности не происходило.

 

При этом элементы демократии в широком понимании на Руси были испокон веков. И Новгородское и Псковское вече, и система земств, и даже коммунистические советы представляли собой разные издания нашей демократии, основанной на совершенно иных принципах и подходах, нежели демократия современного Запада, демократия специфически либеральная, индивидуалистическая.

 

Национальная особенность нашей демократии не отвлекающая фигура речи, но вполне определенная и конкретная реальность. Наша политическая культура основана на принципе соборности, цельности и всеобщности. Целое, цельное в нашем самосознании предшествует частному и индивидуальному. Мы вначале мыслим народ, Россию как нерасчленимую единую реальность и лишь потом распознаем здесь отдельных личностей. И самодержавие у нас особое, соборное. И церковность. И даже демократия.

 

Среди всех версий демократического устройства для России, на мой взгляд, более всего подходит демократия братства, демократия органическая, демократия соучастия. Соучастия всего, непременно всего народа в своей собственной судьбе. Когда хорошо целому, хорошо и частному. Для русского человека счастье не может быть индивидуальным делом. Оно обязано быть всеобщим, лишь тогда оно по-настоящему счастье. Правда, именно эта соборная, братская, органическая демократия, понятая весьма своеобразно, привела нас к увлечению марксизмом. В коммунистической утопии в светском виде наше сознание распознало - быть может, ложно - древний соборный идеал.

 

Различия между западной демократией и демократий российской, органичной для нашей культуры, носят глубинный характер. Они основаны на разном понимании человека, его места и роли в бытии, в истории, в мироздании. Долгие столетия наше общество отстаивало в напряженном и интенсивном диалоге с западной культурой свою самобытность, свою оригинальную философию, свою культуру. Это затрагивало и нашу политическую историю, которая, несмотря на некоторые сходные черты, имела существенные отличия от Запада.

 

Нам необходимо приступить к системной разработке принципов и оснований национальной демократии. Это важно не только для того, чтобы раз и навсегда прекратить нападки со стороны Запада, постоянно придирающегося к нам, даже в тех случаях, когда у него нет ни малейшего понимания сущности политических процессов, протекающих в российском обществе. Это важно для нас самих, чтобы мы выстроили гармоничную, устойчивую, непротиворечивую и основанную на наших традициях и ценностях политическую систему. Здесь как всегда, мы должны исходить из принципа: благом является то, что благо для нашей страны, нашего народа, нашего общества.

 

Мы вполне можем выстроить модель нашей собственной соборной демократии, братской и семейной. Скорее греческой, нежели римской. Скорее славянской, нежели германской. И это только укрепит нас. Не спеша что-то менять в основных политических документах или в Конституции, мы могли бы вложить в поспешно скопированные с западных образцов либеральные концепции наши национальные смыслы. И такая демократия в России только укрепит наше общество, оздоровит его, создаст надежные предпосылки для грядущего возрождения.


Александр Дугин, опубликовано в газете «Время новостей» № 48  
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru