15 декабря, пятница | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Интервью | Аналитика | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Америка сегодня падает. Это падающий гигант. Падение статуи Свободы будет внушительным. Однако сегодня падает и Россия. Ее падение не столь масштабно, но чувствительно Ставка в международной политике: кто рухнет первым
Государство как идеология не ограничено ничем"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Америка мягко стелет, но в России спать на её кроватках жестковато Под мягким каблуком
Под каблуком"
Метод захвата медиапространства состоит в том, что определенная организация работает со всевозможными СМИ и при этом не дает показаться в информационном поле другим организациям Тихо и незаметно: способы ведения информационной войны
Если войны не видно, это не значит, что ее нет"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Десять лет исполняется сегодня, 17 сентября 2016 года, со дня референдума о независимости и присоединении к России, который прошёл в Приднестровской молдавской республике (ПМР) в 2006 году. 97,2% граждан, принявших участие в голосовании, поддержали курс н Евразийский вектор Приднестровья
10 лет выбора ПМР"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Скандал вокруг возможной установки памятника Примирения сотряс не так давно Севастополь.  Хотя идея-то благая – примирение «красных» и «белых» в год столетия катастрофы двух русских революций – Февральской и Октябрьской. Несмотря на то, что поколение, зас Сто лет русской катастрофы: преодоление или новый виток раскола?
Сто лет русской катастрофы"
В феврале прошёл столетний юбилей Февральской революции. Через несколько месяцев мы отметим столетие эпохального события не только российского, но и мирового уровня – Октября 1917 года. В последнее время тема революционного столетия регулярно поднимается «Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь 1917-го
«Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Недавно в своей статье «По евразийской дороге добра», опубликованной на информационно-аналитическом портале «Евразия» накануне Дня народного единства и 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции, я поделился педагогическим опытом работы с ре Евразийская педагогика
Воспитать по-евразийски"
В преддверии одного из главных государственных праздников России – Дня народного единства хочу поделиться своим педагогическим опытом, который способствует воспитанию детей и подростков в духе традиционных ценностей Российской Евразийской цивилизации, оли По евразийской дороге добра
Путь к солидаризму"
12 октября 2017 года в уютном помещении кофейни «Белая ворона» состоялось одно из самых семантически насыщенных слушаний иркутского сообщества «Интеллектуальная среда», посвященное обсуждению уже успевшей приобрести скандальную репутацию скульптуры Даши Н Ваал на Байкале: proetcontra
Ольхон и мифы"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Закрытая презентация нового альбома Александра Ф. Скляра и группы «Ва-Банкъ» «Оставайтесь, друзья, моряками!», в который вошли 13 песен Владимира Высоцкого, прошла 20 ноября 2017 года в московском клубе «16 тонн». На обложку помещена работа сына Александр «Север, воля, надежда, страна без границ»
Исчерпанность и романтика"
Немного найдётся символов России, которые настолько широко известны в мире, как автомат Калашникова. И, несомненно, он – часть нашей культурной экспансии в мире. Его знаю те, кто и читать-то не умеет. Это оружие давно стало напоминанием о силе русского ор Калашников: Десять оттенков совершенства
Вселенная «Калашников»"
Вряд ли в современных международных отношениях найдется много таких политиков, за чьими двусторонними встречами следят столь же пристально, как за встречами спецпредставителя Госдепартамента США Курта Волкера и помощника российского президента Владислава Кнуты и пряники от Волкера
Станет ли встреча последней?"
Ремень от РПК привычно натирает плечо, мы возвращаемся на обед со своих позиций в место постоянной дислокации, находящейся недалеко от наших позиций в дачном поселке. До войны это был прекрасный поселок, окруженный живописным степным пейзажем со множество Очерки окопной войны
Тайна войны в Великой степи"
Попалась на глаза одна сопливая история на днях. Украинофильный портал bbcccnn.com.ua написал историю про боевика "АТО", онкобольного, молодого, отвергнутого семьей и друзьями, в общем, самого разнесчастного кровопийцу Владимира Бабия. Родом это туловище Отработанные "патроны" Порошенко или куда деваются "киборги"
Судьба "киборга""
«Но нельзя одной черной краской мазать все, что было в прошлом, или в радужных тонах смотреть на то, что происходит сегодня» Мина замедленного действия под здание российской государственности
Советский Союз был обречен с самого начала"
Действовать жёстко, с кровью, не был готов никто из элит - советские элиты были очень миролюбивы, - кроме отмороженных либералов-русофобов Американский переворот в пользу Ельцина
Пора привлечь к ответу виновников октябрьской бойни"
Это, в сущности, был и есть флаг брокеров, маклеров, эксклюзивных дистрибьютеров, архитекторов саморазрушающихся финансовых пирамид и топ-менеджеров нефтегазовых монополий День торговли
Бело-сине-красный триколор по-прежнему символизирует торговлю"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Кто царь, тот и прав
Отсутствие постоянства давно стало наиболее постоянной чертой нашей политической истории 21 декабря 2007, 17:29
Версия для печати
Добавить в закладки
Особенности национальной преемственности

В российской политической истории есть одно очевидное обстоятельство - никакой преемственности власти в России нет. От царя к царю, от генсека к генсеку, от президента к президенту идеологические модели сплошь и рядом меняются на прямо противоположные, иногда оставаясь в рамках хотя бы номинально напоминающих фразеологию предшественников, но чаще не напоминающих. Отсюда же и чрезмерная персонификация лидера: каков поп, таков и приход. Это отличительная черта нашей исторической традиции. Отсутствие постоянства давно стало наиболее постоянной чертой нашей политической истории.

 

Нет никаких гарантий, что линии тех начинаний, которые сегодня реализует Путин, будут продолжены на следующий день после его перехода на любой другой пост. Такого в России никогда не было, и никакие договоренности здесь не действуют.

Каждый преемник XVIII века нес собственную политическую линию, абсолютно не связанную с предыдущей, а связанную в основном с репрессиями. Петр I заявил, что будет назначать преемников на свое усмотрение, успел лишь написать «преемником назначить...», но так и не закончил фразу. Вслед за Петром Екатерина и Елизавета - каждая вносит что-то свое. Череда преемников доходит до Павла, который устанавливает передачу престола по династической линии. Но вот приходит век XIX, Павла удавили, за ним Александр I, с которого преемственности не стало не только между сменяющими друг друга главами, но уже и в рамках правления одного и того же царя возникают страшные синкопы: начиная с конституции Сперанского и заканчивая полным забвением всякой конституции и воспеванием самодержавия. Николай I - вообще нечто противоположное Александру, стал всех давить и душить, ни на что не обращая внимания, демонстрируя образец прусской монархии. Александр II Освободитель, напротив, всех освобождает, отменяет крепостное право, даруя крестьянам вольную. Николай II хотел осуществить некую мистическую утопию, приблизить к себе юродивых, только развернулся, как пришли следующие товарищи.

 

Даже генсеки, которые идеологически говорили одно и то же, - и те правили кто в лес, кто по дрова. Не исключение и наша новейшая история. Пришел Ельцин, все распустил, назначил преемника. Пришел Путин, развернул все на сто восемьдесят градусов: Ельцин установил либерально-западническую модель, Путин строит патриотическое государство. Тот, кто придет за Путиным, в духе русской истории будет делать что-то совершенно неизвестное и ни с чем не связанное. Здесь мы не можем получить никаких гарантий ни у кого.

 

Черты национальной политической культуры

 

Одна из важнейших черт русской политической культуры - различие между легальностью и легитимностью. Ярким примером зазора между этими двумя понятиями стало освобождение Москвы Мининым и Пожарским. Легальными законными правителями Москвы в то время были польско-литовские оккупанты, а мясник Минин и князь Пожарский были представителями гражданского общества. Они нарушили закон - пошли и свергли легальную власть в Москве, потому что она была нелегитимной, но были оправданы историей. В этом и есть важнейший смысл нашей национальной политической культуры. Мы легитимисты, а не легалисты, для нас закон что дышло. И если у какой-то легальной власти нет формальной легитимации, такая власть сбрасывается, а в действие вступает легитимность, которая post factum оправдывается народом. И всякий раз, когда настает смутное время, народ дает о себе знать. Если же коснуться фундаментальных основ нашей политической культуры, то здесь как раз преемственность есть. Существует несколько основных принципов, составляющих основу наших цивилизационных предпочтений.

 

Россияне - безусловные сторонники мессианства, то есть того, что у государства должна быть миссия. Она может по-разному формулироваться, но она должна быть. Если государство - это некий технический механизм, то такое государство мы не признаем, мы его разносим, мы ему не подчиняемся и не верим. Такое государство-менеджера мы, скорее всего, оплюем, нарушим все его законы и запреты и будем вести себя как захотим, пока нас не остановят. А для того, чтобы нас остановить, нужна идея, сила здесь не поможет.

 

Мы очень любим цельность. У нас это может называться соборностью, может называться коммунизмом, коллективизмом или социализмом. В одиночку мы становимся очень большими индивидуалистами и сами же страдаем от этого. Может быть, поэтому мы и любим соборность. Это не противоположные вещи. Понимая, куда нас заведет наш индивидуализм, мы предпочитаем держаться все вместе. Цельность и единство для нас принципиальные вещи.

 

Третья наша черта - консерватизм, мы очень консервативные люди. Может быть, потому, что мы очень свободолюбивы, мы предпочитаем, чтобы наше свободолюбие находилось в рамках семьи, в рамках устоев, традиций. Возможно, мы не доверяем себе - что мы можем сделать, если не будем соблюдать определенные нравственные законы? Мы понимаем, что должна быть инстанция, которая будет нас "поправлять". Иными словами, нам нужно государство, которое будет наставлять нас на путь истинный, напоминая: вот это, друзья, хорошо и поэтому разрешено, а вот это, друзья, плохо.

 

Пункт четвертый - державность. Для нас государство - ценность само по себе. Мы любим государство, мы любим державу, любим, когда государство большое. Казалось бы, какое нам дело до государства, если сытно? Огромное дело! Нам и еда не еда, когда у нас с Россией что-то не так. А когда нам нечего есть, но Россия, как нам кажется, укрепляется и процветает, мы торжествуем.

 

Нам также крайне необходима справедливость, поэтому мы очень не любим, когда ее нет. И даже когда ее действительно нет, мы должны говорить, что справедливость - это хорошо. Кто-то всегда должен говорить о справедливости. Тогда мы закрываем глаза на то, что ее не хватает или нет вообще.

 

Еще один нюанс - созерцательность. Наши люди не любят, когда ценностью называется эффективность, техничность, успешность. И даже когда нам показывают эффективность каких-то механизмов, но при этом не дают помечтать - мы это не ценим. В негативном случае наша созерцательность выражается как лень, в позитивном - как творческий гений.

 

На всех этапах политической истории, при всех формах правления в той или иной степени все эти принципы у нас сохраняются и преемствуются. Иногда власть категорически выступает против них, и тогда они дают о себе знать потом. В этом отношении мы совершенно не меняемся, остаемся такими, какими всегда были.

 

В 90-е годы прошлого века Россия сбросила модель, содержащую некоторые из этих принципов в своем советском издании: мессианство - это мировой коммунизм, целостность - это коллективизм и социализм. Консерватизма не было, на его месте был прогрессизм; державность была, справедливость была, созерцательность не была признана как ценность. Тот факт, что коммунистическая система, выражавшая эти принципы, отжила, был для всех очевиден. Ельцин пришел по принципу отвержения. Он был легитимен потому, что предшествующее нам надоело. Его идеологическая программа состояла в отрицании всех пунктов: это было антимессианство - никакое мы не великое государство, а нормальное; антицелостность - каждый живи как хочешь; антиконсерватизм - все прошлое, особенно советское, - бесконечная «кровавая гэбня»; антидержавность - берите суверенитета, сколько хотите; антисправедливость - да здравствуют олигархи! Такой была программа Ельцина.

 

И вот он назначает преемника, Владимира Владимировича Путина, который делает все наоборот: да, мессианство - мы великая страна. Цельность? Да, мы единый народ. Консерватизм? А я сам консерватор. Державность? А как же, сейчас введем федеральные округа. Справедливость? С этим хуже: Греф, Кудрин, но с другой стороны - пособия на рождение детей, тут уже справедливо. С созерцательностью опять плохо, но пять из шести основных ценностей декларируются, и люди поддерживают эту модель. С этим и связана путинская формальная легитимность власти, поэтому речь и идет о ее преемственности.

 

Путин «того же самого»

 

В основе настоящей фундаментальной преемственности власти после 2008 года должно лежать соответствие мессианству, цельности, консерватизму, державности, справедливости и созерцательности. Все это должно стать политическими ценностями, о которых следует говорить преемнику. Тех, кто думает иначе, надо "наказывать", иначе не поверят. Если же все так и будет, то в 2008 году у нас есть шанс сохранить преемственность данному курсу. Самый лучший способ - оставить Владимира Владимировича, это оптимально и безопасно. А если с риском, то следующая фигура должна сейчас, пока Путин еще здесь, присягнуть этим ценностям, громко, внятно, и по телевизору. Что сейчас и происходит.

 

Если мы хотим продолжения «того же самого», это значит, что мы хотим Путина, а не «путинский курс». Мы хотим Владимира Владимировича со всеми атрибутами и даже с дополнительными полномочиями. Вот это будет преемственность. А если возникает идея, что вместо Путина придет кто-то другой, у народа, который помнит свою историю, знает или просто интуитивно догадывается, как у нас с этим обстоит дело, естественно возникает ужас, ожидание чего угодно. Потому-то мы не видим никого, кроме Путина, и видеть не хотим.

 

Потому что нет никаких гарантий, что линии тех начинаний, которые реализует сегодня Путин, будут продолжены на следующий день после его перехода на любой другой пост, пусть даже премьерский. Такого в России никогда не было, и никакие предварительные договоренности здесь абсолютно не действуют. Кто царь, тот и прав. У нас есть только один источник легитимной власти - это верховная власть. Так было всегда, и невозможно представить, что надо сделать с нами, чтобы это стало по-другому.


Александр Дугин, опубликовано в газете «Время новостей» № 234 от 20 декабря 2007  
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер Валерий Коровин. Имперский разговор Александр Дугин. Русская война Валерий Коровин. Россия на пути к Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Александр Дугин. Новая формула Путина Валерий Коровин. Конец проекта "Украина" Александр Дугин. Украина. Моя война Валерий Коровин третья мировая сетевая война Информационное агентство Новороссия А. Дугин. Четвёртый путь А. Дугин. Ноомахия. Войны ума Валерий Коровин. Удар по России Неистовый гуманизм барона Унгерна А. Дугин. Теория многополярного мира МИА Новороссия
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru