18 июля, среда | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Интервью | Аналитика | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Десять лет исполняется сегодня, 17 сентября 2016 года, со дня референдума о независимости и присоединении к России, который прошёл в Приднестровской молдавской республике (ПМР) в 2006 году. 97,2% граждан, принявших участие в голосовании, поддержали курс н Евразийский вектор Приднестровья
10 лет выбора ПМР"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Дело Кирилла Вышинского: 15 лет за чужие статьи Дело Кирилла Вышинского: 15 лет за чужие статьи
Кирилл Вышинский - «не шарли»"
Деятельность USAID у границ России является проявлением агрессивной внешней политики США, на которую должен последовать асимметричный сетевой ответ в американском приграничье Активизация USAID: «ответка» придет в Мексику
США и Донбасс - не угодно ли «ответку»?"
Президент Украины Петр Порошенко подписал закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», известный также как «закон о реинтеграц Шизофрения и жажда наживы украинских элит
Падающего подтолкни: Добить Украину!"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
«Майский указ», Традиция, Белгородчина «Майский указ», Традиция, Белгородчина
Солидарность ради будущего"
Как так вышло, что находящимся у власти олигархистам, которые ещё недавно, в ельцинский период, открыто называли себя либералами, удалось предстать перед электоратом патриотами-традиционалистами? Почему не глупые вроде русские люди массово им поверили, хо Почему мы не можем возродить сверхдержаву
Суть пропаганды"
Россия и Белоруссия состоят формально в союзных отношениях. Ими подписаны договоры о Союзном государстве и ЕАЭС. Эти договоры являются международными и стоят по юридической силе выше национальных законодательств стран-участников. Решения национальных орга Газ и смыслы
Что с Союзным государством?"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"

27 января 2010, 14:38
Улусизм и выбор народа
Улусизм и выбор народа

Восточные общества известны как общества, следующие традициям своих предков, стремящие сохранить свою идентичность и т.д. К числу этих особенностей относится сохранение людьми памяти об их родах, жузах, тейпах. Эта историческая память народа в руках манипуляторов становится тем страшным оружием, когда целые народы могут бесследно исчезнуть по собственной вине. И они исчезают.

Одна из наиболее болезненных тем для калмыков - это т.н. "улусизм", прием и обстоятельство, которое всегда наносило и наносит до сих пор сильнейший урон калмыцкому народу. Этим часто пользовались недруги калмыков, стравливая рода (субэтносы) между собой, опираясь на принцип "разделяй и властвуй". Во все времена находились люди, которые искали свою выгоду в раздробленности калмыцкого этноса и его лидеров.

Сейчас сложно сказать, когда эта напасть стала специально взращиваться в степях: то ли с момента прихода калмыков в южнорусские степи, то ли после ухода торгоутов обратно в Китай в 1771 г., то ли после Второй мировой войны. Не стали исключением и 90-е годы в Республике Калмыкия - Хальмг Тангч. Однако, прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, следует уяснить, из каких родов (субэтносов) состоят калмыки.

Калмыки (ойраты) в первой половине XIII века состояли из объединения четырех племен - огелетов (олетов), багатутов (батутов), хойтов и кэргудов. Источники ХIII-XV веков не содержат конкретного упоминания об ойратах как "союзе четырех племен". Лишь у Рашид-ад-дина написано: "Эти племена еще издревле были многочисленны и разветвлялись на несколько отраслей, у каждой в отдельности было определенное название с таким распределением..."

Как появился и когда сложился известный Союз Ойратов, от упоминания которого замирали в императорском дворце в Китае, в ставках ханов Казахии, Киргизии, и самой Монголии? Откуда взялись эти калмыцкие рода торгоутов, дербетов, хошоутов и джунгаров, которые совместными усилиями создали три мощнейшие независимые кочевые государства?

Значительный интерес здесь представляют данные, содержащиеся в известной работе "Илэтхэл шастир", которая была специально исследована калмыцким ученым В.П.Санчировым. Согласно этому источнику, джунгары и дербеты "связаны общностью происхождения и выводят свою генеалогию" к известному ойратскому Эсен-хану (род чоросов, первая половина XV века): "Дэрбэтские князья являются потомками его старшего сына Боро Нахала, а джунгарские князья - потомками младшего сына Эсена-Дархан-Нойона".

Данные "Илэтхэл-шастир" также подтверждают сведения, содержащиеся у авторов XVIII-XIX вв. П.С.Палласа и Батур-Убаши Тюменя о том, что генеалогия хошоутских князей восходит к Хабуту Хасару - младшему брату Чингисхана. По их данным, хошоуты "объединились с неким Тогон-тайши" (отец Эсен-хана). Таким образом единение хошоутов и джунгаров имело место в первой половине XV века.

Примерно в то же время в состав ойратов вошли торгоуты. Вот как это описывается в "Сказании о дербен-ойратах": "Когда торгоуты присоединились к ойратам, у них был хан Мергени-Эркету". Поскольку от него в седьмом колене упоминается хан Хо-Орлук, живший в конце XVI- первой половине XVII вв., то указанное событие могло иметь место около 20-х годов XV века, т.е. опять же при Тогон-тайше. Торгоуты также, как и хошоуты, оформились на основе военно-управленческих институтов периода монгольской империи. Родоначальником торгоутов по исторической традиции признается известный Онг-хан (Ван-хан), глава кереитов.

Известный французский ученый П.Пеллио, со ссылкой на "Чжунь гээр цюаньбу цзилюе" ("Краткая записка обо всех джунгарских племенах"), написанной императором Ценьлуном в 1763 г. пишет, что ойраты в XVIII веке являли собой нерушимый союз чоросов, дербетов, хошоутов и торгоутов. Хойты были в подчинении у дербетов, и возвысились до уровня равноправного племени (то есть стали составной четырехединого ойратского союза) лишь после ухода значительной части торгоутов в Россию в конце XVI века.

Появление самого этнонима "калмык" относится к середине XIV века. Причины возникновения его видятся в факте принятия монгольскими племенами в Иране (династия Хулагуидов) в конце XIII - начале XIV веков ислама, тогда как ойраты Джунгарии остались "язычниками", то есть буддистами, и таким образом они стали для мусульман "калмыками" ("отступниками"). Данная точка зрения в свое время излагалась, в частности, В.В.Бартольдом и была поддержана известным калмыцким ученым Ц.Д.Номинхановым. Последний пишет, что ойратов их соседи-тюрки прозвали "калмаками" только потому, что ойрат-монголы не приняли ислам, а остались шаманистами, или буддистами". В подтверждение указанного положения Ц.Д.Номинханов проводит параллели с другим центральноазиатским народом - уйгурами: "характерно,что те уйгуры, которые остались верными своей старой религии буддизму, получили прозвище "калганлар" (инфинитив: калмак), т.е. оставшиеся, а другие уйгуры, которые последовали религии ислама, получили кличку "янганлар", т.е. вернувшиеся ( к "справедливой вере")". Появление слова "калмык" Ц.Д. Номинханов относит к XIV-XVII векам.

Cо смертью Хулагу-хана в 1265г. связи с Тибетом у Ильханов не прерывались, однако наступление мусульманской ортодоксии повлияло на прочность этих уз, а с принятием Ильханом Газаном ислама в 1295 г. буддизм в Персии был запрещен.

Калмыки, ушедшие в Россию в конце XVII- начале XVIII веков, продолжали и продолжают исповедовать буддизм. Они состояли из торгоутов (основная доля), дербетов, части хошоутов, джунгаров.

Уход значительной части калмыков обратно в Джунгарию в 1771 г. на порядки ослабил оставшихся. По указанию Екатерины Второй отменялся пост единого, главного хана калмыков, каждый род подчинялся только своему хану. Наступление капиталистических отношений, развитие южнорусского казачества и христианизация калмыков привели к становлению калмыцких казачьих частей, состоящих из торгоутов и дербетов. История вновь повторилась: так же, как когда-то при потомках Чингис-хана на основе военных институтов торгут-кешиктен и хошут возникли нынешние торгоуты и хошоуты, так и в сер. XVIII - сер. XIX веков на основе торгоутов и дербетов, пошедших на службу в казачьи части, возникли бузавы.

Таким образом, нынешние калмыки сотоят из торгоутов (самая многочисленная группа), дербетов (несколько меньше), бузавов (меньше, чем дербетов), и еще одной группы, куда можно условно отнести все остальные рода (хошоуты, джунгары, кереиты, меркиты и др.). Но можно ли говорить о союзе четырех? Ведь предыдущие союзы ойратов, в Центральной Азии и России, как раз и были сильны своей сплоченностью, верностью обязательствам не только по отношению к друг к другу, но и союзникам, а это в первую очередь - России. И Калмыцкое ханство, и Джунгарское ханство под предводительством своих ханов, чьи генеалогии по древности не уступали знаменитым китайским династиям, во многом опирались на помощь Москвы и Питера. Любые попытки внести раскол немедленно пресекались. В новейшее время крупный раскол среди калмыков произошел во время революции и гражданской войны. Тогда это было вызвано внешними обстоятельствами, перемещениями огромной массы людей и т.д.

Нынешнее пожилое поколение калмыков помнит, что сибирский и послесибирский этапы истории народа не были омрачены тем, что принято называть "улусизмом" или "хотонизмом". Первые тревожные проявления этой искусственно взращенной болезни стали появляться в конце шестидесятых - начале семидесятых годов, и одним из его плодов стало смещение в конце 70-х годов Б.Б.Городовикова с поста руководителя республики. В это дело свой вклад внесли представители едва ли не каждого рода.

В последующие 15 лет республиканские власти не достигли успехов в борьбе с родственно-клановыми отношениями. В начале 90-х годов вся власть фактически оказалась в руках представителей дербетов: Михайлова Б.Ч., Басанова В.М. и Мукебенова М.Б. Осенью 1992 г. Калмыкия оказалась свидетелем борьбы между Михайловым и Басановым за президентскую должность. Их влияние и силы были примерно равными, поэтому никто из них не набрал более половины голосов (надо учесть, что тогда не было таких грязных т.н. "предвыборных технологий", которыми увлекаются сейчас власть имущие). Но и тогда вопрос о том, почему к власти рвутся только представители одного из родов, не ставился - слишком велика была цена вопроса, республика чрезвычайно болезненно реагировала на распад СССР. Но зерна сомнения все же были посеяны. Поэтому в выборе Илюмжинова в 1993 г. президентом РК такие настроения сыграли свою определенную роль, помноженные на ряд тактических ошибок избирательного штаба генерала Очирова. Кроме того, есть мнение, что ряд ответственных руководителей республики оказали максимально возможное содействие Илюмжинову. Люди предполагали, что молодой, энергичный руководитель, выходец из небольшого рода сможет укрепить и сцементировать общество в бурное время, переживаемое Россией.

Однако очень скоро все в Калмыкии увидели, что процессы улусизма при Илюмжинове, наоборот, получили второе дыхание. Возобладало мнение, что к власти пришли в основном только бузавы (родственники или друзья Илюмжинова), чего не было даже при всенародно любимом Городовикове. Общественный барометр стало зашкаливать, полемика, а вернее, мнение только одного Илюмжинова в лице его представителей (остальные мнения в печать и прочие СМИ уже не допускались) вырвалась даже на страницы прессы. Так, уже в апреле 1994 г., т.е. спустя ровно год после избрания Илюмжинова, один из прежних членов его команды писал: "Так называемая "бузавизация" - термин далеко не новый. В равной мере при желании можно говорить и о "дербетизации", и о "торгутизации", и о всякой другой "зации" при попытках политической спекуляции". Тем не менее, болезнь не только оставалась, но и заострялась, что позволило ученым отмечать, что "такое распространенное на Востоке явление, как семейственность и клановость, очень характерно и для политической культуры современной Калмыкии, в том числе на самом верху пирамиды власти" (Власть. 1996. №1, с.31). В определенной степени эти обстоятельства также вынудили Илюмжинова объявить свои перевыборы в октябре 1995 г.

Силы, заинтересованные в дестабилизации ситуации в Калмыкии, разыгрывали и продолжают разыгрывать "улусистскую" карту. Так, в январе 1999 г. в одной из российских газет появилась пространная статья на целую полосу - "Война улусов". В ней автор А.Серенко считает, что в Калмыкии нет оппозиции как таковой, а есть улусные трения, поскольку Илюмжинов является представителем бузавов, а к власти рвутся торгуты. И дает соответствующие характеристики: торгуты сотрудничали с немцами, они предатели; дербеты - это миролюбивые пастухи и чабаны; бузавы же всегда были на стороне России. Более того - он дал фамилии членов оппозиции в своей трактовке их принадлежности к определенным родам. На что оппозиция ответила своей статьей, где призвала к недопустимости разжигания внутрикалмыцких волнений, использования родового фактора. Одновременно она, обвинив власти республики в заказном характере статьи (к слову, официальных претензий к публикации Серенко не было предъявлено), со ссылкой на документы указала на приближенных Илюмжинова, чьи родственники действительно сотрудничали с немцами, за что были осуждены в свое время.

Сегодня калмыцкий этнос вновь ввергается в пучину межродовых столкновений. Хочу повториться - это действительно болезненная тема, чрезвычайно болезненная и в своем роде интимная. Но, видимо, не для всех. Отдельные политики Калмыкии открыто говорят своим сторонникам о необходимости прихода к власти именно "торгутов", "бузавов" или "дербетов". Их спекуляция на вековых традициях, памяти предков и предательство национальных интересов позволяет говорить об этих людях не как о представителях указанных выше родов, а как о политиканствующих лицемерах, ставящих личные интересы выше общенародных, ряженных в форму торгутов, дербетов и т.д. Любой, кто знаком с прошлым калмыков, с их культурой, никогда не станет играть на такой теме.

Другой вывод: эти некоторые политики приняли правила игры, установившиеся в Калмыкии в последние годы, и тоже готовы наживаться на том, от чего республика несет огромный урон. Люди, вновь сталкивающиеся с этой бедой, уже не верят в будущее, соответственно, в тех политиков, кто пытается разжечь внутрикалмыцкий пожар, и таким образом сыграют на руку Илюмжинову сохранить свой пост. Очень даже кстати вновь проявился тот же самый Серенко, в одной из недавних публикаций фактически призвавший к межулусному размежеванию калмыков: "Кирсан Илюмжинов - представитель... бузавов. Если бы были выдвинуты еще и кандидаты от двух других улусов - торгутов и дюрвюдов, то при умелой рекламно-пиаровской работе можно было бы добиться улусного голосования - ситуации, при которой калмыки голосовали бы за кандидата от своего улуса". А что будет после того, когда кто-то победит? Ведь кто-то один все же получит власть? Видимо, эти вопросы его будут волновать уже в их последствиях: мягко говоря, в резком росте социальной напряженности.

Сейчас люди массово подпадают под гипноз развлечений, обещаний и посулов. Раздувание, и не безуспешное, улусистских настроений, на фоне значительного притока мигрантов с калмыцкой регистрацией и оттока русскоязычного населения, а также уже почти двадцатилетнего правления Илюмжинова, при котором выросло целое поколение на обещанных "кувейтах", "ветроустановках", "шахматах", "футболах" и прочих "портов" с "космодромами", значительно размывает национальное сознание, самоидентификацию калмыков. Молодежь, наиболее мобильная и не самая сознательная часть населения, отошедшая от сельской жизни, проводит сейчас своё время на концертах и представлениях. Между тем, самые активные представители тех, кому за тридцать, сейчас находятся за пределами республики на различных работах. Поэтому переломить складывающуюся ситуацию могут либо какие-то экстраординарные события, либо просто работа с этим поколением next.

Сейчас калмыцким жителям нужно оглянуться назад и сделать вывод, исходя из всего опыта: как личного, так и народного. Нужно вспомнить о богатейшей культуре и истории народа, и не уподобляться манкуртам, потерявшим себя. Надо наполнить себя сознательностью и ответственностью, чтобы избежать внутренней пустоты, которая, как писал А.Шопенгауэр, "является источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу. Такой человек неразборчив в выборе средств к этой цели".

Борис Очиров



Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru