Суверенные тенденции являются худшими для Башкирии
Ситуацию в Башкирии комментирует Селиванов Александр Иванович,директор Аналитического центра Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор философских наук, г. Уфа
- В последнее время в печати и электронных СМИ активизировалась тема Республики Башкортостан. Выскажите, пожалуйста, свое мнение по этому поводу.
- Действительно, вновь на страницы газет и экраны телевизоров выходит эта тематика. Это, конечно, не случайно. Республика - экономически очень привлекательный и перспективный регион, как для российских, так и для зарубежных финансово-экономических структур. Поэтому различные силы хотят расширить или утвердить свои позиции на территории республики. При этом некоторые осложнения возникают в связи с тем, что в республике, как и в любом другом российском регионе, существуют давние и недавние проблемы, в том числе финансово-экономического плана, некоторые из которых образовались в результате ошибок в деятельности различных хозяйствующих субъектов в последние годы и в результате которых возникли определенные проблемы и между республикой и федеральным центром. Причем, очевидно, что некоторым политикам и руководителям в Москве, в Уфе, за рубежом, кажется, что решение этих проблем может быть достигнуто в ходе междоусобных баталий и разборок. С этих позиций пока и нужно реагировать на выходящие публикации. Хотя аналитикам понятно, что решение этих проблем возможно, но оно лежит в ином поле. Поэтому решение проблем все же целесообразнее связывать с населением региона, с народом республики и его политической волей.- Какие проблемы на данный момент, на Ваш взгляд, являются основными для Башкирии?
- Главными проблемами остаются те, что являются таковыми уже давно - обеспечение высокого социального уровня, оптимизация взаимоотношения между органами власти республики и федеральным центром, сохранение межнационального согласия.
Здесь очень много различных аспектов, некоторые из которых образовались уже в ходе реформ начиная с 90-х гг., некоторые существуют давно. На территории нынешней Башкирии столетия живут люди различных национальностей. Все они сделали большой равный вклад в жизнь республики, её экономики, в её развитие, и потому имеют здесь равные права, что понимается всеми здравомыслящими людьми. Поэтому, на мой взгляд, всегда нужно стремиться к тому, чтобы каждый гражданин, независимо от национальности, имел возможность, честно трудясь, ощущать равные отношения к себе со стороны руководства республики и со стороны принимаемых политических решений.
- В чём выражается проблематика межнациональных отношений?
- Во многом благодаря взвешенной позиции руководства республики в советский, да и в постсоветский период, по сей день сохраняется достаточно стабильная ситуация в межнациональных отношениях, позволяющая избегать крупных межнациональных трений. Потому на бытовом уровне никаких межнациональных трений практически не ощущается. Проблемы начинаются тогда, когда национальная карта разыгрывается политиками - для завоевания или удержания власти. Искусственно создаются различные организации, нагнетается ситуация в существующих национально-культурных общественных центрах, которые используются в политических целях. Естественно для Башкирии, что сильнее всего это проявляется в общественных организациях, представляющих башкирский этнос, с помощью которых часто разыгрывается "башкирская карта". Естественно и то, что на фоне межнациональных отношений появляются политические лидеры более радикального толка, которые так или иначе пытаются влиять на политический процесс, на принятие тех или иных политических решений. В частности, под их влиянием в своё время было несколько одномерно сформировано конституционное поле республики, которое привело как к внутренним осложнениям, так и к конфронтации с федеральным центром. Появились противоречия на уровне конституционного взаимодействия, потому что многие позиции, в свое время спешно вносившиеся как в российскую, так и в республиканскую конституцию, не согласуются друг с другом. Всем понятна определенная ущербность и того, и другого конституционных полей. И вот это созданное правовое пространство оно, конечно, требует очень серьезного урегулирования, как постоянного, так и ситуативного.
Однако, не смотря на все спекуляции, которые возникают на почве межнациональных отношений, определенная самостоятельность, для народов, которые проживают в республике, да и для всего региона, безусловно важна, потому что регион достаточно богатый и имеет возможность поддерживать эту самостоятельность. И в этом есть определенные здоровые начала, поэтому в свое время люди всех национальностей поддержали идею экономической самостоятельности. Но здесь нужно уметь прислушиваться не только к сиюминутным желаниям населения, понятно, порой измученного жизненными проблемами, но и понимать стратегические последствия для того же населения. Популизм конца прошлого века привел к возникновению новых проблем, потому что непонимание, несогласование каких-то позиций региональных элит с центром приводит к разрыву единого экономического пространства, так же, как это произошло со странами СНГ, и вносит сейчас определенный дисбаланс в общеэкономическую ситуацию и Башкирии, и России в целом. Ведь Башкирия имеет большой количество собственных хозяйственных систем, органически включенных в российский хозяйственный комплекс. Несогласование позиций между центром и регионом приводит к возникновению проблем и в российской экономике, и в экономике республики, когда центр, видя неуступчивость по каким-то позициям, вносит свои ответные ограничения.
- Башкирия является одной из республик, у руководства которой регулярно возникают некие трения с центром, некие позывы государственного суверенитета, вследствие чего башкирская конституция во многом входит в противоречие с конституцией России. Эта самостийная фронда продолжалась и в ельцинский период, и с приходом Путина, когда были предприняты попытки перенести в единое конституционное поле законы всех субъектов. Изменилась ли эта ситуация в лучшую сторону сейчас? Каковы теперь взаимоотношения у республиканской власти с центром?
- История стремления Башкирии к государственному суверенитету, того течения, которое называют сепаратизмом, началась даже не с приходом к власти Ельцина и либералов новой волны. Она началась гораздо раньше - среди башкир с давних времен были два течения: за присоединение к России и за самостоятельность (или за пантюркистское объединение). В современную эпоху начиналось с того, что в Башкирии, с учётом её экономического потенциала и национального состава, ещё в годы существования СССР, и особенно в 70-80 гг., начала муссироваться идея о выравнивании статуса Башкирии с союзными республиками. Потому что многие на тот момент союзные республики, а сегодня это страны СНГ, по своему потенциалу были и остаются гораздо слабее, чем Башкирская республика. И поэтому процесс, который начался ещё в советские годы, просто был продолжен, вообще говоря, теми же людьми, которые инициировали его ещё на уровне Верховного совета СССР, в эпоху Ельцина, сподвигнув молодое и растерявшееся либеральное российское руководство на создание для этого определенной политической базы и платформы. Понятно, что при этом геополитическая ситуация была просто неведома многим руководителям.
Сначала это были достаточно умеренные требования, что каждый регион, имея определённые ресурсы, имел бы право часть из них тратить на свои внутренние нужды. Потом, видя, что центр увлекся своими проблемами и ослабил государственную волю, постепенно всё начало перерастать в откровенный сепаратизм. Но практика показывает, что без единого государственного пространства, вне решения единых экономических задач отдельные регионы России, так же как и отдельные регионы бывшего СССР, не способны решить задачи ни на геополитическом, ни на геоэкономическом уровне. Их права начинают ущемлять другие субъекты. Например, теперь всем понятно, что более выгодно быть под эгидой России, чем оказаться под влиянием США. Поэтому процесс интеграции, который сейчас потихоньку начинает происходить в рамках СНГ, по крайней мере со стороны Казахстана, Украины - более естествен, чем процесс дезинтеграции, и должен стать примером, в том числе, и для Башкирии. Иными словами, хотя идеи самостоятельности народов Башкирии жили в этих народах всегда, но самостийные, суверенные тенденции являются худшими из вариантов достижения этой самостоятельности. Само стремление к самостоятельности как проявление экзистенциального стремления к свободе человека, весьма естественно для всех народов. Другое дело, что идеология государственной суверенизации, это тоже не решение вопроса, а, напротив, явление крайне опасное. Это своего рода негативная компонента, обратная сторона луны вот этого естественного стремления к свободе, которое всегда было присуще башкирскому, татарскому, русскому и всем другим народам, неся в себе элементы свободолюбия, независимости, антиэтатичности.
- В Башкирии проживает несколько народов - татары, башкиры, русские, другие народы, и нужно учитывать, что самостоятельность народа и самостоятельность территориального образования - это разные вещи. Как же тогда разрешить это противоречие - стремление к самостоятельности каждого отдельного народа и негативность процесса суверенизации республики?
- Ответ на этот, казалось бы, неразрешимый вопрос, мы как раз и находим в теории евразийства, которое предлагает дать статус субъекта народу, а не территории, на которой он проживает, т.к. на одной территории может проживать и несколько народов - что мы и имеем в Башкирии.
Сегодня уже понятно, что все стремления элит к суверенитету были направлены на достижение большей финансово-экономической самостоятельности, нежели на достижение большей свободы для народов республики, в то время, как народам как раз нужно именно это. Специалисты понимают, что общая геополитическая обстановка в мире не позволяет России сегодня дезинтегрироваться - это не в интересах ни зарубежных стран, ни самой России. Поэтому евразийская идеология здесь может действительно оказаться тем мостиком, который позволил бы сформировать некую идеологическую базу для поиска такого единения, в рамках которого народам была бы представлена большая самостоятельность и свобода культурного развития в рамках единого государственного и экономического пространства.
Евразийская идеология - это тот спасительный плот, на котором можно попытаться выстраивать идеологическую подоплеку единения, потому что она даёт компромиссные решения таких проблем как проблемы взаимоотношений, в первую очередь межнациональных, межхозяйственных и других. Евразийство создаёт более здоровую обстановку для поиска этих решений, когда Россия является единым территориальным образованием, с централизованной системой власти, и, одновременно с этим, народы её населяющие представляются как политические субъекты, которым делегируются равные права. Поэтому процветание народов Башкирии возможно лишь в составе единой России.
- Каково состояние сохранения традиций в Башкирии, существует ли система сохранения и передачи национальных традиций?
- Сегодняшняя Башкирия как административная территория складывалась в дореволюционные и послереволюционные годы из нескольких территорий: из части территории Челябинской области, из части Оренбургской области и собственно Башкирии. И проживание различных этносов в Башкирии укоренено столетиями. Поэтому сохранение традиции, конечно, нужно рассматривать широко, не только как сохранение и распространение только башкирских традиций, как это пытаются представить радикальные националисты, но как сохранение всякой традиции, потому что исторический опыт доказывает, что именно в рамках традиционных взаимоотношений народы жили спокойно, мирно и не было межнациональных конфликтов. Сохранение традиций - это сохранение стабильности, вековой гармонии, которая всегда существовала в межнациональных отношениях на территории Башкирии.
Однако сейчас ситуация изменилась. Десакрализация общества в советский период и разрушение коммунистической идеологии в постсоветский период создали ситуацию морально-нравственного вакуума. Но нужно вспомнить фундаментальные основания традиций и понять, что лишь они являются залогом и будущего благополучия народов Евразии.
Сохранение традиции, как таковой, предполагает сохранение и возрождение многих компонентов, начиная с языка, тех достижений духовной культуры, которые сложились в науке, искусстве, литературе, образовании, религии, в бытовых традициях, во взаимоотношениях между людьми. Такая традиционность - бытовая, светская, религиозная - она во многом сохранилась.
Кому-то покажется, что возрождение традиционности - это утопический проект, что вернуть людей в прошлое невозможно. Но это не так. Традиция - это комплексность бытия человека, в ней есть компоненты, которые могут отстаивать нормальные базовые основы жизнедеятельности общества и которые сохранялись несмотря даже на изменения политической и формально духовной культуры. Традиция это не что-то умершее, не музей прошлого, но напротив, это животворное начало, которое должно с необходимостью актуализироваться. В противном случае мы столкнемся с американизацией, радикальным сектантством, либерализмом, путём развития большинства западных стран, который нам совершенно не подходит и является губительным для всех этносов России.
- Как раз на этом и настаивает евразийство - таким образом интегрировать традицию в общество, чтобы она стала духовным стержнем общества и основой социальной и межнациональной стабильности. При сохранении единства большого пространства...
- Совершенно верно. Без единства большого пространства, сохранение которого необходимо по той простой причине, что при сложившейся конфронтации с антитрадиционностью, либерализмом, американизмом и западничеством победить в этой войне, ни поодиночке, ни отдельному человеку, ни отдельному этносу не по силам. Даже сами Соединенные Штаты, являющиеся на сегодняшний день главными проводниками либерал-демократии во всём мире, тем не менее, во внутренних делах проводят очень жесткую, патриотическую, даже во многом имперскую политику. Это означает, что внешний лозунг, призывающий нас отказаться от "имперских пережитков", от сильной государственности, который мы слышим от американцев и от наших либералов - это для США элемент игры по укреплению своего внутреннего государственного образования и своего влияния во всём мире, в том числе и в России. Все большее количество народов мира понимает смысл этой политики двойных стандартов, и всё большее количество народов и наций осуществляет попытки создания неких альтернативных моделей выстраивания межгосударственных отношений в рамках иного, нелиберального поля. Эта тенденция имеет планетарный характер и стремление сохранения единства России более органично вписывается в мировой процесс, нежели продолжающиеся со стороны некоторых стран попытки усугубления межрегиональных, межнациональных, межхозяйственных конфликтов внутри России с целью дестабилизации ситуации, которая носит для них тактически выгодный характер, а нас может привести к национальным трагедиям. В этих условиях для нас спасительным является укрепление единства и целостности России - как великой евразийской державы, со своими вековыми традициями и величайшей в мире историей!
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".