«Грузия – это маленькая империя» - об этом заявил российский политолог Александр Дугин в ходе своей лекции, прошедшей на Социологическом факультете МГУ. По словам профессора Дугина: «Грузия – это маленькая империя, состоящая из множества княжеств». Дугин утверждает, что «Грузия всё ещё этнически далеко не однородна. В нынешних стратегических границах Грузии, не смотря на отделение абхазцев и осетин всё ещё проживают аджарцы, менгрелы, армяне, азербайджанцы, и ещё около десятка этносов и этнических групп. В этой связи призыв превратить Грузию в национальное государство губителен, т.к. он приведёт к её дальнейшему распаду. Всё это многообразие можно сохранить в единых границах лишь оставаясь империей. Становление же грузинской нации приведёт к неизбежному этноциду, с чем не согласятся входящие в неё этносы».
В то же время Александр Дугин подробно разъяснил смысл понятий этнос и нация: «Такое явление, как этнос – есть не политическая категория. Понятие этнос обозначает культурную общность и не имеет политического значения, в то время, как нация – есть явление механическое, а не органическое, и выражает собой политическое единство общества, которое, при этом, связанно с государством. Каждый человек, принадлежащий к нации, должен быть гражданином государства. Французская политология определяет это явление как Etat-Nation, т.е. как государство-нация, а сама Франция является его родоначальником. При этом профессор Дугин оговорил, что не всякое государство представляет собой Etat-Nation, но любая нация есть Etat-Nation по определению, и хотя нация предполагает государственность, возникновение этой государственности может быть отложено» - пояснил профессор.
Поясняя возможность перехода от этноса к нации, Дугин считает, что «нация – это чучело этноса. Оно более статично, предсказуемо, оно красиво, благородно, управляемо, но оно выпотрошено, набито соломой и прибито к стене. Нация – это умертвлённый этнос». Этнос при этом теряет свой язык, даже в том случае, когда нация принимает язык одного из входящих в неё этносов, он становится государственным и вынужден трансформироваться, принимая усреднённую лингвистическую форму. Остальные же языки просто теряют своё значение, и нации до них, в лучшем случае нет никакого дела, в худшем – они подвергаются запрету и гонениям.
«Ни одна нация не может быть моноэтнической и всегда включает в себя несколько этносов, При этом, при переходи этносов в состоянии нации и осуществляется тот самый этноцид, убийство этнического начала» - считает Дугин.
По мнению заместителя директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина, «Дугин дал спасительную формулу для грузинской оппозиции. Настаивая на административном единстве Грузии националист Михаил Саакашвили по сути призывает к геноциду этносов, входящих в её состав, что явно не устраивает сами этносы, старающиеся сбежать оттуда поскорее. Грузинское государство-нация – это смерть этносов а значит призыв к его установлению – это неизбежное продолжение распада. В то же время – Грузия – как империя – это спасительная формула, которая может быть взята на вооружение противниками Саакашвили. Она подразумевает стратегическое единства при сохранения этнического многообразия, что не отталкивает этносы, а наоборот, привлекает их» - считает Коровин.