Виктор Черномырдин, который неделю назад был отправлен в отставку с поста полномочного и чрезвычайного посла России на Украине (как полагают, из-за проблем со здоровьем), дал в пятницу прощальную пресс-конференцию в Киеве.
На ней он признался, что знает фамилию своего преемника, и опроверг слухи о том, что им может стать губернатор Подмосковья Борис Громов или замминистра иностранных дел Григорий Карасин, который на Смоленской площади курирует украинское направление.
Черномырдин признался также, что успел переговорить с будущим назначенцем, но отказался назвать его имя, отметив только, что это «бывший министр».
Также экс-посол не отказал себе в удовольствии дать прощальную оценку нынешним руководителям Украины. Характеризуя Виктора Ющенко, он заметил: «Он романтик, он рисует, это хорошие качества. Я не рисую, не могу рисовать, а если нарисую, то мало не покажется», – предупредил Черномырдин, напомнив, что познакомился с Ющенко еще до «оранжевой революции» 2004 года: «Были откровенные разговоры еще до выборов».
В адрес украинского премьера Юлии Тимошенко Черномырдин выразился более откровенно. В частности, посоветовал ей носить двое брюк, «чтоб не продувало». «Нельзя поступать так, личностное должно быть на втором плане. Нельзя это выпячивать, такова природа политика», – сказал Черномырдин.
Что касается провала переговоров между Тимошенко и Януковичем о создании единой коалиции (по Киеву ходили слухи, что Черномырдин был отправлен в отставку именно из-за этого провала), Виктор Степанович сформулировал свою позицию так: «Если б была моя воля, у вас давно была бы уже и коалиция, и все остальное. Это если б была моя воля. Поэтому есть коалиция, нет коалиции... это дело внутреннее. Я уже говорил, многие ссылаются, я читаю: вот, все побежали к американскому послу. Вторые побежали к этому послу... Никто никуда не бегает, а если и бегает, то не от большого ума. Это внутренний вопрос, это серьезный вопрос».
При этом Черномырдин заверил журналистов, что в России очень переживают за Украину: «И где бы я ни появился, все спрашивают - ну, что они? Ну когда они, когда у них это все (нестабильность) пройдет? А я (отвечаю) - как закончится, так пройдет. Мы очень хотим, чтобы на Украине быстрее решали свои проблемы, чтобы у была политическая стабильность. Без политической стабильности невозможно достичь всего остального, ни в финансах, ни в банковской деятельности, ни в судебной сфере, ни в научной... Так просто не бывает».
При этом он отдельно подчеркнул, что слухи о влиянии Москвы на политику в Киеве – это всего лишь слухи. «О чем разговор? Высказывать мнение никому не запрещено, но влиять - это нереально. Для умного серьезного политика главное - это страна и свой народ. Вот главный показатель, а все остальное - разговоры и рассуждения», - отрезал Черномырдин.
Говоря же о своей посольской должности, на которой провел восемь лет, Черномырдин заявил: «Период в восемь лет – это достаточно, даже сверхдостаточно. Я даже переборщил». «Мне никогда бы и во сне не приснилось, что я вдруг буду послом, – добавил бывший премьер-министр РФ. – Я понимал это и понимал Украину, потому что был связан с ней по прежней работе, еще в правительстве. Я понимал, что это нужно».