Парламент Турции дал разрешение правительству на проведение военных операций на севере Ирака.
Теперь всё, что нужно для начала трансграничной операции – военный приказ. Однако, как заявил премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, это ещё не означает, что боевые действия начнутся немедленно. Разрешение будет действовать в течение года.
Иракские и американские власти выступают резко против турецкого вторжения. Накануне голосования в Анкару прибыл вице-президент Ирака Тарик Хашеми, который предлагал туркам провести совместную операцию. Однако Турция, недовольная безучастностью к своим проблемам, которую до сих пор проявляли власти Ирака и НАТО, отвергла это предложение.
В приграничных районах Турции уже начинаются волнения – многие курды покидают свои дома. Местные власти североиракских территорий находятся в состоянии, близком к панике. В то же время, турецкое командование обещает, что в ходе предстоящей операции мирное население не пострадает.
«На первый взгляд здесь всё просто, - рассуждает эксперт портала «Евразия» Дмитрий Попов. – Если американцы против, значит, военную операцию стоит оценивать положительно, а в свете последних событий в отношениях Турции и Америки её и вовсе стоит рассматривать закономерной». «Ираку же в этой ситуации стоило подать голос по двум причинам: во-первых, нынешнее правительство Ирака проамериканское, во-вторых, иракские курды уже объявили, что молча смотреть на «турецких агрессоров» не собираются. Зачем Ираку, каким бы он ни был, явная война, когда ему и без того хватает проблем с исламскими террористами?» - продолжает эксперт.
«На самом деле американского фактора в нынешних «агрессивных замыслах» турецкого правительства, может, и вовсе нет. Турция пошла на военную операцию на территории соседней страны с целью ликвидировать в Иракском Курдистане базы запрещенной в ней самой Курдской рабочей партии (КРП). Эта организация ведет в вооруженную борьбу за создание независимого государства в пределах населенных курдами территорий Турции и Ирака, Ирана и Сирии. КРП устроила Турции немало проблем, выкачала у неё немало крови и основательно оглушила взрывами. У России – Чечня, у Израиля – Палестины, а у Турции – Курдистан, да ещё и с левацкой идеологией, автоматически подразумеваемой непримиримость к классовым врагам».
«Обратите внимание и на то, что где-то треть боевиков КРП составляют армяне, и тогда вы поймёте, что не проводить эту операцию в сегодняшней политической обстановке Турция просто не могла. Стране, претендующий на статус державы просто необходимо разобраться с врагами, мнящими себя способными её победить. Нельзя исключать и того, что начиная со времени образования Месопотамской Армии (т. е. КРП), т. е. с 1978, предпринимались неоднократные попытки решить вопрос с террористами. Очевидно, у Турции уже просто нет другого выхода, кроме как объявить явную войну», - подытожил эксперт.