В основе политической системы Ирана лежит духовная целесообразность, за которую отвечают духовные авторитеты – аятоллы («Знаки Божества»). Наиболее авторитетный из них – Духовный Вождь (Рахбар), которым с 1989 года является аятолла
Хаменеи. Именно Хаменеи и Совету по духовной целесообразности принадлежит в Иране вся полнота власти. Именно они определяют основные черты национальной стратегии страны, вставшей однозначно на сторону Традиции и духа против современного мира, размышляет российский философ, политолог и геополитик, лидер Международного Евразийского движения
Александр Дугин в своей авторской передаче «Час Дугина» на телеканале «Царьград».
По мнению эксперта, действующая в Иране система правления – «вилаяти ваких» - «власть тех, кто знает» и не одержим низменными материальными проблемами, является воплощением платоновской идеи Царя-философа.
Прошедшие же в Иране 26 февраля 2016 года выборы в парламент и Совет экспертов не имеют решающего значения и представляют собой чисто социологическое исследование, предназначенное для Рахбара, считает Дугин. Поэтому, надежды Запада на победу реформистов, близких к действующему президенту
Хасану Рухани, и провал консерваторов, лидером которых считается экс-президент
Махмуд Ахмадинежад, абсолютно неоправданны, уверен философ.
«Это на самом деле имеет определенное значение, но лишь как отражение той работы, которая происходит в душе одного человека – Рахбара. Это иллюстрация его раздумий: в какой мере целесообразно сближаться с Западом после снятия санкций, а в какой это повредит духовной идентичности шиитского традиционалистского консервативного Ирана. Если перевес будет у реформистов, это еще не значит, что Рахбар автоматически встанет на их сторону. Возможно и обратное: духовный лидер может решить, что с западничеством и либерализмом (пусть даже сугубо иранским и шиитским) уже итак перебор, и сделать шаги в обратном направлении. Тем более, сегодня Иран находится в войне, а на противоположной стороне все тот же либеральный Запад и его террористические марионетки из запрещённой в РФ ДАИШ. Поэтому, каковы бы ни были настроения иранского общества, в котором есть свои пятая и шестая колонны, не факт, что идти у него на поводу будет признано целесообразным с духовной точки зрения», - отмечает Дугин.
«Царь-философ – отличная, в целом, идея. Гораздо лучше, чем наоборот», - резюмировал лидер евразийцев.