Вице-премьер России
Игорь Сечин, который является сопредседателем российско-кубинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, провел переговоры в Гаване с кубинским руководством. «Мы согласовали приоритетное направление сотрудничества - это энергетика, горная промышленность, сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение, коммуникации» - сказал Сечин на заседании президиума правительства, сообщает Газета.
Между тем, как пишут Известия, высокопоставленный кубинский дипломат, пожелавший остаться неназванным, заявил РИА "Новости", что после внезапного закрытия РЛС «Лурдес» в 2001 году руководство его страны не склонно сотрудничать с Россией в военной сфере. «Кубинское руководство готово сотрудничать с Россией в гражданских областях, но вряд ли захочет возобновлять военное сотрудничество, особенно после того, что случилось с «Лурдес», - заметил он, пояснив, что
Фиделя Кастро обидело то, что решение закрыть базу было принято без учета его мнения и без консультаций с Гаваной.
Как отмечает издание, Советский Союз построил Центр радиослежения и перехвата «Лурдес» в пригороде Гаваны в 1964 году для сбора военной информации. Станция могла перехватывать практически все телефонные переговоры и электронные сообщения на большей части территории Соединенных Штатов, обнаруживать американские подводные лодки и обеспечивать связь российских субмарин с командованием на всем пространстве Западного полушария. «Лурдес» был важным компонентом стратегического баланса между Москвой и Вашингтоном, но присутствие российской военной базы на Кубе вносило определенную напряженность в российско-американские отношения. В июле 2000 года палата представителей конгресса США проголосовала за законопроект, запрещающий реструктуризацию долговых обязательств России до тех пор, пока на территории Кубы действует станция, и в декабре 2001 года радиоэлектронный центр был закрыт.
«Тут без магарыча не обойдешься» - говорит эксперт портала «Евразия» Игорь Черкащенко – «По сути ведь Москва, которую Гавана всегда считала своей союзницей, в 2001 году подорвала военную безопасность Кубы. Учитывая территориальную близость к «акуле геополитики» США, такие действия можно расценить, как преступные. Поэтому без пяточка МИГов тут не обойтись. Тяжело, конечно, расставаться с миллионами долларов, но за глупость всегда приходится платить. Между тем надо сказать, что нахождение наших ПРО и военных баз на Кубе ничуть не менее важно Черноморского флота в Крыму. Если не более. Особенно после того, как, условно говоря, нам отказали в Венесуэле. Наши ПРО в Гаване – это по сути новый, медведевский вектор внешней политики России, который будет отличаться от путинского не охраной суверенитета, а его расширением и трансляцией в другие точки мира».