В апреле на саммите НАТО в Бухаресте будет заложено отдельное направление работы альянса под названием «политика кибернетической обороны». Сейчас в Брюсселе обсуждаются перспективы этой новой сферы деятельности.
В НАТО считают, что компьютерные войны по важности можно ставить в один ряд с ПРО и борьбой против международного терроризма. На кибероборону подходит под 5-у статью Североатлантического пакта. То есть компьютерная атака на одного члена НАТО приравнивается к нападению на всех союзников. По экспертов, крупномасштабная кибератака может быть проведена за минуты, секунды и даже тысячные доли секунды, в то время, как современным системам вооружений требуются недели, а то и месяцы подготовки. Статистика экспертов НАТО считает 2% владельцев компьютеров «кибертеррористами». Руководитель Координационного центра реагирования на компьютерные инциденты НАТО Сулейман Анил, выступая перед военными военными экспертами, отметил, что целенаправленную и массированную кибератаку на онлайновую инфраструктуру «практически невозможно пресечь».
»Значение компьютерных сетей в жизни человечества достигло критического значения. Ее крах, ведет к критическим сбоям самой системы общества, особенно это характерно для стран Запада и США» - считает эксперт портала «Евразия» Петр Горбунов – «Ударом по сети можно парализовать гражданскую, производственную, научную, военную сферы жизнедеятельности. Теперь не обязательно бомбить узлы коммуникаций, любая организация мгновенно становиться парализованной при выводе из строя программного обеспечения. Судя по всему руководство НАТО всерьез испугалось возможных рисков со стороны кибер-террористов и кибер-армий, как в случае с Эстонией. Создание единой системы компьютерной обороны естественный и закономерный шаг. Это адекватный ответ на вызов эпохи. Россия обязана поступить подобным образом. Например, созданием Министерства Кибернитической Обороны и Нападения».
Анил сказал, что «кибернетическая война может быть весьма эффективной, потому что не сопряжена с большим риском для тех, кто нападает, не требует больших затрат, ее поражающий эффект велик, а “оружие” можно быстро и легко разместить в любом месте планеты. Это почти идеальное оружие, которое нельзя игнорировать». Сейчас НАТО имеет три линии киберобороны: центр реагирования на компьютерные инциденты, который дежурит круглосуточно и без выходных; программа разработки защищенных систем связи; и гаагский исследовательский центр проверки действующих систем и выработки новых стандартов защиты.