Министр иностранных дел России Сергей Лавров отреагировал сегодня на участившиеся в последнее время притязания Японии к российским островам Курильской гряды. Он заявил, в частности, что претензии «звучащие от японского парламента, а также от правительства, относительно статуса наших островов как оккупированной территории не могут не вызывать отторжения. Это неприемлемо».
Хронология событий была такова. Впервые жесткая формулировка о «незаконном захвате» островов прозвучала 17 октября из уст министра транспорта Японии Сэйдзи Маэхара, занимающего также пост ответственного министра по делам Окинавы и Северных территорий. Так в Японии называют четыре Южно-Курильских острова - Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи.
Уже 24 ноября правительство Японии окончательно утвердило документ, в котором говорится, что Российская Федерация «незаконно оккупировала» Южные Курилы. «Российская Федерация незаконно оккупирует четыре северных острова. В этой ситуации поездки наших жителей туда или участие в освоении островов в формах, основанных на предпосылке российского права на управление ими, не согласуются с позицией нашей страны по проблеме северных территорий. В таком подходе нет изменений», - говорилось в принятом тогда документе.
1 декабря Сэйдзи Маэхара еще раз публично заявил на конференции об оккупации Россией Курил. Журналисты попросили его прокомментировать официальный призыв России не прибегать к столь жестким формулировкам в вопросе об островах. На это министр ответил, что «незаконная оккупация - это единое мнение нашей страны». Вслед за этим он назвал неприемлемым требование об уплате портового сбора, который якобы намерены взимать власти Сахалинской области с японских судов, участвующих в так называемых безвизовых обменах с этими островами.