Владимир Путин провёл официальную встречу с представителями Торгово-промышленной палаты, в ходе которой поделился соображениями относительно будущего российской экономики. Основными пунктами обсуждения стали: вопрос о степени государственного контроля над экономикой и вопрос о распоряжении стабфондом.
Стабфонд нужно тратить – считает президент. Тратить на социальные программы, на повышение доходов населения и на среднесрочные и долгосрочные проекты. Но и резерв оставить необходимо – прежде всего, в виду угрозы мирового финансового кризиса, в условиях которого уровень доходов необходимо будет удержать на достигнутой отметке.
«Мы не можем остановить проекты, которые мы начали», - сказал президент. – «Значит, мы должны откуда-то взять эти ресурсы и удержать планку развития страны и социальной сферы. Или из своих запасов взять, или опять в долги залезать. Все-таки брать из своих запасов надежнее, спокойнее и не так обременительно. Но объем этих запасов должен быть оптимальным. Он у нас сегодня таким и является. Именно поэтому мы приняли решение расщепить дальнейшие накопления этих нефтегазовых доходов и из части этих средств начать формировать фонд благосостояния».
Что же касается госконтроля над экономикой, то он должен быть частичным, мягким и прицельным. Для этого и создаются госкорпорации – в тех областях, куда бизнес приходит в последнюю очередь. Но и они, не исключено, что впоследствии перейдут в частные руки. Так что госкапитализма в России не будет – уверен Путин. Также предполагается воздействовать на экономический климат посредством налоговых рычагов. По замыслу Путина, реальным производственникам необходимо предоставить как можно более комфортные условия, а вот нагрузку на сырьевиков, особенно нефтяников - увеличить.
«В целом всё это правильно», - считает эксперт портала «Евразия» Павел Канищев. - Необходимо отказаться от устаревших клише, пройти между Сциллой необузданного рынка и Харибдой примитивно понятого госплана – и осуществлять грамотный менеджмент с учётом конъюнктуры и в интересах интенсивного развития хозяйства по всем направлениям. Удачный пример взаимодействия государства и капитала даёт нам Германия 30-х, чей позитивный экономический опыт оказался вне зоны внимания исключительно по идеологическим причинам. Взять, например, авиастроение: там существовало несколько авиастроительных гигантов, между которыми шло соревнование за госзаказ. Результат такой конкуренции – мощнейший воздушный флот».