20 июня, воскресенье | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Сетевые войны | Кавказ
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Процессы интеграции на постсоветском пространстве стали главной темой международной конференции «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы», которая состоялась 28 апреля 2021 года в Москве Евразийский союз или НАТО?
Многовекторность разрывает в клочья
От азиатского прошлого к евроазиатскому будущему. Азербайджан в системе региональных политических и экономических связей Баку: Трудная дорога в ЕАЭС
Куда податься Закавказью?

Реальная страна | Выступления на Шалкарском евразийском форуме | Нагима Байтенова | Политический фундаментализм в решении этнических и межэтнических проблем | 15.07.2004

Нагима Байтенова

Политический фундаментализм в решении этнических и межэтнических проблем

Выступление на Шалкарском евразийском Форуме (Уральск)

Современный мир многолик, но многообразие мира создает и множество проблем. В современной этносфере сосуществуют как древние этнические общности, которые насчитывают тысячи, а в некоторых случаях - всего лишь сотни людей, так и современные многомиллионные этносы. Характерной чертой современных этнореалий является не только ее многосложность, но и динамизм, противоречивость и нестабильность. Современные этнические процессы в большей степени носят конфликтный характер, этническим коллизиям и конфликтам подвержены в одинаковой степени и Запад, и Восток, и развитые и не совсем развитые государства. В последние годы в американский военный жаргон вошел совершенно новый термин, характеризующий этнореалий современного мира – «войны ЭНС» (этнические, националистические, сепаратистские).

По мнению бывшего директора ЦРУ Дж. Вулси «сегодня мир более опасен, чем в период холодной войны». Это подтверждают те факты, которые в свое время были приведены американским социологом Г.Айзексом в его нашумевшей книге «Идолы племени», опубликованной еще в 1975г. Согласно его подсчетам с 1945 по 1975 годы конфликты, сегодня называемые войны «ЭНС», унесли жизни около 10 млн. людей: два из них - в Индии, еще два - в Биафре, полмиллиона в Индонезии, и остальные - жертвы межплеменных и гражданских войн в Нигерии, Конго, Чаде, Судане, Китае, Колумбии, Бурунди, на Кипре, в Новой Гвинее и других странах.(1). За последующие годы эти показатели удвоились.

Нагима Байтенова

Релевантные ссылки:

Шалкарский форум – новая звезда на интеллектуальном небе Евразии

Эдуард Понарин "О развитии нового русского национализма"

Павел Зарифуллин "Славяно-тюркский симбиоз как основа евразийской государственности XXI века"

Александр Дугин "Народы Евразии хотят демократической империи" (интервью порталу "Навигатор")


Профессор Кейп-Тауновского университета Д. Велш в 1994г. в своем выступлении на международном семинаре, который проходил в Киеве, приводит еще более устрашающие цифры: «С 1945 г. около 20 млн. было убито в войнах, революциях, освободительных движениях и восстаниях. Вероятно, еще 20 млн. были превращены в беженцев в ходе конфликтов. Невозможно с точностью назвать процент лиц, ставших жертвами этнических конфликтов, но цифра 70% не кажется невероятной. Из 100 войн, ведшихся (или тех, которые по-прежнему ведутся) с 1945, около половины включали в себя этнические конфликты, включая восстания против колониального режима» (2).

На протяжении последующих десятилетий мир не стал более стабилен, только в 2003г. в мире произошли 14 локальных войн и десятки вооруженных столкновений, в основном на религиозно-этнической почве. (3). Не является исключением советское и постсоветское этническое пространство. В принципе, в определенном смысле, все войны в истории человечества можно охарактеризовать как “войны ЭНС“, т.к. все они велись либо за расширение, за возвращение, либо за сохранение своего этнического пространства.

Сегодня, к сожалению, есть полное основание утверждать, что этнические и межэтнические проблемы стали одной из глобальных проблем современности. Современные процессы глобализации не снимают, а еще более углубляют и обостряют этнические проблемы. В ХХI в. в связи с процессами глобализации этнические проблемы будут выдвинуты в качестве одного из основных мировых проблем современности. В современных условиях нарастания процессов глобализации и модернизации, дальнейшего ускоренного развития достижений техногенной цивилизации, зачастую делает невозможной решение, в том числе этнических и межэтнических проблем в рамках и силами одного государства и требует вмешательства международных сил. Также глобальность этнических процессов характеризуется и тем, что 90-е годы ХХв. и начало ХХI в. характеризуется бурным ростом этнического самосознания и этнического возрождения, результатом которого стали распад таких государств, как СССР и Югославия и ряд других государств, в результате которых были образованы многие новые государства. По мнению некоторых экспертов, одним из главных противоречий ХХI в. будут, и, прежде всего, благодаря усилению глобализационных процессов, этнические и межэтнические противоречия. Обострение в конце ХХ в. и в начале ХХI в. этнических и межэтнических проблем привело не только к образованию новых государств, но также в корне изменило «лицо» современного мира, в конечном счете, именно религиозно-этнические столкновения способствовали еще более широкому распространению и углублению таких негативных явлений, как международный терроризм, религиозный экстремизм. Новая волна «великого переселения народов», которая особенно сильно проявляется в западноевропейских и североамериканских странах, в данный процесс теперь уже вовлечены в той или иной степени Россия и Казахстан, эти миграционные процессы носят глобальный характер и порождают совершенно новые проблемы или выявляют новые грани ранее существовавших проблем. Например, в результате «великого переселения народов» этнические проблемы могут перенестись в несколько иную плоскость, порождая совершенно новые проблемы. Глобализационные процессы также способствуют унификации этнических культур, традиции и обычаев, тем самым создают угрозу, в лучшем случае, потере своего «лица», т.е. может привести к утере своих этнических различий, в худшем, к исчезновению отдельных самобытных этносов. В связи с данным положением вещей, т.е. превращение этнических и межэтнических проблем в один из глобальных проблем современности, одним из важных проблем ХХ! в. становится вопрос о выработке единых универсальных принципов регулирования этнических и межэтнических процессов.

Решение этнических и межэтнических проблем предполагает, прежде всего, политическое решение данных проблем. Разумеется, решение принципиальных вопросов, также решение их на глобальном и государственном уровнях предполагает политическое решение проблемы. Более того, особенно в условиях холодной войны, политический путь решения любой проблемы был исключительно предпочтительным по сравнению с вооруженным, немирным путем решения проблемы. Но, сегодня мир изменился, и он требует изменения средств и методики решения тех или иных проблем. К сожалению, по инерции, традиционно многие вопросы пытаются решить только политическим путем.

Сегодня наблюдается «засилье» политической формы решения различных проблем. Анализ современных этнореалий позволяет утверждать о существовании «политического фундаментализма». Говоря о «политическом фундаментализме», я не имею в виду основательность решения этнических проблем политическим путем, хотя и это тоже не отрицается, в данном случае имеется в виду зачастую излишняя политизация этнических и межэтнических проблем и как следствие, решение этих и других проблем только исключительно политическими методами и средствами. При этом мы всегда должны помнить, что именно крайние формы политических методов, в частности, политический экстремизм порождает религиозный и этнический экстремизм.

В качестве примера может послужить деятельность отдельных политических партии и движении, которые чтобы набрать голоса в предвыборной кампании или повысить свой политический имидж и свою популярность, используют этническую или религиозную тематику. Сегодня во многих странах мира еще больше набирают силы различные политические партии и движения, которые набирают себе политические дивиденды за счет манипуляции этнической тематикой. В связи с этим остро стоит вопрос о создании юридических норм, регулирующих деятельность политических партий, особенно в период предвыборных кампаний, по вопросу использования в своей деятельности этнической тематики.

Данному вопросу было уделено особое внимание в выступлении Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на Х юбилейной сессии Ассамблеи народов Казахстана, прошедшей в декабре 2003г. На этой сессии также было обращено внимание на создание определенных моральных принципов и этических норм, не допускающих излишнюю политизацию этнических и межэтнических проблем.

Данный аспект вопроса особо актуализируется в условиях предстоящих парламентских выборов в Казахстане. Это связано с тем, что политический путь решения проблем в современном измененном мире не всегда дает позитивные результаты, порой существует угроза выхода из-под контроля ситуации. Политические методы решения этнических и межэтнических проблем вполне оправдано, когда речь идет о решении данных проблем на межгосударственном и государственном уровнях, на уровне национальной политики или национальной идеологии, я имею в виду государственную политику и идеологию.

Но, даже на этом уровне, абсолютизировать эти методы не стоит, т.к. и на этом уровне существуют различные вполне приемлемые и не менее результативные методы, в частности, это различные культурные, научные, межэтнические и межконфессиональные связи, в частности, наша конференция – это тоже один из эффективных путей решения подобных проблем. Решение же этнических и межэтнических проблем внутри государства, тем более, еще в большей степени, с учетом современных реалий, должен предполагать неполитические, иные пути решения.

Современный путь развития как, в целом человечества, так и, в частности, каждого отдельного государства предполагает цивилизационный путь развития. Это, можно сказать «генеральный путь развития человечества» в новом тысячелетии. Поэтому должны быть заложены основы цивилизационного решения если не всех, то, по крайней мере, многих проблем. Если в условиях «холодной войны» крайней формой решения любых вопросов считалось военное вмешательство, то в период «постхолодной войны» базисной и крайней формой решения существующих проблем должен быть политический путь решения проблем. Но наиболее распространенной должны быть цивилизационные формы решения проблем. Это связано с тем, что сегодня политизация всех процессов приняла не только тотальный характер, но и зачастую принимает крайние формы политического экстремизма, что, в конечном счете, приводит к вооруженным столкновениям и к применению силы, что в современных условиях технологического радикализма ни к чему хорошему не может привести.

Цивилизационные пути решения этнических и межэтнических проблем предполагает формирование, прежде всего, цивилизационного сознания и культуры, дальнейшее совершенствование нравственных норм и принципов и, не в последнюю очередь, развитие психологических оснований решения проблем. В качестве примера, можно взять проблему языка как одного из сложных, наиболее обсуждаемых проблем по этническим и межэтническим отношениям. Согласно утверждениям академика Г.Есим, проблема языка это не политическая проблема, а цивилизационная проблема, проблема цивилизованности каждого отдельного человека. К этому можно добавить, что проблема языка научная, лингвистическая, методологическая и психологическая проблема, но никак не политическая. Действительно, излишняя политизация проблемы языка, в лучшем случае, затягивает решение данной проблемы, либо кроме «муссирования» практически позитивных результатов не дает. В конечном счете, проблема языка должна быть делом цивилизованности и совести каждого отдельного человека. Ведь знание языка другого народа никаким образом не ущемляет права и достоинства человека, тем более, если этот человек проживает на Земле данного народа, пользуется природными, материальными, культурными, духовными и иными благами данного народа. Другой вопрос если политика данного государства в отношений той или иной этнической группы основывается на не совсем цивилизационных принципах, препятствуя развитию этнической культуры, языка, соблюдению своих обычаев и традиции.

В связи с актуализацией в современном измененном мире цивилизационных методов, особое внимание должно уделяться психологии, т.к. многие этнические и межэтнические проблемы зачастую имеют психологические основания и, соответственно, их решение предполагает использование психологических методов. Сегодня, возрастает роль, как в целом психологии, так и в связи с рассматриваемой проблемой, наряду с этнопсихологией и таких психологических дисциплин как социальная психология и политическая психология. К сожалению, уровень развития данных психологических дисциплин желает лучшего.

Если социальная психология в Казахстане более или менее стало развиваться с конца 70-х и до конца 80-х годов, то сейчас как практическая психология она перестала развиваться, и как отдельная учебная дисциплина не выходит за пределы аудитории и мало используется в практическом плане. Дело с политической психологией обстоит еще хуже. Если на Западе она в той или иной степени развивается, то у нас практически сведена к нулю, т.е. преподается только как учебная дисциплина, так же без практического применения. Реалии современного мира требуют, в том числе и поднятия статуса психологической науки, ее повсеместного развития и активного использования психологических методов в решении не только этнических и межэтнических, но и всех других социально-политических, экономических, религиозных, духовных и иных проблем.

(1) Червонная С.А. Миф об этническом многообразии в США. // США: Экономика. Политика. Идеология. 1995, №11, с. 94-95. (2) Велш Д. Внутренняя политика и этнические конфликты. Постсоветские отношения: конфликты и сотрудничество. Международный семинар. Киев, 25-29 апреля 1994г., с.3. (3) Казахстанская правда. 24 декабря 2003г.

ДОСЬЕ ПОРТАЛА «ЕВРАЗИЯ»:

Байтенова Нагима Жаулыбаевна – профессор Казахстанского Государственного Национального Университета имени Аль-Фараби (Алматы, Казахстан), Доктор философских наук

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru