19 октября, вторник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»

Материалы | Евразийское Обозрение №2 | Дубовицкий | Средний Восток: геополитический анализ ситуации в регионе | 13.08.2001

Владимир Дубовицкий
кандидат исторических наук, г. Душанбе

Средний Восток: геополитический анализ ситуации в регионе

Средний Восток не есть какая-нибудь выдумка, какое-либо вымученное понятие, но с этим понятием соединяется совершенно определенный географический и этнографический объем. Средний Восток есть вместилище двух народностей – иранской и тюркской. Первой – «лежащей на дне», и второй – «наслоенной сверху». Они выявляют его как определенную этнографическую единицу.

А.Е.Снесарев. «Афганистан». 1921 г.

Сказать, Что расположенному на юге Евразии региону Среднего Востока принадлежит особое место – значит, почти ничего не сказать. В борьбе сил Суши и Моря ему отводится КЛЮЧЕВАЯ роль. Самый поверхностный экскурс в историю показывает, что без удержания под контролем этого компактного горно-пустынного региона разваливалась любая мировая империя, где бы ни был ее центр– в Вавилоне, Каракоруме или в Самарканде. И для Александра Македонского в IV в.до н.э., и для Чингизхана в XIII в., и для Тимура в XV в., Средний Восток являлся сердцевиной их огромных государств – обязательным «коридором» между Великим Ираном, Индией и Китаем.

По мере более четкого оформления геополитической теории концепция обладания Средним Востоком становится более выраженной в конкретных планах военных кампаний, дипломатических нотах и на страницах специальных научных изданий. Пожалуй, отсчет этому периоду начался, не с прожекта Наполеона Бонапарта в 1800 году о походе на Индию, как принято считать, а с планов водного пути по Каспию и Амударье Петра Великого на век раньше, в 1700 году. В чем же геополитическая ценность этого региона? Один из родоначальников русской геополитики на Востоке А. Е. Снесарев дает следующую характеристику: «Повторю, чтобы быть более ясным, с политической точки зрения под территорией Среднего Востока разумеют ту большую территорию, в которую входит сама Индия как объект для ее обладания, удержания или достижения, группа тех стран, которые окружают ее со всех сторон и которые известны в литературе под специальным названием «государств-буферов», или «государств-гласисов» и, наконец, огромный русский Туркестан, который рассматривается как база подготовительных операций к овладению Индией.»

Эта характеристика региона, высказанная генералом А. Е. Снесаревым в 1919 г. в лекции для слушателей восточного отделения Академии Генерального Штаба Советской России, несет в себе весь заряд борьбы в этой части Азии, происходившей между крупнейшими геополитическими антиподами XIX в. – Россией и Великобританией. Но Российская Империя сумела остановить продвижение талассократической «анаконды» на 34-м градусе северной широты, и эта граница была незыблема до 1991 г. Сейчас мы имеем в регионе другую геополитическую ситуацию, но геополитические константы Среднего Востока остаются неизменными, и снова – это поле битвы, еще более жестокой и масштабной, чем раньше.

Среди геополитических факторов существования этого региона с VII в.н.э. одним из главнейших является религиозный: все население региона, за малым исключением, исповедует ислам. В отличие от других мировых религий ислам изначально связан со светской жизнью своих последователей, что делает проблематичным «отделение церкви от государства». Крупнейший русский геополитик А. Г. Дугин очень точно характеризовал восточные государства, проведшие такую «хирургическую операцию» как страны «просвещенного исламизма», где происходит практически полный отказ от исламской традиции в ее религиозном и цивилизационном измерении. Следуя характеристике, разработанной этим исследователем, на территории современного Среднего Востока мы находим три из четырех видов исламских государств.

Первая категория – «шиитско-суфийские», которые исторически, философски и культурно представляют собой полную антитезу «ваххабитской версии» государства. К этой категории государств можно отнести Иран и Исламское государство Афганистан (ИГА), вернее, его остатки в виде территории, контролируемой «Северным альянсом» Раббани-Масуда. К категории ваххабитских государств на Среднем Востоке можно отнести, так называемые, Исламские эмираты Афганистана (ИЭА), провозглашенные в 1998 г. на большей части этой страны, занятой сторонниками движения «Талибан». К третьей категории («просвещенного исламизма») можно отнести Пакистан и новые государства бывшей советской Средней Азии: при всей непохожести общественно-государственного устройства и геополитической ориентации все они, на мой взгляд, попадают в эту категорию.

Но ботатство и разнородность исламских теорий, течений и движений значительно разнообразит эту картину. На религиоведческих картах издавна принято было закрашивать территории, занятые последователями суннизма, в зеленый цвет, а шиитами – в красный. В этом случае, на зеленом поле региона красовалось яркое пятно шиитского Ирана, здесь же находилось место и для непонятного цвета штриховки бадахшанских исмаилитов. О суфиях, а тем более иноверных зороастрийцах и прочей «мелочи», как правило, речь вообще не шла. В то же время суфийские ордена (сильсиля) многие века традиционно играют в политике мусульманских государств очень важную, хотя и неявную роль.

Прежде чем говорить о геополитической ориентации тех или иных мусульманских конфессий в регионе, необходимо более четко представить каждую из этих групп. Первая и самая крупная – мусульмане-сунниты. За исключением Ирана они составляют подавляющее большинство (до 95%) населения стран региона. Как правило, сунниты здесь принадлежат к ханафитской юридической школе (мазхабу) – наиболее умеренному и талерантному в догматическом смысле. Представляя собой ортодоксальное течение, суннизм весьма покровительственно (а иногда и нетерпимо) относится к другим толкам и направлениям в исламе: к примеру, шиизм объявлен суннитами в 1949 г. всего лишь... одним из суннитских мазхабов!

В «зеленом» многоцветье суннизма на Среднем Востоке особое место, конечно, занимает ваххабитское государство, созданное талибами на территории Афганистана (ИЭА). Де-факто и де-юре это именно государство со всеми присущими ему атрибутами: подданным эмиратов выдаются паспорта единого образца; печатается своя валюта; на основе шариата (но с ваххабитской модернизацией) создано и свое законодательство! Деятельность по распространению влияния эмиратов в суннитских странах Средней Азии заключается с 1999 г. (и, судя по всему, эта тенденция будет продолжена) – не в самостоятельной военной агрессии, а в активной помощи своим сторонникам из исламского движения Узбекистана, Хизб ут-Тахрир, уйгурских сепаратистских организаций в Синьцзяне.

Логика талибов в данном случае проста: союзники подточат власть в среднеазиатских государствах, а возможно, и в Синьцзяне, и Исламские эмираты пополнятся новыми областями. Руководящие кадры для новых государственных исламских образований уже готовы: лидер движения «Талибан» мулло Умар уже держит при себе восьмерых заместителей – таджика, узбека, уйгура и т.д. для областей «за речкой», т.е. Амударьей-Пянджем.

Шиитское население Среднего Востока сосредоточено в основном в Исламской Республике Иран, где только 8% населения, проживающего в Хорасане, исповедуют суннизм. Геополитическая суть Ирана, а также геостратегия этой страны после исламской революции 1979 г., комментариев не требует. По мнению А. Г. Дугина, «Иран, так как он удовлетворяет всем евразийским параметрам – это крупная континентальная держава, тесно связанная со Средней Азией, радикально антиамериканская, традиционалистская и акцентирующая одновременно «социальный» политический вектор (защита «мустазафов», «обездоленных»)». Более емко и точно не скажешь!

Огромные усилия Ирана в урегулировании межтаджикского вооруженного конфликта в 1994-1997 гг.; отказ в помощи чеченским боевикам (в том числе и через сориентированные на Иран экстремистские организации -«Хезболлах» и др.); активные военные и политические контакты с Россией, особенно после дезавуирования пресловутого Договора «Гор-Черномырдин» – все это говорит само за себя. Если говорить о шиитах, то помимо Ирана значительное их количество (1,4 млн. чел.) проживает только в Афганистане. Исповедует здесь шиизм народ, являющийся своеобразным этно-лингвистическим феноменом – хазарейцы (хазара). Это потомки монгольских племен, пришедших сюда в туменах Чингисхана еще в XIII в., но многие столетия назад перешедшие на язык фарси. В настоящее время хазарейцы, как и таджики – большая головная боль для талибов: Хазараджат, занимая значительную площадь почти в центре Афганистана, никак не желает «умещаться» в государственные и религиозные схемы «Талибана». Правда, по некоторым данным, шиизм хазарейцев весьма своеобразный и, скорее всего, является вариантом его ответвления – исмаилизма. Дело здесь, по-видимому, в другом: по данным современных таджикских востоковедов, из 2 млн. хазарейцев около полумиллиона не являются шиитами и почти поровну из этого числа исповедуют суннизм и исмаилизм – все это и вносит путаницу.

Еще одним мощным направлением ислама, находящимся одновременно внутри каждого толка и над ним, является суфизм. Как и всякое эзотерическое учение, он до конца не исследован и истинный его образ во многом искажен разного рода «знатоками» – интерпретаторами. Суфизм как явление в исламе, на мой взгляд, появился в качестве реакции на отход от первичной идеократической формы существования всей мусульманской уммы, воплощенной самим Мухаммадом и двумя первыми халифами: Абу Бакром и Оммаром. Именно во времена третьего халифа – Османа – впервые главой государства были допущены отступления от прежнего личного и государственного аскетизма, благодаря чему во многом и был создан до этого необъятный арабский халифат.

С приходом в 661 г. Омейядов торговец взял верх над воином-пассионарием, оставляя истинную веру маргинальной части мусульманской уммы, оттуда и выходят в конце концов суфийские мистики-отшельники. Хариджиты, джаббариты, кадариты, мутазилиты, батыниты, хаммариты и представители других мусульманских движений и сект, находясь в концентрированном «философском бульоне», созданном полудюжиной христианских церквей и ересей, иудаизмом, зороастризмом и манихейством, в конце VII в. положили начало суфизму – сильному аскетическому движению в основных центрах халифата, оформившемуся в учение примерно в XIX в.

Из примерно двух сотен суфийских орденов, существовавших на Востоке в XII-XVII вв., в настоящее время сохранилось всего полтора-два десятка. Если говорить о регионе Среднего Востока, то можно остановиться на деятельности только трех из них: накшбандия, кубравийя и кадрие. Основателем первого и самого многочисленного из них традиционно считают Сальмана Фарса, современника пророка Мухаммада, но широкую известность ордену принес бухарский шейх Бахауддин (хаджа-Мухаммед-бен-Мухаммед-ул-Бухори, шейх Бахауддин шахи-Накебенд), живший в Средней Азии и Северном Афганистане в 1318-1389 гг. Ему принадлежит заслуга разработки тайного зикра (форма медитации) – «хуфия», т.е. погружение в экстаз путем тайного, молча произносимого призывания Бога.

С этого момента большинство членов ордена накшбандия ведет вполне «светский» образ жизни, растворившись среди своих верующих соотечественников, но одновременно постоянно поддерживая тайную связь со своим пиром (шейхом). Сейчас никто, кроме руководства ордена, не возьмется назвать даже приблизительное число последователей учения шейха Бахауддина в Средней Азии, Афганистане и Пакистане: ясно только, что их – сотни тысяч и что это – самый многочисленный и активный суфийский орден региона.

В Средней Азии накшбандия традиционно влиятелен среди земледельческих народов т.е. среди таджиков и оседлого узбекского населения (сартов). Именно этот орден, возглавляемый в настоящее время, по моим данным, пирами-таджиками, оказывает решающее влияние на стабилизацию ситуации в Таджикистане, даже в условиях обос-тряющегося с 1999 г. положения в Ошской области Киргизии и ряде областей южного Узбекистана. Основная часть его мюридов (последователей) сосредоточена среди таджиков Каратегина, Дарваза, а также сартов Ферганской долины, поделенной границами между Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией. Здесь, на территории Наманганской области Узбекистана, в настоящее время проживает глава этого ордена.

Появившаяся в этом году статистика по десяти национальностям Китая, исповедующим ислам, показывает, что именно последователи суфийских орденов накшбандия и кубравийя среди 8,4 миллионов дунган и 7,7 миллионов уйгур являются основными сторонниками сепаратизма в Синьцзяне (историческая Кашгария или Восточный Туркестан). Особенно сильны эти тенденции в Турфанском и Яркендском оазисах Синьцзяня.

Еще одним крупным направлением ислама, широко распространенным на Среднем Востоке, остается исмаилизм. Связанный тематически с шиизмом, исмаилизм отличается от последнего по своим целям и формам вероучения. Основной идеей исмаилитов является построение религиозно-философской, политической и социальной системы, стремящейся к созданию внутри себя идеальной, широко открытой и возрожденной исламской ортодоксальности. В отличие от шиитов, исмаилиты считают последним имамом Исмаила, сына шестого имама Джаффара аз-Садика, умершего прежде своего отца. Именно Исмаил, по их мнению, должен вернуться к людям в качестве «махди»-вершителя правосудия перед Концом Света.

В настоящее время около 4,5 млн. исмаилитов, проживающих в Афганском Бадахшане, Хазараджате, Таджикистане и на северо-западе Пакистана, находятся под большим или меньшим влиянием главы этого направления ислама Ага-хана IV. Широкая гуманитарная помощь, оказываемая Ага-ханом своим последователям в Афганистане, переросла в середине 90-х гг. в организованный вывоз исмаилитов из охваченной войной страны и расселение их в Кении и Канаде. Так, например, в районе г. Калгари сейчас проживает около 35 тыс. исмаилитов из Афганистана. Весомая продовольственная помощь, оказанная Ага-ханом исмаилитскому таджикскому населению в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана, спасла его от голода в период гражданской войны.

В настоящее время на деньги Ага-хана в административном центре ГБАО г. Хороге начинается строительство Университета Горных Территорий, где намечено готовить управленческие кадры для всех местностей Азии, населенных исмаилитами. Обучение студентов будет вестись на английском языке, что заставляет вспомнить о традиционной ориентации ага-ханов на Англию еще с XVIII в. Тенденция эта, на мой взгляд, очень тревожная, если учитывать традиционно пророссийские настроения среди таджикского (да и хазарейского) исмаилитского населения Средней Азии и Афганистана. Достаточно в связи с этим напомнить о замыслах руководства ГБАО установить экономические связи с Оренбургской областью России в 1994 г. через голову республиканского руководства. Именно казаки-оренбуржцы спасли таджиков-исмаилитов Горного Бадахшана в 90-х гг. XIX в. от поголовного истребления афганскими войсками. Борьба исмаилитов против афганцев под руководством своих пиров (духовных лидеров) Саида Фаррухшо, Мирзо Ашрафа, Шохзода Хасана в 1883-1889 гг. завершилась уничтожением тысяч исмаилитов. Население Горного Бадахшана, без преувеличения, было спасено вводом на Памир в 1892 г. русских войск под командованием полковника М.Е.Ионова.

Сейчас, на мой взгляд, от того, как изменится ситуация на «исмаилитских» территориях Среднего Востока, напрямую зависит – удастся ли сохранить здесь геополитическую и стратегическую ось «Север-Юг», созданную с огромным трудом за последние шесть лет Россией, Ираном, Таджикистаном и «Северным альянсом». В противном случае роль Таджикистана как «геополитического шарнира» всей среднеазиатской геополитической стратегии «теллурократии» окажется под угрозой: в оси появится разрыв размером в несколько сот километров, в следствии чего из средневосточной коалиции теллурократических сил уйдут важнейшие силы.

Не буду здесь касаться мистических последствий потери для сил Суши Памира-«Кремля народов», с таким трудом занятого Россией в 1892-1895 гг. – это разговор отдельный. Таким образом, представляется, что основное влияние на развитие нынешней геополитической ситуации в регионе оказывает не конфессиональная принадлежность субъектов и объектов геополитики, а скорее этническая и культурная их принадлежность. С полным основанием можно утверждать, что Континентальный блок, противостоящий в регионе силам талассократии, остриями которого с 1996 г. является движение «Талибан», а последние три года, так сказать, «эксклюзивно» для Средней Азии, еще и Исламское движение Узбекистана (ИДУ) – почти целиком иранский (персидско-таджикский)! Вкрапление в «Северный альянс» афганских узбеков, играющих в поддавки с «Талибаном», в расчет приниматься не может.

Значительную часть теллурократического блока составляют таджики-сунниты Таджикистана и Афганистана – единоверцы и даже представители того же мазхаба, что талибы и пакистанцы, но это дела не меняет. Таджик, является тем самым древним иранцем, который создавал величайшие цивилизации Согда и Бактрии, пленял своей культурой великого македонского завоевателя и создал эпос «Шахнаме», ввел в свой вариант мусульманской культуры всю мощь и эзотеризм зороастризма и манихейства, сделав ее весьма непохожей на саудистскую «классику» ислама...

Ислам на территории Среднего Востока играл и играет огромную роль в мировоззрении его населения, являясь одной из духовных основ всех проживающих здесь народов. Однако геополитическое мышление, являясь единственно адекватным в современном мире, позволяет подойти к анализу ситуации и реальным действиям по формированию и функционированию континентального блока достаточно гибко, с учетом всех исторических, этнических и культурных факторов, присутствующих в этом ключевом регионе юга Евразии.

Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru