21 июня, понедельник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Сетевые войны | Кавказ
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Процессы интеграции на постсоветском пространстве стали главной темой международной конференции «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы», которая состоялась 28 апреля 2021 года в Москве Евразийский союз или НАТО?
Многовекторность разрывает в клочья
От азиатского прошлого к евроазиатскому будущему. Азербайджан в системе региональных политических и экономических связей Баку: Трудная дорога в ЕАЭС
Куда податься Закавказью?

СМИ о "Евразии" | Евразийство как вариант российской государственной стратегии | РЖ | 12.03.2001


«Русский Журнал» :: http://www.russ.ru

В какой мере воспроизводят и (или) преодолевают недостатки «классического евразийства» последующие интерпретации этого учения? Пожалуй, крупнейшим научным интерпретатором идеологии евразийства является Л. Н. Гумилев (1912 – 1992) – русский историк, этнолог и философ, автор оригинального учения о природе и жизни этноса. На формирование его взглядов повлияло десятилетнее пребывание в лагере с одним из основоположников евразийства П.Савицким. Опорными для «евразийской концепции» Гумилева были три идеи – причем если первые две были заимствованы, то третья являлась оригинальной.

Первая из них полагает Российскую империю и СССР историческими формами евразийской государственности, ведущими свое происхождение от империи Чингисхана. Вторая определяет тюркские и мусульманские народы Евразии естественными союзниками русских в борьбе против экспансии Запада, союз с которым одинаково губителен для любой «евразийской силы». Третья идея, вызвавшая наибольшие споры среди российских историографов, – идея о том, что татаро-монгольская оккупация представляла собой не иго, а военно-политический союз русских земель и Золотой Орды, направленный в первую очередь против «крестоносной» экспансии западных стран. Несмотря на свой научно-объективистский характер, учение Гумилева тем не менее определяло в качестве движущей силы истории субъективный и волюнтаристский фактор – пассионарность, – связанный с расходованием полученного из природной среды заряда «жизненной энергии». Однако, несмотря на оригинальный и глубокий характер интерпретации Гумилевым истории России, евразийство так и осталось для него преимущественно метафорой – ибо конкретных путей «обустройства» политической и социально-экономической жизни страны на основе новых подходов он все же не предложил.

Такая принципиальная незавершенность евразийского учения создала возможность для возникновения целого ряда его конъюнктурных интерпретаций частью правящих элит стран СНГ. Так, например, в России о своей приверженности евразийству заявляли бывшие советники президента С.Станкевич и С.Шахрай. Но долгое время главным популяризатором этой идеи оставался президент Казахстана Н.Назарбаев, усмотревший ее воплощение в проекте Евразийского союза и в современной модели Евразийского экономического сообщества. Данный проект предполагает объединение всех бывших республик СССР в единое экономическое пространство при сохранении ими своего политического суверенитета. Некоторая двусмысленность проекта позволила его критикам обнаружить в нем стремление казахстанской элиты использовать Россию в качестве «донора» своей независимости, а также увидеть в нем угрозу «размывания» основ российской государственности.

Немалый интерес вызвала интерпретация евразийства, выдвинутая в 90-е гг. российским политологом А.С.Панариным. Суть его версии учения сводилась к тому, что Россия как наиболее развитая в экономическом, научно-культурном и военном отношении страна СНГ должна стать интегратором постсоветского пространства в новую цивилизационную «ойкумену», распространяя свои достижения во всех сферах и противодействуя национализму и изоляционизму. Модель, предложенная им позднее, рассматривает евразийство как культурно-цивилизационную альтернативу «атлантизму» и попыткам внедрения во всем мире западной модели развития. Основу модели должен составить приоритет духовных и коллективистских начал, отличных от западного индивидуализма и меркантилизма. Однако, поскольку данный проект имеет не политологический, а философско-культурологический характер, решения насущных проблем российского общества он не может предложить.

Компенсировать недостатки вышеназванных теорий стремится еще одно «неоевразийское» течение, распространенное в среде национал-патриотической оппозиции, объединившейся против реформ правительства в 1992-1994 гг. Идейными центрами течения стали газеты «День» («Завтра»), журнал «Элементы», а главными идеологами – А.Дугин, писатель А.Проханов, политолог Ш.Султанов, историк Б.Бедюров и др. В современной ситуации фактически единоличным лидером направления оказался Дугин, возглавивший общественно-политическое движение «Евразия», стоящее на позициях «радикального центризма» и поддержки «государственнической линии» Президента России В.Путина. Данная интерпретация евразийства с самого начала отличалась рядом специфических черт.

Так, признав вполне соответствующими запросам современной эпохи и долгосрочным интересам России культурно-цивилизационный и геополитический анализ «классических» евразийцев, «дугинцы» дополнили его целым рядом новых идей. В том числе – примирительной по отношению к Советской власти политической доктриной участников сборника «Смена вех» и взращенным на ее основе национал-большевизмом Н.Устрялова. В русле данного подхода Россия рассматривается как «идеократическая» континентальная держава, одновременно противостоящая как либеральной западной цивилизации, так и любому узкому «внутреннему» национализму (русскому, украинскому, татарскому, чеченскому и др.). Причем это противостояние Западу доводится у «неоевразийцев» из «Элементов» и «Завтра» до «логического конца»: течение явно тяготеет к порожденному особенностями «континентально-автаркического» государства и «духом соборности» русскому социализму и полагает капитализм, рынок, либеральную демократию и права человека порождением западной атлантистской цивилизации. Следуя этому принципу, Дугин и его единомышленники положительно оценивают советский период истории и прежде всего – эру правления Сталина, воплотившую в жизнь идею об особом «русском пути» и создании великой континентальной державы. Заметно расширяют они и «теоретическую базу» своего учения – в его состав входят теперь не только классическая «евразийская геополитика», но и концепция этногенеза Л.Н.Гумилева, теория элит В.Парето, классическая немецкая геополитика (К.Хаусхофер, К.Шмитт, О.Маулль и др.) и концепции «Третьего Пути» между социализмом и капитализмом. Заметно расширяют «евразийцы-необольшевики» и круг сторонников России в борьбе с атлантистским Западом: в число сторонников попали не только мусульманские страны (среди которых особо выделяют Иран), но и европейские «новые правые», и «национал-большевики» – А. де Бенуа, Р.Стойкерс, Ж.Тириар, М.Шнайдер и др.

Данная концепция, несмотря на ее безусловную оригинальность и эвристическую ценность, вызывает еще большее число вопросов, нежели изначальное «каноническое» евразийство. Апология изоляционизма и фактически тупиковой мобилизационной модели развития, очевидный дефицит объективного политологического, социально-экономического и социокультурного анализа, опора на мифологемы и идеологическая эклектика, фактическая подмена Евразии «Европой от Дублина до Владивостока» (Ж.Тириар) и намерение вовлечь Россию в небесспорные с точки зрения ее интересов геополитические альянсы – далеко не полный перечень уязвимых мест «евразийства по Дугину».

Недостатки и спорные стороны евразийства как доктрины, на наш взгляд, все же не означают ее полной несостоятельности и «неадекватности» потребностям современной российской ситуации. Избавив евразийство от «мифопоэтического» налета, конкретизировав его культурные и цивилизационные императивы, его можно использовать для поисков выхода из современного российского системного кризиса. Чем же способно помочь евразийство решению современных российских проблем?

Так, существующий сегодня кризис национальной идентичности и идеологии, утрата чувства исторической перспективы и колоссальное самоуничижение, обернувшаяся огромными издержками попытка либерально-реформаторского «прорыва в цивилизационное сообщество» – требуют новой национальной идеи. Идеи, которая примиряла бы «красных и белых», восстанавливала бы у людей чувство страны и исторического времени, укрепляла бы сознание «общей судьбы» и принцип «единства в многообразии». Такой идеей вполне могло бы стать модернизированное евразийство.

Непоследовательность и низкая эффективность российской внешней политики последнего десятилетия, колебавшейся между союзом с Западом и союзом со странами Востока (прежде всего – Китаем и Индией), лишь подтверждает необходимость восстановления Россией державного статуса и превращения ее в самостоятельный мировой центр силы и геополитический балансир. А это неизбежно означает восстановление ее доминирующих позиций в Евразии, сплочение ею на принципиально новой и добровольной основе стран СНГ.

Кризис в сфере межнациональных отношений требует новой объединяющей идеи, новой модели сосуществования российских народов. И поскольку в России в силу ее природно-географических и историко-культурных особенностей практически невозможен «плавильный тигль» по американскому образцу, сплавляющий этнические общности в единую нацию, – обоснованная евразийцами модель совместной жизни «разнонациональных» общностей является особенно актуальной.

Наконец, представления евразийцев о координирующей и направляющей роли государства особенно актуальны в условиях, когда либеральная модель «государства – ночного сторожа» оказалась неадекватной природно-климатическим, национальным и хозяйственно-территориальным особенностям России. Все изложенное – лишь императивы, которые еще предстоит наполнить конкретным содержанием, увязав их с решением задач по построению национальной модели демократии, гражданского общества и рыночной экономики.

Сергей В. Бирюков

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru