ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/2415
Евразийство: русская идея
В настоящее время идеи ранних евразийцев пополнились геополитической мыслью и теорией сетевых войн - это достойный ответ на вызов противника в культурном, информационном и экономическом пространстве   18 ноября 2013, 09:00
 
В рамках внутренней политики евразийство является единственным адекватным ответом на угрозу межэтнических конфликтов и государственных переворотов

Актуальные вызовы политической философии евразийства, глобальные интеграционные тренды и возможный альянс контргегемонистских сил обсуждались 13 ноября 2013 года на очередном заседании Евразийских студенческих интеллектуальных клубов (СЕИК) в МГУ, посвящённом теме «Евразийство как русская идея». Молодые ученые-философы, политологи и социологи представили доклады, в которых были затронуты фундаментальные истоки евразийской теории и точки ее приложения в политической практике.

Евразийская идеология не смогла стать политической практикой в силу исторических причин. Она вновь приобрела актуальность после второго распада русского государства и получила название «неоевразийство».

Базовым докладом «Евразийство: политические и идеологические аспекты» открыла семинар Анастасия Ковалёва. «Евразийство - это политическая философия, созданная русскими мыслителями в ходе осмысления катастрофы русского государства, - пояснила эксперт. Поэтому, безусловно, «евразийство является подлинно русской идеей».

По мнению Ковалёвой, основные идеологические принципы, сформированные ранними евразийцами Николаем Трубецким и Петром Савицким, следующие: «Отрицание эволюционной теории и прогрессистского подхода по отношению к странам и культурам. Вместо него принят холистский, структурный подход; утверждение уникальности каждой культуры; утверждение самостоятельности российской цивилизации, заключающейся в органичном сочетании этнических культур, населяющих евразийское пространство; формирование альтернативного проекта для России и формирование глобального альтернативного проекта для всего человечества, заключающегося в отстаивании собственной культурной и цивилизационной идентичности».

Так, по мнению докладчика, евразийская идеология не смогла стать политической практикой в силу исторических причин. Она вновь приобрела актуальность после второго распада русского государства, в новую переходную эпоху, и получила название «неоевразийство».

В настоящее время идеи ранних евразийцев пополнились геополитической мыслью и теорией сетевых войн. Это достойный ответ на вызов противника в культурном, информационном и экономическом пространстве.

Евразийство предполагает возрождение государства, восстановление раздробленного пространства исторической Руси. Анастасия Ковалёва уверена, что «в рамках внутренней политики евразийство - единственный адекватный ответ на угрозу межэтнических конфликтов и государственных переворотов. Евразийская политическая философия представляет собой глобальную стратегию действия, которая не ограничивается ответами на сиюминутные вызовы, формируя собственную повестку дня».

«Русское евразийство - новый контргегемонистский проект XXI века, дающий надежду на альтернативу всем зависимым народам, культурам и этносам. Таким образом, евразийство является идеологией, призванной вернуть нашей стране ведущую роль как на региональном, так и на глобальном уровне», - заключила Ковалёва.

Следующим свой доклад «Евразийство как русская идея» представил лидер Евразийского союза молодежи Антон Брюков. Докладчик описал течение славянофилов, предшествовавшее идеологии евразийства, а также отметил схожесть идей Достоевского и Блока c ключевыми идеями евразийства. Далее речь пошла о критике евразийства националистами и либералами, была показана несостоятельность данной критики и отмечена чужеродность либерализма и национализма русской традиции.

Кроме того, в докладе Брюкова был выдвинут тезис о том, что европоцентризм не дает им возможности понимать русскую культуру и русскую цивилизацию. «Младоевразиец» сравнил либералов и националистов со Смердяковым, перейдя затем к рассмотрению актуальной ситуации в мировой политике и необходимости объединения народов России и Украины для совместного противостояния либералам и глобалистам.

В докладе главного редактора интернет-журнала «Телеграфист» Максима Сигачёва «Синтез евразийства и панславизма: постановка проблемы и возможные пути её решения» была поставлена проблема синтеза евразийской и панславистской идеологий, и были предложены некоторые пути решения этой задачи. Автор показал, что у панславизма и евразийства есть много общего. Прежде всего, евразийцы выступили как наследники славянофилов, и это общее славянофильское наследие сближает их с панславистами, поскольку в XIX веке русский панславизм развивался в русле славянофильства. По мнению докладчика, эти две идеологии сближает то обстоятельство, что как евразийство, так и панславизм в скрытом виде оказывали влияние на геополитику Советского Союза. Однако в качестве целостных идейных систем оба мировоззрения в советский период существовать не могли. Наконец, уже в наше время, как неопанславизм, так и неоевразийство появились на свет на рубеже 80-90-х годов XX века, став реакцией на крушение единого геополитического пространства.

Автор доклада также указал на то, что, несмотря на близость двух концепций, их нередко противопоставляют на том основании, что евразийство - это, прежде всего, геополитическая концепция, апеллирующая к пространству и территории, тогда как панславизм - это этнолингвистическая идеология, ориентирующаяся не столько на территориальную общность, сколько на языковое и этническое единство. В связи с этим Сигачёв предложил соединить евразийство и панславизм в одно целое, которое автор доклада условно называет славяно-евразийством.

Главный редактор «Телеграфиста» раскрыл этот вопрос более детально: «Выдвигаются четыре возможных пути достижения этой цели: красно-социалистический проект, в рамках которого предполагается интегрировать левое евразийство и левую версию панславизма, неовизантийский проект, обращающийся к византийскому наследию, сближающему Россию-Евразию с южными славянами, неоскифский проект, апеллирующий к скифским корням, являющимся одновременно евразийскими и праславянскими и проект Северной цивилизации, благодаря своему масштабу способный вобрать в себя как евразийство, так и панславизм». В заключении доклада автор отметил раскол всего славянского мира на неолиберальные атлантистские верхи и почвенно-национальные низы. «На этом основании даётся рекомендация делать ставку не на элиты, а на активную работу с самими славянскими народами», - заключил Сигачёв.

Экономический подход к оценке последствий евроинтеграции Украины является хорошим примером, показывающим, к чему может привести отказ от процесса интеграции в Евразийский союз, являющегося более логичным со всех позиций.

В свою очередь, студентка МГУ и активист Евразийского союза молодежи Дарья Севастьянова осветила в своем докладе перспективы экономической интеграции Украины в единое евразийское пространство.

Важный вопрос, который был затронут в её выступлении, касался сегодняшнего положения дел на Украине. Причем экономический подход к оценке последствий евроинтеграции этой страны является хорошим примером, показывающим, к чему даже с точки зрения экономики может привести отказ от процесса интеграции в Евразийский союз, являющегося более логичным со всех остальных позиций.

Севастьянова упомянула об основных ожиданиях Украины от интеграции с ЕС в рамках соглашения об ассоциации, в частности, о надежде приобрести партнеров и инвесторов из Европы и на новые рынки сбыта. Эти мифы, напомнила она, были развеяны суровой жизненной реальностью: ведь Украину в ЕС ждут не в качестве равноправного партнера, но как рынок сбыта и доступ на рынки России и стран СНГ, равно как и сырьевой придаток. С другой стороны, отметила докладчик, Таможенный союз дает Украине все те выигрыши, которые она надеется получить в рамках соглашения об ассоциации, а также позволит решить проблему с энергообеспечением. Более того - совместные бизнес-проекты получат больше возможностей для развития, что необходимо Украине - ведь отток капитала стал серьезной проблемой для делового климата.

Мнимая отговорка - боязнь за суверенитет - больше не работает, ведь в рамках соглашения с Европой именно политическую независимость Украина и делегирует в ЕС, поэтому данное решение сугубо политическое, и приравнять этот факт к экономической сделке не удастся. Последствия, которые ожидают Украину, являются поистине катастрофическими: экономический крах, обнищание производственной отрасли, волна сепаратизма, свержение власти - вот те неминуемые беды, которые ожидают, по мнению эксперта, Украину в ближайшее после подписания соглашения время.

В конце семинара с приветственной речью к докладчиками и гостям обратился VIP-гость из Ливана, лидер ливанской православной партии аль-Машрик (Партия Востока) Родриг Хури. Особое внимание он обратил на важность диалога и сотрудничества между православными партиями и движениями всего мира. Отвечая на вопрос ведущего, Хури заметил, что нашими друзьями в мире являются «те силы, которые пытаются противостоять натиску США и стоящих за ними сионистских движений». «Христианство на Западе умерло - осталось только Православие, с которым идет непримиримая война руками исламских радикалов на Ближнем Востоке, - подчеркнул Хури. - Меньшим врагом является, конечно, Иран, но когда падет и он, Вашингтон сосредоточит всю свою агрессию на Москве - Третьем Риме современности».


Эрнст Плиев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/2415