ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/978
Алхимические похороны иного и Сияющий бес
Метафизическая бездна в ее рассказах складывается из сочетания «скрипа старых кресел, шума телевизора и запаха старого матраса»   3 июня 2009, 21:16
 
В столичном клубе Doolin House презентовали книгу Натальи Макеевой "Сияющий бес"
1 июня в столичном пабе Doolin House прошла презентация книги Натальи Макеевой «Сияющий бес». Этот сборник рассказов совсем недавно был издан питерским изданием «Геликон плюс», однако именно в Москве обрел свою известность во многом благодаря активной деятельности автора в Евразийском союза молодежи. Именно при его поддержке и была организована встреча с читателями, о чем ярко свидетельствовал флаг ЕСМ на стене. К слову, это не единственное политическое образование, которое приняло участие в организации презентации книги Макеевой. В клубе Doolin House уже долгое время собираются политически активные граждане под вывеской Клуба гражданина России, председательствует в котором Виктор Дулин.

Началось все с записи выступления русского писателя Юрия Витальевича Мамлеева, основателя культурного течения под названием «метафизический реализм». Ожидалось, что он приедет сам, однако из-за непредвиденных обстоятельств этого не произошло. Мамлеев, кстати, считает Макееву своей ученицей. По его словам, ее рассказы, собранные в презентуемую книгу, описывают скрытые от человека аспекты бытия. Мамлеев восторженно оценивал труд своей ученицы, слова мэтра погрузили набившуюся публику в тишину.

«Это удивительная книга. Читайте, её как путешествие в неведомое, с погружением в её мир и не страшась вдруг возникающей непредсказуемости в этом тексте. Это – неоавангард, одетый в мистическую оболочку. Ибо то, что непредсказуемо – всегда авангард», - в частности, сказал Мамлеев, отметив, что такой писатель, как Макеева, не может укладываться в какую-то терминологию, «искусство выше всяких определений», однако, что бы осмыслить творчество в терминах литературоведения, необходимо вводить некоторые определения. Это стало причиной, по которой Мамлеев решил использовать изобретённый им термин «неоавангард». При этом он отметил, что в данном случае имеется имеется в виду литературный метод.

Юрия Витальевича всегда слушают очень внимательно, хотя его речи чаще всего посвящены одному – метафизическому преображению. В литературной среде даже принято говорить: «…все мы пошли от Мамлеева». Он настойчиво подчеркивал, что автор «Сияющего беса» представляет «неоавангард».

Несмотря на то, что это первая изданная Макеевой книга, ранее ее рассказы публиковались в сборниках «Равноденствия» и «Равноденствия. Новая мистическая волна». Ее соратники по этим проектам Дмитрий Силкан и Эдуард Эрикссон также присутствовали на презентации. Первый взял слово сразу после Мамлеева, ответив безупречность текстов «Сияющего беса». Особое внимание он уделил глубокой симпатии мэтра к Макеевой, отметив, что самая первая ее публикация состоялась именно в сборнике «Равноденствия», составителем которого он являлся.

«Если даже и созвучно творчество Натальи с творчеством Юрия Витальевича, то это она дошла как-то сама. Идеи носятся в воздухе или что-то еще, или они настроены на одну волну», - сказал Силкан.

Его продолжительная речь сменилась выступлением группы под названием «Злыдота», давних евразийских скоморохов во главе с Олегом Фоминым, которых Макеева представила как метафизических реалистов от музыки, напомнив, что данный стиль объединяет не только одних писателей.
В рассказах Макеевой явно проглядывается алхимический подтекст с ярко выраженным элементом "рубедо"

Ложку дегтя в мероприятие внес активист ЕСМ Владимир Никитин, который заявил, что книга Макеевой не обретет своего массового читателя, поскольку появилась в эпоху глобализма, когда иное исчезает. По его словам, «метафизический реализм» представляет из себя «похороны иного»,  саму же Макееву он предложил представить участником этой похоронной процессии. Впрочем, выступающий за ним Эдуард Эрикссон не согласился с Никитиным и назвал рассказы «Сияющего беса» новым открытием иного, а образы «кафкианскими, привнесёнными на нашу угрюмую российскую почву». Эрикссон, как уже отмечалось, является давним соратником Макеевой по литературному движению. Он весьма артистично прочел один из ее рассказов, «Ли умерла», после чего обратил внимание собравшихся на явное присутствие в этом тексте алхимического подтекста, причем в его последней стадии «рубедо».

«Равных тебе на сегодняшний день никого нет, - обратился к Макеевой Эрикссон, - В том жанре, в котором ты творишь, разве что Миша Елизаров может сравниться с тобой».

Свое веское слово вставил также представитель духовного наследия русского народа, старообрядческий публицист Андрей Езеров, отметивший, что не правы те, кто говорит, будто хорошую прозу в России никто не пишет. Он полагает, что именно творчество Макеевой в числе некоторых других немногочисленных авторов можно считать образцом хорошей современной русской прозы. По окончании своей краткой речи Езеров пожелал автору «Сияющего беса» продолжать в том же духе.

Выступавший следом методолог Евгений Корякин углубляться в анализ творчества Макеевой не стал, но зато рассказал созвучную как духу, так  и букве вечера историю о том, как ему довелось делать доклад на конференции в Российской академии наук на тему «мистический реализм». За основу доклада были взяты тезисы из выступления Юрия Мамлеева на канале «Культура». Однако, вопреки всякой логике, доклад был подвергнут жёсткой критике. А через неделю самый отчаянный «критик» скончался от сердечного приступа. «Есть очень серьезные вещи в этом мире и, безусловно, проза Натальи Макеевой к ним относится», - заявил Корякин.

Активист ЕСМ, лидер группы «Ниргуна» Илья Лазарев, так же взявший слово, отметил в своём выступлении причудливость форм творчества Макеевой. По его словам, метафизическая бездна в ее рассказах складывается из сочетания «скрипа старых кресел, шума телевизора и запаха старого матраса».

«От этой литературы буквально веет запахом коммунальных квартир, кроватей, у которых подламываются ножки, телевизоров. Но из этого всего сконструировано нечто, которое приводит читателя в определенное специфическое состояние. Из этих элементов - бытовых, очень близких, очень осязаемых, настолько осязаемых, что они даже не приятны, из этого сконструировано что-то, что говорит нам о чем-то и в этом я усматриваю специфику этого стиля, этого направления - метафизического реализма. И это-то нас и подкупает в литературе Натальи Макеевой», - объяснил Лазарев. 

Завершили вечер участники группы «Фаза 10» Алексей Заев и Александр Разгулов, исполнившие, в частности, две песни на стихи Макеевой - «Предзакатное отречение» и «Глотает свет небесный полог».

В ходе мероприятия среди его посетителей проходила оживленная дискуссия. Кто-то отмечал характерный женский оттенок текстов Макеевой, кто-то пытался вычислить влияние на ее творчество Юрия Мамлеева, кто-то поражался запредельности языка автора. Дебаты не стихали даже после окончания официальной части мероприятия. Завершилось оно раздачей автографов автора. Через некоторое время, книга станет настоящей редкостью и приобретет статус культовой среди мыслящей части русскоязычного общества.

Артем Полетаев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/978