ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/972
Пора цветения в мажоре и миноре
Свою жизнь подставили под Олимпиаду не только жители улицы Голубая, которую впору переименовать, ведь совсем скоро портовая грязь хлынет в море   31 мая 2009, 09:00
 
Обрушившаяся на Сочи Олимпиада меняет судьбу города, судьбу его жителей и судьбу живой природы – довольных мало

Зигзаг судьбы

Тогда, в семидесятые, это была почти катастрофа. Только очень хорошая. Обычно перелётные птицы садились в Нижнеимеретинской бухте, а тут сели в адлерском аэропорту, который на пару недель пришлось закрыть. Нижнеимеретинка – место заповедное, известное экологам всего мира. В последний раз прогремело сравнительно недавно: активисты правозащитной общественной организации «Наш Сочи» поднялись против строительства олимпийских объектов в Нижнеимеретинской низменности, уникальном месте планеты благодаря стратегическому запасу питьевой воды, торфу и тоннам иловой грязи. Там и планировалось помимо всего прочего построить жильё для вынужденных переселенцев - тех, кто полвека прожил в районе парка «Южные культуры», и кого теперь Олимпиада вынуждает покинуть «историческую родину».

Знаменитый парк «Южные культуры» в 1911 году заложил известный ландшафтный архитектор Арнольд Регель, а теперь вновь ухожен, потому что принадлежит Олегу Дерипаске, по слухам, собирающемуся построить себе здесь дом.

Пройду по Цветочной, сверну на Голубую и на улице Тюльпанов я постою… Пограничный с Абхазией район Адлера, расположенный там, где Мзымта впадает в Чёрное море, сегодня не то, что по-армянски шумлив – грохочет, как ДнепроГЭС. Огромная часть прибрежной полосы, где когда-то были дикие пляжи, отдана под строительство порта, которое началось в ноябре прошлого года.

Улице Голубой и раньше доставалось. Особенно боялись ветров, дующих со стороны Новороссийска. Ураганы сметали здешние кафешки и дома часто, почти каждый год, жителям приходилось спасаться от стихии бегством, забирая с собой только документы.

Знаменитый парк «Южные культуры», когда-то благоухающий лучшим розарием на Черноморском побережье Кавказа, где рядом растут японская камелия и веерная китайская пальма, тоже бывал под ударом. Каждый раз власти вкладывали в его восстановление большие деньги, пока разруха не пришла сюда, казалось, всерьёз, и люди стали вырубать деревья, чтобы отстраивать своё жильё.

Парк этот в 1911 году заложил известный ландшафтный архитектор Арнольд Регель, а теперь вновь ухожен, потому что принадлежит Олегу Дерипаске, по слухам, собирающемуся построить себе здесь дом. Что ж, хорошее место, хоть и не для каждого хозяина привлекательное: рядом с птицами на пруду в бамбуковых рощицах уживаются гадюки…

Для тех, кто приезжал в Адлер тогда, в какой-нибудь санаторий «Южное взморье», и приезжает сейчас, перемены ощутимы. Это просто воплощение мечты Остапа о Нью-Васюках: на улицах чистота, под стандарт МОКа подтягивается инфраструктура, а черноморских дельфинов можно увидеть и на одной из главных улиц города – светящихся в темноте.

Инвестиционная площадка, расположенная в посёлке Победа Майкопского района, граничит с… территорией Свято-Михайло-Афонской Закубанской Пустыни – мужским монастырём, основанным в 1877 году.

Мой Адлер простирается от железнодорожного вокзала и санатория ВВС, куда я в юности ездила с родителями, до этой улицы Голубой, куда попала значительно позже. Однажды я сняла комнату у тёти Эммы Урумян, в первый день приезда разрезала ногу в море о ракушечник. Так началась наша дружба с внучкой тёти Эммы Светой, которая промыла рану от песка. Да так началась, что ездить в Адлер стала ещё чаще.

Многих соседей семейства Урумян ждала Нижнеимеретинка, но не дали «зелёные». Кому в этой истории повезло больше: потомкам армян, бежавшим сто лет назад от турецкой резни из Трабзона, не выселенным из своих ветхих домов, за которые и коммуналку не берут, или перелётным птицам, покажет время. Тут впору вспомнить интервью с одной женщиной-матадором, которая защищает свою лошадь от рогов быка, подставляя собственную ногу. «Коррида – это мой выбор, не лошади», - говорила она.

Свою жизнь подставили под Олимпиаду не только жители улицы Голубая, которую впору переименовать, ведь совсем скоро портовая грязь хлынет в море. Товарищами по общему несчастью стали и люди побогаче, не знавшие о новых проектах и понастроившие за Мзымтой особняки, чтобы сдавать их отдыхающим. Гости теперь сюда не едут, и те, у кого не хватает олимпийского спокойствия, новоделы продают.

По суммам заявленных инвестиций международный инвестиционный сочинский форум обгоняет даже санкт-петербургский. «Южным прорывом» названа новая райская жизнь. Олимпиада-2014 - это наше будущее и будущее наших детей! Возведём и реконструируем 218 спортивных, градостроительных, природоохранных объектов! Так, инвестиционная площадка, расположенная в посёлке Победа Майкопского района, граничит с… территорией Свято-Михайло-Афонской Закубанской Пустыни – мужским монастырём, основанным в 1877 году. Заголовки оптимистичны и в какой-то мере напоминают тональность коммунистических ударных строек: «Жизнь как в кино», «Качество в лучших традициях», «Инвестиции в здоровье», «Шаг навстречу детской мечте».

О чём мечтала в детстве моя тётя Эмма Урумян, я нынче спросить забыла. О чем мечтает сейчас – знаю. Строители порта пригрозили ей сносом летней кухни, говорят, под ней проходит какой-то важный стратегический объект. Правда, сам дом и тётя Эмма им не мешают.


Валерия Олюнина  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/972