ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/967
Покой нам только снится
В складывающихся тревожных международных условиях ОДКБ должно стать ядром нового военно-политического союза   26 мая 2009, 09:00
 
Прошедшее в Москве заседание Научно-экспертного Совета ОДКБ констатировало обострение противостояния Росси и Запада в новых политических и экономических условиях

Очередное заседание Научно-экспертного Совета Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), прошедшее в Москве в помещении Федерации Мира и согласия, было посвящено геополитической обстановке в зоне ответственности ОДКБ. Мероприятие, прошедшее при поддержке Центра политических и международных исследований, Российской ассоциации политической науки и Центра геополитических экспертиз, собрало как членов Научно-экспертного Совета, так и политологов, специалистов в области безопасности государств-членов ОДКБ.

Участившиеся «цветные революции» на постсоветском пространстве связаны с тем, что на сегодня во многих государствах СНГ «нет механизмов бесконфликтной смены власти.

Мероприятие было открыто докладом Генерального секретаря организации Николая Бордюжи, в котором, в частности, констатировалось продолжение «стратегии глобального доминирования США», оставшейся «неизменной при наличии некоторых нюансов преемственности». Также в докладе было обращено внимание на «несостоятельность европейской системы безопасности, основанной на НАТО-центризме».

По мнению Генерального секретаря, выраженному в докладе, «НАТО продолжает прилагать усилия к расшатыванию союза стран ОДКБ», осуществляя продвижение блоковой инфраструктуры НАТО к нашим границам, что, согласно Николаю Бордюжи, подтверждает возможность развития конфликтов в Евразии. Так же Генеральный секретарь обратил внимание на то, что за последние годы произошло «усиление некоторых элементов НАТО у наших границ, в частности – в странах Балтии». В этих условиях, как заметил присутствующий на круглом столе член Президиума Совета ветеранов военной разведки Юрий Бабаянц, «ОДКБ должно стать ядром нового военно-политического союза».

Фактор НАТО стал одним из главнейших пунктов обсуждения участников круглого стола. Так представитель Киргизии Акылбек Салиев посетовал на то, что «решающим фактором в нашей безопасности, к сожалению, являются США и НАТО», отметив тем самым зависимость ответных действий ОДКБ от стратегической инициативы НАТО, а заместитель директора Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин вообще предложил разрыв отношений Россия-НАТО: «Двухсторонние отношения России с НАТО провоцируют страны – члены ОДКБ – в частности, такие, как Казахстан и Армения, к развитию подобных же двухсторонних отношений, что ослабляет ОДКБ. Россия должна отказаться от подобных отношений с НАТО, сделав приоритетным развитие отношений в рамках ОДКБ, и только в таком формате, в рамках блока, выходить на диалог с НАТО, но никак не по отдельности», - заявил эксперт.

Особое внимание в докладе Генерального секретаря было уделено ситуации в регионе грузино-осетинской и грузино-абхазской границы. «Грузия стремится восстановить и нарастить свои вооружённые силы, что сохраняет опасность возобновления конфликта», - говорится в его докладе.

Как отметил в развитие этой темы старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО (У) МИД РФ Николай Силаев, «учения НАТО в Грузии – сигнал к тому, что НАТО воспринимает ситуацию так, как будто ничего не произошло, а следовательно, всё будет продолжаться, как ни в чём не бывало», т. е. восстановление грузинской армии и новая агрессия со стороны Грузии, по мнению эксперта, неизбежны.

Всё это происходит на фоне искусственно распространяемого в Абхазии мнения о том, что республика теряет свой суверенитет относительно Москвы, а также на фоне медленного восстановления Южной Осетии, что играет не на руку России. К тому же после августовских событий, по мнению Силаева, в регионе произошёл демографический дисбаланс: «Потеря населения Южной Осетией уже сказывается на балансе сил на Южном Кавказе не в пользу России», - считает эксперт, обращая внимание на то, что на данный момент в регионе «силовая линия России превалирует над дипломатической».

Также в докладе Николая Бордюжи была развёрнуто изложена оценка обстановки в Средней Азии. По мнению Генерального секретаря Организации, «несмотря на запрет властями Киргизии американской авиабазы «Манас», военнослужащие США продолжают попытки закрепится в регионе». Как отмечает генсек, присутствие американских военных никак не улучшает ситуацию с безопасностью, а скорее напротив, приводит к дестабилизации. Примером того стали Ирак и Афганистан. «После ухода сил США из Ирака там вполне может сохранится очаг напряжённости», - прогнозирует Бордюжа.

Вместе с тем, нахождение американского контингента в Афганистане уже привело к катастрофической ситуации в сфере производства и распространения наркотиков. «Производство опиата в Афганистане за последние годы увеличилось», - говорится в докладе. Так, производство героина, по словам одного из участников круглого стола, председателя комитета Госдумы по безопасности Владимира Васильева, увеличилось: «Поставки наркотиков из Афганистана за последние годы увеличились в 41 раз, по сравнению с периодом до начала американской военной операции», - сообщил участникам круглого стола депутат Государственной Думы. По словам Васильева, «продвигая «демократию», американцы забыли про развитие», и уж совершенно их не волнуют проблемы наркотрафика и беды местного населения, – заявил депутат.

Оценку ситуации в Афганистане в своём развёрнутом докладе дал директор Центра политических и международных исследований Александр Никитин, затронув все аспекты нахождения американского контингента на территории этой страны и отметив резкое ухудшение ситуации за последние годы. Разительное отличие между нахождением Советского контингента и нынешним американским присутствием, по словам эксперта, не раз посещавшего Афганистан, отмечают и местные жители. «Советские военные построили каналы, а так же множество жилых микрорайонов и других гражданских объектов, которые существуют до сих пор, в то время, как американцы за восемь лет не построили в Афганистане ничего» - отметил эксперт.

По словам Никитина, США не будут строго ограничивать свой воинский контингент границами Афганистана, осуществляя операции противодействия талибам и на территории Пакистана. Стратегия ведения военных операций на территории Пакистана уже принята американским военным руководством, получив название AFPAK. «AFPAK предусматривает перетекание американской военной операции на территорию Пакистана», - заявил эксперт, также добавив, что «нестабильный Афганистан вскоре станет нашей проблемой», и предложив руководству ОДКБ «обратится к ООН за мандатом на действия ОДКБ севернее таджикско-афганской границы».

В дополнение к докладу Александра Никитина выступил заместитель директора Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин, который отметил колониальный подход действий США в Афганистане, что свидетельствует, по мнению эксперта, о том, что «США воспринимает территорию Афганистана исключительно как плацдарм для дальнейшего продвижения на Север». Об этом, как указал Коровин, говорит и то, что в последнее время резко дестабилизировалась обстановка в северных провинциях Афганистана, прилегающих непосредственно к зоне ответственности ОДКБ, что способствует введению плана, подобного плану AFPAK и в отношении прилегающих территорий Узбекистана и Таджикистана, что, в свою очередь, «уже представляет прямую угрозу ОДКБ».

В связи с указанными обстоятельствами Валерий Коровин предложил расширить формат обращения руководства ОДКБ с требованием к ООН предоставить мандат на размещение контингента Организации «южнее таджикско-афганской границы», т. е. непосредственно на территории Северного Афганистана, что вызвало оживлённую дискуссию участников круглого стола. Владимир Васильев уточнил, что основная часть производственных цехов, перерабатывающих опиат, находится именно на Севере страны.

В то же время, дела у американского контингента в Афганистане не так хороши, что описал в своём выступлении начальник Института национальных стратегических исследований Министерства Обороны республики Армения Гайк Котанджян. По словам эксперта, он присутствовал на закрытой конференции НАТО в Мюнхене, на которой было заявлено, что «афганские власти при поддержке американских военных контролируют не более 20 % территории Афганистана».

Обсуждение коснулось и ситуации в самих государствах – членах ОДКБ. По мнению бывшего министра внутренних дел РФ, генерала армии Анатолия Куликова «наибольшую угрозу для безопасности стран ОДКБ на сегодня представляют цветные революции». Это экс-министр внутренних дел во многом связывает с «приближением НАТО к нашим границам, как с запада, так и с южного направления». При этом, отмечает Анатолий Куликов, «наблюдается снижение роли ядерного оружия на фоне внедрения оружия пятого и шестого поколения, что на сегодня пока для нас недостижимо».

Напомним, что войнами шестого поколения принято считать так называемые «сетевые войны» - новейшую разработку Пентагона, официально принятую на вооружение американской армией. Суть стратегии «сетевых войн» в использовании социальных сетей и формировании контекста, граничных условий, необходимых для успешного проведения военных операций. Ключевым аспектом ведения «сетевых войн» является использование новейших информационных и технологических разработок для многократного увеличения скорости передачи информации.

Тему «сетевых войн» развили заместитель директора Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин, а также старший научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Андрей Казанцев, определивший данную стратегию понятием «невоенные компоненты», сославшийся при этом на слова американского генерала Уильяма Колдуина, выделившего «соотношение военных и невоенных компонентов в условиях кризиса» в пользу невоенных.

Как заметила в своём выступлении главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская, участившиеся «цветные революции» на постсоветском пространстве связаны с тем, что на сегодня во многих государствах СНГ «нет механизмов бесконфликтной смены власти: либо преемник, либо династическая смена, либо "цветная революция"». Ещё одной причиной подобных проблем Звягельская считает то, что «общество за последние годы подверглось детрадиционализации», а ведь именно «традиционные структуры – по мнению учёной - обеспечили людям выживание в период распада», при этом, по её мнению, во многих республиках СНГ до сих пор наблюдается болезненное «сочетание модерна и традиционализма».

Ислам неоднороден, примером чему стало объявление джихада со стороны афганских талибов Аль-Каиде, а это значит, что действовать в этой области нужно более тонко и вдумчиво, что одновременно означает – более эффективно.

В свою очередь Гайк Котанджян указал на то, что активизация «сетевых войн» связана с переходом американской военной машины от угрозо-ориентированной стратегии к целе-ориентированной, обозначаемой как "soft security". «Мы, американцы, выступаем за "smart power"», - процитировал одного из американских генералов эксперт.

Возросшее за последнее время количество антироссийских статей в таджикской прессе отметил Директор Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан Сухроб Шарипов: «Антироссийские статьи, где Россия представляется новой империей, такой же, как США, конкурирующей с Америкой за место под среднеазиатским солнцем» стали, по мнению эксперта, появляться довольно часто, что является одним из признаков проявления целе-ориентированной стратегии Запада.

Вместе с тем Шарипов отметил позитивные изменения в ротации таджикского экспертного сообщества в пользу сторонников сближения с Россией: «старых безбородых аксакалов у нас всё чаще сменяют молодые бородатые эксперты», - заметил эксперт в адрес находящихся на мероприятии представителей Международного "Евразийского движения".

Представитель киргизской делегации Акылбек Салиев призвал собравшихся в борьбе с экстремистскими террористическими проявлениями больше внимания уделять религиозному фактору. «Надо учитывать религиозный фактор, доказывая радикальным исламистам, что с точки зрения Корана и сунны они не правы», - заявил эксперт, приведя положительные примеры из собственного опыта: «таким образом нам удалось переубедить активистов радикальной исламистской организации "Хизбуттахрир" отказаться от своих действий», что, по словам Салиева, оказалось гораздо эффективнее, нежели многочисленные аресты участников данной организации со стороны киргизского МВД.

Ислам неоднороден, примером чему стало объявление джихада со стороны афганских талибов Аль-Каиде – привёл пример киргизский эксперт, а это значит, что действовать в этой области нужно более тонко и вдумчиво, что одновременно означает – более эффективно.

Тревожную картину констатировали участники круглого стола в российско-белорусских отношениях, что так же не может не сказаться на геополитической обстановке в зоне ОДКБ. Серьёзную тревогу, по мнению заместителя декана Факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Андрея Суздальцева, вызывает вхождение Белоруссии в программу так называемого «Восточного партнёрства». Как утверждает эксперт, «цель "Восточного партнёрства" – вовлечение шести государств – Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана, Армении и Беларуси - в экономическую, политическую и стратегическую сферу влияния Европейского союза», что означает потерю интеграционной инициативы со стороны России, и здесь речь идёт именно о «включении этих государств в интеграционный проект низкой интенсивности под эгидой ЕС», что, по мнению Суздальцева, расширяет колониальную зону ЕС за счёт этих шести государств, превращая их в источник ресурсов, в том числе, трудовых.

Москва при этом, по замыслу авторов «Восточного партнёрства», будет продолжать выступать экономическим донором Киева и Минска, что снизит нагрузку на ЕС. «Отсутствие реальной интеграционной инициативы со стороны России открывает возможность реинтеграции некоторых государств постсоветского пространства под эгидой ЕС», что, по словам Андрея Суздальцева, является «геополитическим прорывом ЕС на территорию постсоветского пространства».

Чуть более оптимистичную картину отношений России и Белоруссии изложил доцент кафедры политической теории МГИМО (У) МИД РФ Кирилл Коктыш. Заигрывания Минска с Западом он объясняет падением белорусского экспорта, в первую очередь, в Россию, только в марте на 51%. «Беларусь стремится выживать в ситуации, когда по всем прогнозам кризис продлится дольше, чем она сможет сохранять высокотехнологичное производство».

Однако, по мнению эксперта, вхождение в «Восточное партнёрство» не поможет белорусской экономике. «В ЕС нет средств на поддержку своих членов», – напоминает эксперт, приводя примеры сокращения автопромышленного производства и вывода его из таких государств – новых членов ЕС, как, например, Чехия. «Экономическое состояние Белоруссии, в связи с этим, представляет на сегодня реальную угрозу стратегическому единству», - считает Коктыш, в следствие чего, по его мнению, нужно срочно выстраивать общий рынок и максимально ускорять запуск Таможенного союза. «Лавирование между Западом и Востоком осуществляется для сохранения», - попытался оправдать действия белорусских властей российский эксперт, отвечая на вопрос о перспективах признания Минском Абхазии и Южной Осетии, - «вхождение в "Восточное партнёрство" подразумевает получение финансовой помощи от Европы, а поскольку эти программы запущены и уже не могут быть отыграны назад, то теперь Белоруссия вполне может признать Абхазию и Южную Осетию», - попытался отшутится Коктыш.

Проблемы остаются и в отношениях России с Украиной. Так, по словам одного из участников, на данный момент президентом Ющенко готовится референдум по вступлению Украины в НАТО, из участия в котором планируется исключить граждан страны старше пятидесяти лет, под предлогом того, что, мол, «молодым жить, а значит им и решать». Реальной же причиной ущемления прав значительной части граждан Украины является то, что именно старшее поколение в большинстве своём выступает против НАТО.

Критике стратегию России в отношениях с Украиной, как и в плане действий в других регионах, подверг известный украинский политолог, главный редактор портала «Геополитика.ru» Леонид Савин. Как считает эксперт, «в то время, как у США имеется стратегия действий и по Кавказскому региону, и по средней Азии, и по другим регионам постсоветского пространства, у России такой стратегии просто нет. Есть общая концепция национальной безопасности, но конкретной, детальной стратегии ни по ряду регионов, ни по конкретным моментам нет», - утверждает эксперт.

В целом же участники круглого стола дали нелестную оценку многим вопросам, в которых Россия отстаёт от своего главного геополитического оппонента – США, а также выразили надежду на развитие и укрепление отношений в рамках ОДКБ и усиление субъектности Блока, как в зоне его непосредственной ответственности, так и в прилегающих регионах.


Эрнст Плиев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/967