ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/966
У России – свой народ
«В научных целях», как известно, можно отстреливать и животных из Красной книги, потому очень важно, чтобы эти «научные цели» не попирали законы исторического естества, как того жаждет Тишков   27 мая 2009, 09:00
 
Продажные этнологи пытаются вмешаться в естественный исторический процесс существования народов России и обустроить его по американскому образцу

Государственный русский язык, формирующий наше мировоззрение и мироощущение, создающий наши общие духовные и философские опоры, диктует нам естественное для нашей сущности определение. Мы – народ России, состоящий из разных народов, для которых Россия является Родиной. Именно «народ России», а не «российская нация», как нам пытается внушить в последние годы Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук.

И зачем сейчас «этнологам» городить ненужный политический огород на нашем вольном историческом ландшафте? Зачем неуклюже мешать животворящим движениям стихий в пространстве России?

Как раз определение «народ», в котором, в отличие от словосочетания «российская нация», невозможно усмотреть попрание национально-самобытной сущности людей, и способно обеспечить наше дальнейшее развитие и в контексте единой страны, и в геополитическом контексте. Здесь как раз тот случай, когда язык творит человека, когда слово способно задать программу мироощущения, соответственно – и бытия в мире. Понятие «народ» одновременно обеспечивает и преемственность исторической памяти с ее великим содержанием, потому является символом политической мощи России на международной арене.

Наука призвана соответствовать исторической и культурной реальности, а не навязывать народу то, что ему исторически непонятно и неизвестно. Политическое просвещение народа должно соответствовать природной и культурной правде его бытия. Ведь почему-то национальное самосознание людей даже в тысячелетнем многонациональном государстве не только не исчезает, а имеет обыкновение время от времени возрождаться и возрастать. Почему-то во время политических кризисов, когда деградирует экономика, исчерпывают себя политические системы и даже разрушаются государства, человек ищет опоры в истории своих предков, в традициях и культуре своего народа. Потому не в сегодняшней политической силе официальных этнологов Бог, а в правде исторического и духовного бытия людей.

Сам народ ощущает и осознает себя – народом, а не «этносом» или «субэтносом», хотя данные термины науке вполне могут быть необходимы для внутреннего, экспериментального пользования. В контексте именно этого, родного, понятия возможно достойное самосохранение народа в истории. Русские сохраняли себя в истории и развивались потому, что осознавали себя русскими, татары – татарами, чуваши – чувашами, мордва – мордвой. Потому для наших людей и в качестве выражения «общегражданской идентичности» более приемлемо слово «народ». Понятиям надлежит быть точными, чтобы ориентиры исторического развития народа не становились размытыми, следовательно – размывающими и смысл культурно-исторического самосохранения.

Авторы «проекта» говорят о том, что не преследуют цели «отменить этносы». Но наступательная реализация в общественном сознании данного «проекта» способна лишить исторически самодостаточные народы той почвы, в которой коренится их жизнетворное национальное достоинство, следовательно – и потенциал для сохранения национально-культурной самобытности. Более того, неприемлемое для нашей реальности понятие способно загнать сокровенную национальную идентичность людей в гуманитарное подполье, что уже чревато угрозой для единства многонационального народа России.

Потому невольно возникает и такой вопрос: насколько безопасен данный проект для духовного пространства России, которая немыслима в истории без ее национального многообразия? В этом для России заключена и ее жизнетворная философия. Не способен ли подобный проект покорежить государственную национальную политику, направить ее в ложное русло, уводя от реально существующей этнической материи с ее реальными, живыми проблемами? Не навредит ли проект – убаюкивая Россию тем, что «нация» якобы уже «состоялась», следовательно – и проблемы решены?

Россия велика и тем, что она никогда не перестает неустанно решать эти проблемы, согласно закону живой материи. В живой материи как раз и необходимо придавать значение тому, что воистину значительно. А в исторической, духовной и политической сущности России национально-этнический фактор всегда чрезвычайно значителен. Постоянно отзываться на жизнь живой этнической материи – в этом интерес государства, а не в сооружении ненадежных искусственных конструкций.

Стремясь убедить общество и, более всего, своих оппонентов в эволюционной важности и актуальности проекта «Российская нация», его идеологи говорят о развитии политического, а не этнического пространства, будто проект и не касается этнической материи России. Тогда причем здесь Институт этнологии и антропологии РАН, возглавляемый Валерием Тишковым? Ведь данное научное учреждение существует не только для того, чтобы сочинить и исполнить вечно преждевременный на нашей земле «реквием по этносу»?

В данном случае мы как раз сталкиваемся с тем, что политическое способно покорежить этническое, превратить это этническое в болезненный и потому опасный для многонационального федеративного государства фактор политики. Научной интеллигенции, стремящейся «проектировать» в контексте нашего исторического пространства, было бы важно постичь уникальную материю России – и умом, и сердцем, и историческим чутьем.

Слово «нация» в живом бытии современного русского языка является понятием более всего этническим, чем политическим. Более того, нация в нашей культурной и мировоззренческой традиции есть высшая форма этнической общности. И жить в России это понятие может лишь в таком значении, независимо от того, в какую искусственную конструкцию на американский манер встраивают это слово политические публицисты от «этнологии».

Слово «нация», куда бы его ни загоняли, повсюду (в пространстве русского языка) берет с собой свое этническое значение, продолжая жить именно в нем. А для обозначения нашего гражданского единства в русском языке есть исконное понятие «народ», есть понятие «соотечественники». И зачем сейчас «этнологам» городить ненужный политический огород на нашем вольном историческом ландшафте? Зачем неуклюже мешать животворящим движениям стихий в пространстве России?

Мы убеждены: не нужно ничего нового предлагать, поскольку природа уже дала нам идеальный вариант сосуществования народов, реализуемый Россией. Какая еще понадобилась «новация»?

Мы выступаем за точность понятий, отвечающих естеству нашего общенародного государственного языка, каковым является русский язык; мы выступаем за то, чтобы мыслить исторически и политически точно. Наше возражение авторам проекта «Российская нация» возникло в пространстве русского языка, формирующего материю истины, а абсолют единства нашего народа не подлежит сомнению.

Однако, наше возражение носит не только культурно-лингвистический, но и политический и, более того, геополитический характер. От того, в каких понятиях и терминах будет описана наша историческая реальность, в значительной мере зависит то, как будет развиваться наше «единство в многообразии», какое место наш народ займет на планете Земля.

Тот или иной народ, являясь неотъемлемой частью многонационального народа России, вовсе не обязан отказываться от своей исторической данности – обеспечивая место под солнцем «науке», создающей себе искусственные конструкции в виде многочисленных понятий и терминов. У народа есть свой родной язык, который и позволяет ему поддерживать духовное, интеллектуальное и мировоззренческое существование в мире. Важно защитить народ от обескровливающей агрессии схематично-сухой, да еще и политизированной теории, сочиненной этнологами. Они призваны исследовать как раз национальную самобытность наших народов, из которых состоит многонациональный народ России, а не навязывать ему для самоопределения не сочетающиеся слова. Именно с исторической материей национальной самобытности и связано историческое самосохранение народа и государства, созданного этим народом.

В 2002 году, во время всероссийской переписи населения Институт этнологии и антропологии РАН делал активные попытки растащить многомиллионный татарский народ на множество «этнических групп», руководствуясь якобы научной целесообразностью. В итоге в официальной статистике от миллионов татар могли бы остаться этнические лоскутки, что нанесло бы урон национальному самосознанию народа, как раз и являющемуся движущей силой в историческом развитии. И государство могло получить в результате такой «переписи» искаженную этническую картину, следовательно – ложные ориентиры для государственной национальной политики. Вспоминаем об этом лишь по той причине, что в 2010 году грядет новая всероссийская перепись населения…

А «в научных целях», как известно, можно отстреливать и животных из Красной книги, потому очень важно, чтобы эти «научные цели» не попирали законы исторического естества. И для наших народов была бы, наверное, целесообразна своя «Красная книга», то есть – «Красная книга» научного благоразумия и политической ответственности, защищающая национальное и историческое достоинство народов от губительного осознания своей второстепенности и второсортности.

Исторически многонациональная Россия издревле являлась и сегодня остается своеобразной Красной книгой для своих народов, потому они в большинстве своем и смогли сохранить себя, продолжая свое физическое и духовное формирование на этом необъятном ландшафте. Потому не следует подталкивать Россию и к тому, чтобы она суровыми законами ограничивала возможности своих народов изучать родные языки в школах.

Гуманитарная интеллигенция, ответственная от природы и культуры за существование многообразия в мире, обязана заступаться за народы, за их национальное мировидение и мироощущение так же, как нужно заступаться за редкий и неповторимый цветок. Настоящие ученые, изучающие законы стихии, которая как раз и вольно формирует этносы с их уникальным духовно-эстетическим миром, авторитетно говорят о том, что даже один сорванный цветок может вызвать экологическую катастрофу планетарного масштаба.

А государственное единство народа России, безусловно, является абсолютной ценностью, и это единство мы должны отстаивать все вместе. В том числе – отмечая великие даты единения народов России. И гордиться своей Родиной, укрепляющейся на мировой арене, больше всего будут те народы России, чьей неповторимостью и культурно-исторической ценностью Родина дорожит – как своим уникальным достоянием.

Так что же мы предлагаем, выступая против активного наступления на наше сознание понятия «российская нация»?

Мы убеждены: не нужно ничего нового предлагать, поскольку природа уже дала нам идеальный вариант сосуществования народов, реализуемый Россией. Какая еще понадобилась «новация»? Все уже гармонично существует в нашем пространстве без околонаучной политизации «национальной» темы!

Потому мы предлагаем – не вмешиваться в естественный исторический процесс существования многих народов, которые извечно называют себя так, как хотят называть, при этом имеют общую историю на общей родине – в России.

Мы предлагаем то, что соответствует историческому запросу нашего государства: не вмешиваться в его естественное развитие, в его устоявшиеся вековечные взаимоотношения со своими народами. Не нужно ничего искусственно навязывать истории, мы уже 1000 лет и более нормально живем своей естественной жизнью, реализуем совместную историческую судьбу. Россия может опираться и опирается на физическое и метафизическое бытие своих народов, ощущающих себя – именно народами.

Не слишком ли много эмоций в нашей позиции? Как же без них! Но эмоции, отражающие истину, соответствующие чаяниям многих людей, более совместимы с гуманитарной наукой, с непрекращающимся гуманитарным знанием, чем искусственные конструкции, которые не доказываются и не подтверждаются историческим опытом России – родины многих народов и их культур.

Более того, современная гуманитарная наука больше нуждается в искренних эмоциях, защищающих историческую правду, а не в соглашательстве с теми этнологами, которые прикрываются «интересами государства» и позицией ныне правящей партии. Известно, что создан Общероссийский союз общественных объединений «Российская нация». Эта организация, по признанию Тишкова, связана с партией «Единая Россия». Жаль, если политическая партия парламентского большинства пойдет за авторами данного «проекта», поскольку это может быть путь в другую сторону от истинной единой России.

Наш главный аргумент против искусственного проекта «Российская нация» – историческая истина, зафиксированная  в великой истории многонациональной России.


Камиль Тангалычев, заслуженный писатель Республики Мордовия  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/966