ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/965
Мы делили апельсин
Прежде чем помогать Украине, Россия и Европа должны хотя бы в общих чертах согласовать свои планы на её национальное достояние   25 мая 2009, 09:00
 
В обозримом будущем с необходимостью должна решиться судьба украинских газовых магистралей – и решающим в этом будет голос не Украины

Дни суверенитета Украины над собственной газотранспортной системой сочтены. Понимание и принятие этого факта без особого труда читается между строк заявлений, сделанных на прошедшем на днях в Хабаровске саммите Россия-ЕС. Вопрос теперь состоит только в том, каким именно образом и на каких взаимных условиях украинская ГТС будет «освоена» заинтересованными сторонами.

Суверенитет столь нестабильного и несерьёзного государства как Украина над газовыми магистралями, проходящими по её территории, является источником проблем для всех.

Для начала немного общей информации. Саммит Россия-ЕС, как известно, прошёл 21-22 мая в столице Дальневосточного федерального округа. Принимающую сторону, разумеется, представлял Дмитрий Медведев, от лица Евросоюза выступили президент председательствующей в ЕС Чехии Вацлав Клаус, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и ответственный по вопросам внешней политике Хавьер Солана. На встрече обсуждались проблемы совместного противодействия мировому экономическому кризису, были рассмотрены предложения России по общеевропейской безопасности, решались проблемы энергетического партнёрства.

Как раз в русле последней темы Медведевым и был поставлен вопрос о перспективах Украины как «передаточного звена» между Россией и ЕС. Президент напомнил коллегам, что приближается срок, когда российский газ должен быть закачан в украинские хранилища «на зиму». При этом не скрывающая острой финансовой нужды Украина едва ли способна – по крайней мере, сразу - за соответствующий объём газа расплатиться.

В качестве иллюстрации возможного поведения Украины в складывающейся ситуации российский президент напомнил о январском эксцессе с прекращением поставок газа в Европу по вине украинской стороны. Этим же козырем Медведев бил европейцев и в споре по поводу неприсоединения России к действующей европейской Энергетической хартии. Президент подчеркнул, что если с помощью этого документа невозможно чёткое урегулирование ситуаций, подобных январской, то и смысла в его подписании нет. Взамен действующей хартии российский глава предложил европейским коллегам совместно выработать альтернативные, более совершенные и эффективные механизмы регулирования отношений в сфере энергетического партнёрства.

Надо признать, что европейцы явно не в восторге от такой настойчивости России. При решении вопросов энергетического сотрудничества главной для них остаётся задача обезопасить себя от экономического диктата «Газпрома». Поэтому они не прекращают поиски возможностей получения топлива в обход России и отнюдь не торопятся связать себя с ней какими-то жёсткими обязательствами. Однако, при всём при этом есть основания полагать, что по одному немаловажному и деликатному вопросу ЕС и Россия если уже не сошлись, то очень скоро сойдутся: суверенитет столь нестабильного и несерьёзного государства как Украина над газовыми магистралями, проходящими по её территории, является источником проблем для всех.

Конечно, об открытом обсуждении данной проблемы речи пока не идёт, но общий тон диалога, упоминание Украины в соответствующем контексте и с соответствующими коннотациями, в частности жёсткий ответ Медведева на вопрос журналиста, касающийся гарантий бесперебойности поставок со стороны России, - всё это указывало на то, что решение витает в воздухе.

Данный вопрос, вероятно, оставался бы в области чистой теории, если бы не стремительно растущая нужда Украины в денежных средствах, покрыть которую, кроме как посредством заклада государственной собственности, нечем. Это значит, что лидеры ЕС и России скоро заговорят о том, о чём они пока промолчали.

России и Европе, и без того не страдающим от избытка доверия друг к другу, придётся столкнуться с дополнительным мощным фактором в лице американского диверсионного плана для кризисной Украины.

Не исключено, что и в собеседовании Владимира Путина и Юлии Тимошенко, состоявшемся в тот же самый день в Астане, тема долговых гарантий со стороны Украины прозвучала в соответствующем ключе. Такие предположения можно строить вполне уверенно, потому как и европейскому, и российскому, и украинскому – в лице вменяемых его представителей – руководству, очевидно: других путей развития ситуации вообще не существует.

Конечно, проблема украинской ГТС серьёзно осложняется недоверием, в целом царящем в отношениях России и ЕС по газовому вопросу. Естественно, что при дележе украинской собственности конфликт интересов сторон должен будет проявить себя с соответствующей цене вопроса силой. Недаром решение о предоставлении очередного кредита Украине до сих пор откладывается – дело здесь, как мы понимаем, не только в кризисе. Уже сегодня любая помощь Украине может состояться только в явном или подразумеваемом формате вложений в её ГТС – другого обеспечения, повторимся, в природе не существует. Следовательно, прежде чем помогать Украине, Россия и Европа должны хотя бы в общих чертах согласовать свои планы на её национальное достояние.

Забегая, быть может, уже слишком далеко вперёд, позволим себе отметить, что на односторонний выкуп украинской ГТС сегодня вряд ли готова в одиночку раскошелиться какая-то из сторон. Следовательно, речь, скорее всего, будет идти о некоем совместном формате типа международного консорциума. Однако, учреждение такого формата опять же связано с решением огромной по сложности задачи, которое с необходимостью подразумевает выяснение всех невыясненных отношений в сфере энергетического партнёрства между Россией и Европой.

Наконец, при всём желании мы не можем исключить из уравнения Америку. Мало того, что США сами кровно заинтересованы в недопущении энергетической гегемонии России на континенте, они пока ещё не отказались и от своего политического проекта для Украины. Сгодится ли вышеописанным образом «освоенная» Украина на роль элемента «санитарного кордона» и надёжного бойца «пятой колонны» США на континенте? Нет – не сгодится. И об этом знает Ющенко, и на это он делает свою единственно возможную ставку.

У Америки тоже нет и вряд ли найдутся деньги на то, чтобы заткнуть чёрную дыру украинской экономики. Спасать своего сателлита от поглощения континентальными силами США могут только одним – проверенным – способом: провокацией масштабной дестабилизации.

Это значит, что России и Европе, и без того не страдающим от избытка доверия друг к другу, придётся столкнуться с дополнительным мощным фактором в лице американского диверсионного плана для кризисной Украины. Реализация этого плана должна будет положить начало новому этапу геостратегической борьбы за контроль над европейским пространством. Его обязательным сопровождением будут новые локальные войны на территории СНГ, политические убийства и взрывы газопроводов.

Тем же, для кого это звучит слишком фантастично, напомним: топливные поставки отнюдь не представляют из себя самостоятельной сферы международных отношений, к которой может примешиваться или не примешиваться политика. Напротив: внешнеполитическая борьба есть та объективная и единственно самостоятельная реальность, которая подчиняет себе все процессы, протекающие в частных сферах. И если есть периоды, когда эта борьба разворачивается как бы под спудом, и её ожесточённый характер не бросается в глаза, то им на смену приходят другие периоды – периоды, в которые вещи должны быть названы своими именами.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/965