ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/932
Темное светлое будущее
Наглядно демонстрируемая стойкость корейского народа и его способность воспроизвести глубокие национальные архетипы дают шансы на выживание корейской идентичности   24 апреля 2009, 09:00
 
Несмотря на ряд критикуемых Западом политических, социальных и прочих эксцессов, режим Северной Кореи в рушащейся системе однополярного мира представляется весьма жизнеспособным

Министр иностранных дел России Сергей Лавров отправился в Северную Корею с официальным визитом. Цель визита, надо полагать, состоит в том, чтобы «прощупать» руководство страны на предмет серьёзности их намерений в отношении национальной ядерной программы. Как-никак Россия входит в пресловутую шестёрку переговорщиков по корейскому ядерному разоружению, которое на сегодняшний день оказалось фактически сорванным.

Помимо проблематики хозяйственно-экономического развития важнейшей проблемой для КНДР является перспектива воссоединения корейского народа в рамках единого государства.

Международные круги не могли не обратить внимания на то, что в последнее время КНДР ведёт себя своенравно, если не сказать «вызывающе». Это касается и отношений с южным соседом, которые всё сильнее пахнут очередной войной, и позиционирования на международной арене в целом. Последним и наиболее внушительным жестом в череде такого рода демонстраций стал официальный выход КНДР из шестисторонних переговоров по собственному ядерному разоружению и высылка с территории страны всех наблюдателей от МАГАТЭ.

В ответ на консолидированную критику ООН последнего ракетного пуска с территории страны руководство Северной Кореи заявило, что впредь возобновлять прерванные переговоры не намерено, а напротив, собирается развивать собственный ядерный потенциал в интересах национальной безопасности.

Тем самым один из наиболее одиозных в глазах Запада режимов планеты напомнил о своих амбициях и дал понять, что движение по пути компромисса вплоть до окончательной сдачи собственных позиций для него не приемлемо, а политика кнута и пряника в его отношении не является универсальным средством.

Для того чтобы оценить значимость жестов северо-корейского политического руководства, следует вкратце напомнить историю формирования этого государства. Корейская народно-демократическая республика была создана в 1948 году в результате раздела сфер влияния между СССР и США в бывших колониальных владениях Японии. Долгое время республика развивалась под протекторатом и по политическим рецептам Советского Союза.

Однако позднее корейская государственная идеология и внешнеполитический вектор были в значительной степени скорректированы, в результате чего КНДР превратилась в изолированную и милитаризованную идеократию авторитарного типа. Несмотря на то, что хозяйственно-экономическое положение республики оставляет желать лучшего, Корея остаётся одной из наиболее консолидированных на уровне гражданского общества стран. Государственная идеология КНДР, основанная на своде «идей Чучхе», представляет из себя внешне эклектичный, но внутренне целостный сплав национал-этатизма и своеобразной пост-марксистской классовой риторики.

Помимо проблематики хозяйственно-экономического развития важнейшей проблемой для КНДР является перспектива воссоединения корейского народа в рамках единого государства. В своё время северокорейским руководством были предприняты попытки военного решения данного вопроса. Милитаризм вообще составляет важную часть северокорейской политической практики: по размерам военных расходов в процентах к общему бюджету страны КНДР занимает первое место в мире. С девяностых годов в республике началась разработка национальной ядерной программы.

Процесс замирения гордого азиатского режима был обратим, и стоило противоположной стороне продемонстрировать неохоту идти на уступки, КНДР без промедления возобновила милитаристскую и антизападную риторику.

Всё это вкупе со специфическим идеологическим обликом даёт основания западному миру во главе с США выделять Северную Корею в качестве одной из ключевых стран «оси зла». В соответствии со статусом членства в списке стран-спонсоров международного терроризма КНДР подвергается со стороны большинства членов международного сообщества серьёзному прессингу в виде экономических санкций.

В значительной степени именно в поисках выхода из губительной для национального хозяйства изоляции, в начале 2000-х годов КНДР пришлось пойти на обсуждение собственного стратегического статуса. В 2003-м году в Пекине был утверждён действовавший до последнего времени переговорный формат, в который, помимо самой КНДР, вошли Китай, Россия, США, Южная Корея и Япония. Всё это время переговоры продолжались с переменным успехом.

В последние годы казалось, что те, кто был заинтересован в разоружении республики, приблизились к окончательному успеху. В обмен на исключение КНДР из списка стран-спонсоров терроризма руководство страны согласилось на полный демонтаж собственных ядерных объектов под полным контролем МАГАТЭ. Однако, как выясняется, процесс замирения гордого азиатского режима был обратим, и стоило противоположной стороне продемонстрировать неохоту идти на уступки, КНДР без промедления возобновила милитаристскую и антизападную риторику.

Итак, события последнего времени подтверждают колеблющийся характер установок на дальнейшее развитие КНДР, что, по видимому, связано как с противоборством разноориентированных элитных групп в руководстве республики, так и с внешнеполитической конъюнктурой. Вопрос о том, является ли КНДР нежизнеспособным бастардом мирового социалистического проекта, или она обладает достаточно мощными потенциями развития в качестве самостоятельного полюса силы, остаётся открытым.

Вынужденные компромиссы в сфере экономики, выражающиеся отмене табу на частное предпринимательство, и внешней политики, казалось бы, говорят в пользу первого решения. Однако наглядно демонстрируемая стойкость корейского народа, его способность воспроизвести глубокие национальные архетипы в материале актуального политического проектирования, а также предвкушаемый конец мирового однополярного доминирования, открывают и иную возможную перспективу.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/932