ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/930
А судьи кто?
С усилением стран третьего мира они сами стали использовать очевидный расизм для вполне обоснованного давления на Запад   22 апреля 2009, 09:00
 
Запад, единогласно заклеймивший Иран как глашатая антисемитской позиции, сам грешит культивированием расистских принципов практически во всех сферах жизни

Если бы международную конференцию можно было сорвать дважды, то именно это произошло бы с заседанием ООН по борьбе с расизмом и дискриминацией, проходящим в эти дни в Женеве.

Запад пытается налаживать отношения с Ираном, но при этом абсолютно не поступаясь принципами, то есть требуя от Ирана прекратить его ядерную программу.

Началось всё с того, что ещё в период подготовки мероприятия о его бойкоте объявили США, Израиль, а вслед за ними ряд европейских стран и Австралия. Западные державы мотивировали своё решение тем, что они не верят в возможность конструктивного диалога до данному вопросу с рядом исламских государств и сослались на опыт последней подобной конференции, прошедшей в 2001 году.

Тогда лидеров западных демократий не устроило желание значительного числа влиятельных стран Востока нагрузить текст итоговой декларации осуждением Израиля в связи с его политикой в отношении Палестины. Подлили масла в огонь и страны Африки, вознамерившиеся дать юридическую квалификацию ущербу, нанесённому их развитию в период колониализма.

И хотя на этот раз Россия, председательствующая на конференции, попыталась сделать всё возможное, чтобы избежать лобового столкновения международных интересов на поле гуманитарной дискуссии, именно оно и произошло. И произошло оно в масштабах, значительно превысивших первоначальные ожидания.

Остатки западноевропейских представительств, включая делегации Франции и Нидерландов, спешно покинули зал заседания на первом же выступлении в рамках конференции. Выступал президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который по своему обыкновению прицельно наехал на Израиль. Что характерно, речь была встречена аплодисментами большинства оставшихся в зале представителей. Таким образом, идеологический раскол в рядах членов ООН, как ни пытались его залечить, обозначился с ещё большей отчётливостью.

«Можно сказать, что конференция ООН по борьбе с расизмом превратилась в новое поле противостояния между Западом и Ираном», - комментирует ситуацию вокруг мероприятия известный российский политолог и публицист, член правления фонда «Институт развития» Павел Святенков. – «Собственно, основной сенсацией на этом форуме стало выступление президента Ирана, в котором он заявил о некоем расистском правительстве на Ближнем Востоке, которое создано в оккупированной Палестине. Понятное дело, что он намекал на Израиль, и ряд западных дипломатов в знак протеста покинули конференцию.

Собственно говоря, это и есть основная интрига этого мероприятия. Дело в том, что Запад пытается налаживать отношения с Ираном, но при этом абсолютно не поступаясь принципами, то есть требуя от Ирана прекратить его ядерную программу. Для Ирана же эта ядерная программа – важная часть становления в качестве государства первого разряда. Ирану и США не удаётся договориться, потому что их интересы диаметрально противоположны, и конференция по расизму ещё раз подчеркнула это различие. Это, собственно говоря, её базовый урок».

Предполагается, что, предвидя именно такой разворот событий, большинство ведущих западных стран под предводительством США, Великобритании и Израиля почли за лучшее заранее проигнорировать неудобоваримую и неадекватную с их точки зрения полемическую ситуацию.

«В преддверии конференции появилось множество заявлений о том, что Израиль готов нанести удар по иранским ядерным объектам даже без согласования с США», - продолжает эксперт. – «Обстановка перед конференцией была напряжена, и имело место давление на Иран, ожидание того, что после благожелательных высказываний Барака Обамы в его адрес последуют какие-то уступки иранского руководства. Речь Ахмадинежада продемонстрировала, что ни на какие уступки Иран идти не хочет».

Не только Израиль, но и сами «светочи демократии», похоже, чувствуют себя не вполне уютно, когда монопольное право на определение правых и неправых у них оспаривается.

Таким образом, структура момента вырисовывается довольно прозрачная – и новизной от неё не веет. Однако, кое-кто считает необходимым уточнить контекст рассмотрения. Так, по некоторым соображениям, антиизраильский вызов воинствующего ислама сыграл для стран Запада роль надёжного прикрытия для того, чтобы избежать обсуждения иных, более щекотливых вопросов.

На это указывает и заместитель Министра иностранных дел России Александр Яковенко. «В ряде стран продолжает набирать обороты политика дискриминации меньшинств, в том числе этнических и языковых. Приходится констатировать, что это уже приобрело системный характер во всех сферах жизни общества - в быту, труде, образовании, языке. И все это происходит в странах, которые причисляют себя к категории демократических», - подчёркивает дипломат.

Не наводит ли это нас на мысль о том, что ведущие страны Запада спешат «съехать» со своей некогда излюбленной темы, едва прочуяв, что остриё критики грозит быть направленным на них самих или, например, на их протеже в восточной Европе? Ведь Россия давно с наивным упорством пытается привлечь внимание своих озабоченных правами человека коллег к тому, что творится сегодня в Украине и странах Прибалтики.

Да и «старым европейцам», той же Германии, где до сих пор подвергаются открытой дискриминации переселенцы из-за Берлинской стены, могло бы в этом смысле достаться на орехи – будь они готовы к по-настоящему открытому обсуждению темы. Все эти дискомфорты могли бы быть обеспечены Западу и без антиизраильских баталий – достаточно было бы беспристрастно применить к странам Европы и Америки ими же самими сформулированные стандарты.

«Естественно, тема расизма очень многогранна, и всегда существует соблазн использовать её как рычаг политического давления», - соглашается с такой постановкой вопроса господин Святенков. – «И понятное дело, что с усилением стран третьего мира они сами стали использовать этот идеологический жупел для давления на Запад. В частности, это касается обвинений Израиля в расизме. И естественно, что Западу всё труднее использовать это идеологическое орудие, поскольку сам Запад проводит достаточно агрессивную политику – ему всё труднее на идеологическом уровне её оправдывать. Это и вызывает подобного рода бойкоты».

Таким образом, ситуация, помимо бросающегося в глаза столкновения либерального Запада и традиционалистского Востока, обнаруживает ещё и второе дно. Не только Израиль, но и сами «светочи демократии», похоже, чувствуют себя не вполне уютно, когда монопольное право на определение правых и неправых оспаривается у них со стороны тех, у кого за всё это время накопились собственные претензии.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/930