ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/91
Лидер на поводке
С континентальной Германией у США возникло бы гораздо больше проблем по геополитическим причинам, несмотря на относительно лояльное к себе правительство   25 сентября 2007, 10:05
 
Желание французских политиков быть во главе Европы толкает их в явное вассальство у Америки

Геополитическая ситуация в Европе стремительно меняется. Не успели восточно-европейские страны согласится на размещение на своей территории частей американской ПРО, как неожиданное известие пришло из Парижа. Франция, которая с 1966 не участвует в военной организации НАТО, готова вернуться в эту структуру. Об этом заявил президент республики Николя Саркози в минувший понедельник 24 октября. Таким образом, президент поддержал своего министра обороны Эрве Морена, который еще несколько недель назад сообщил о том, что Франция планирует вернуться в военную организацию Североатлантического договора.

России следует принять во внимание, что отныне создание единой Европы вовсе не предусматривает некоего противопоставления этого проекта США

Когда в 1966 году Шарль де Голль объявлял о выходе своей страны из военной организации НАТО, в качестве главной причины фигурировала частичная утрата страной суверенитета ввиду присутствия на своей территории американских войск и желание самостоятельно осуществлять политику в области безопасности без оглядки на заокеанского «большого брата».

 

Сегодня Франция решила добровольно отказаться от части своего суверенитета. Согласие на размещение на своей территории войск иностранных держав, прямо вытекающее из членства в военной организации НАТО, должно пониматься именно так. Во всяком случае, так мыслил генерал да Голль. В чем же причина такого решения?

 

Конечно же, это объясняется вовсе не соображениями безопасности. Франция – единственная европейская континентальная страна, имеющая ядерное оружие. Да и собственно из НАТО она никогда не выходила, только из военной организации, а потому безопасность ее и так гарантировалась и гарантируется Североатлантическим договором от 4 апреля 1949 года.

 

Несмотря на то, что Николя Саркози зачастую рассматривается многими как политик проамериканский, вряд ли можно было бы говорить, что подобное намерение продиктовано исключительно заботой об интересах США. Более того, следование в фарватере США вовсе не мешает Сарко одновременно проводить политику, направленную на реализацию французских национальных интересов, в частности на Ближнем Востоке и шире во всем Средиземноморье. Такое положение дел естественно, ведь согласно геополитической теории Франция – типичная страна Римланда и потому вполне может следовать как в фарватере сухопутных, так и морских держав. В частности, в начале ХХ века необходимость именно морского выбора для Франции отстаивал отец-основатель французской школы геополитики Видаль де ля Бланш.

 

Чтобы понять истинные причины такого решения, нужно обратиться к опыту строительства единой европейской системы безопасности в рамках ЕС. По существу речь идет о завершающем этапе евроинтеграции, на котором должна быть создана единая европейская армия. Долгое время основным промоутером этого проекта в ЕС выступала Германия. Более того, именно Бундесвер должен был стать основой объединенных европейских войск. Последнее заявление такого рода было сделано в марте этого года Ангелой Меркель на праздновании годовщины создания ЕС. Естественно, что при таком повороте именно Германия добилась бы статуса европейского лидера.

 

С другой стороны, Франция – держава не менее сильная и экономически развитая, обладает также значительными амбициями относительно лидерства в объединенной Европе. В конце августа этого года на 15-й конференции французских послов Саркози заявил, что именно «обустройство Европы является абсолютным приоритетом для Франции». Единственным союзником, на которого можно опереться в борьбе против создания единой европейской системы безопасностиб является НАТО, поскольку создание данной системы делает НАТО совершенно не нужным. А значит, уменьшается и контроль США над Старым Светом, который осуществляется, через механизмы Северо-Атлантического договора, прежде всего путем прямого военного присутствия США в этом регионе.

 

Таким образом, именно поддержка США может позволить Франции побороться за лидерство в Европе. Вхождение в военную структуру НАТО ко всему прочему означает вхождение в командные структуры альянса и в руководство этой организации. Это частично усилит позицию Франции, хотя и заставит ее стать верным союзником США.

 

Именно для обеспечения французской гегемонии в Европе Саркози выдвинул в качестве условий признание США независимой оборонной политики Европы и предоставление Франции "более значительной" роли в НАТО. Понятно, что в рамках НАТО никакой реальной независимой оборонной политики Европа иметь не может, максимум – автономную, поскольку основные вопросы решаются в рамках все организации, то есть при непосредственном участии США и Канады, но усиление Франции это может повлечь.

 

Саркози хочет построить «новый европейский порядок» с Францией во главе, опираясь на поддержку Соединенных Штатов и приобретая себе союзников среди вновь присоединившихся восточно-европейских стран. Это курс создание единой Европы, правда, Европы, находящейся в стратегическом союзе с США. С континентальной Германией у США возникло бы гораздо больше проблем по геополитическим причинам, несмотря на относительно лояльное к себе правительство.

 

России следует принять во внимание, что отныне создание единой Европы вовсе не предусматривает некоего противопоставления этого проекта США. Более того, на наших глазах строится Европа, настроенная более жестко в отношении России. А это значит, что нам придется пересмотреть прежние подходы на этом направлении.


Александр Бовдунов  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/91