ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/908
Казаки не разбойники
В связи с запланированной отменой режима контртеррористической операции в Чечне и вывода оттуда внутренних войск, местное казачество готово принять на себя ответственность за поддержание порядка в республике   4 апреля 2009, 09:00
 
Целый ряд этнических и политических проблем на Кавказе можно решить, задействовав традиционное русское казачество, но для этого требуется понимание и участие правительства России

Кавказский регион, безусловно, является для России важнейшим - с исторической, геополитической и культурной точек зрения. В то же время сегодняшний Кавказ - самый проблемный участок нашей территории, опять же, во всех этих отношениях. Совершенно очевидно, что центральная власть такой обширной страны с таким разнообразием ландшафтов и этно-культурных конгломератов, входящих в её состав, просто обязана иметь специальный подход к управлению регионами со столь ярко выраженной спецификой. Кавказа это касается в первую очередь.

Казаки могут и должны ответить на вызовы времени, реализовав свою историческую миссию пособников российского державостроительства в современных условиях и с учётом актуальных вызовов.

Не стоит говорить, сколько исторических ошибок и в конечном итоге человеческих жертв было связано с неверным, неграмотным подходом к согласованию задач центра со спецификой данного региона. Некоторым скорым на выводы людям это даже дало повод считать Кавказ напрасной ношей для России.

Мы не станем подробно разбирать предпосылки этих ошибочных взглядов и возражения против них. Достаточно отметить, что Кавказ, во-первых, является для русской цивилизации подлинной культурной сокровищницей, которая до сих пор бережёт от нас свои самые главные тайны. Во-вторых, геополитическое значение Кавказа для России просто невозможно переоценить.

Проблемы же, связанные с освоением географической и этно-культурной специфики региона, проблемы межэтнического диалога являются задачей, которую необходимо решать на каждом шагу политического созидания нашего общего с народами Кавказа дома. Это вовсе не повод, чтобы опускать руки.

Безусловно, бездарная политика центра в 90-е годы и непростительные ошибки и откровенные преступления советской власти в отношении этно-культурной самобытности народов Кавказа привели к тому, что сегодня этот регион до сих пор висит на волоске в смысле своей принадлежности к системе российской государственности. Однако, это не значит, что решений проблемы не существует. Просто их надо искать, не ленясь думать и обращаться к опыту истории.

На один из важнейших и интереснейших моментов в нелёгком деле удержания российского суверенитета над Кавказом обращает внимание в своей статье сотрудник международного отдела Евразийского движения Леонид Савин.

«Совершенно уникальные возможности у России на Кавказе могут открыться с помощью русского казачества», - пишет автор. – «Если казачество от культурно-фольклорного направления сделает поворот к своему традиционному назначению – обереганию рубежей Империи, многие вещи встанут на свои места. Безусловно, здесь нужно проявление воли не только со стороны казаков, но и определенные изменения в законодательстве».

В своём тексте Савин приводит слова заместителя атамана Терского казацкого войска Игоря Логвиненко, который подчёркивает: «Казаки – это такое же коренное население на Кавказе, как и остальные народы, соответственно и отношение к ним должно быть таким же. И укрепить позиции России как государства на Кавказе без поддержки казачества будет невозможно».

При этом с точки зрения представителя казачества не только военное дело должно считаться прерогативой казаков - они могут и должны ответить и на вызовы времени, реализовав свою историческую миссию пособников российского державостроительства в современных условиях и с учётом актуальных вызовов: «Нужно вести жесткий контроль за теми организациями, которые финансируются из-за рубежа, так как их деятельности уделяется очень мало внимания, а подобные организации, замаскированные под различные НПО, занимаются отслеживанием информации на перспективу, а также оказывают влияние на само общество в регионе».

Вопрос упирается в то, в какой степени власти готовы доверить казачеству соответствующие функции, и на каком уровне и благодаря каким механизмам будет происходить согласование действий и отчётность в этой сфере.

К сожалению, несмотря на то, что с 90-х годов руководство России пытается способствовать возрождению казачества после десятилетий советских притеснений, пока что не стоит и пытаться сравнивать нынешний статус казаков с тем, что они представляли из себя во времена Российской империи. Безусловно, для того, чтобы новое российское казачество состоялось в своей уникальной роли и не закоснело в своих «декоративных» формах, потенциал его должен быть опробован в процессе решения конкретных общественных задач.

Однако, действующая ныне система регуляции общественных функций и само законодательство едва ли способствуют этому. Во многом этому препятствует и инстинктивный страх действующего руководства страны перед перспективой реальной работы гражданского общества и форм традиционно-общинной самоорганизации.

На это, в частности, указывает эксперт армянского Института геополитики и геоэкономики Игорь Мурадян, которого Леонид Савин также цитирует в своей статье. «Россия, имеющая все «геополитические права» на влияние и военно-политическое присутствие в Южном Кавказе, два десятилетия пытается применять во внешней политике, в том числе в региональной политике, американский стиль и европейские «правила», опасаясь предложить иные принципы и подходы. К сожалению, идея евразийской или неоевразийской доктрины во многом остается только содержанием в речах российского руководства. Так называемые нормы международного права утверждены в определенный исторический период и в интересах ведущих держав в пост-колониальный период», - отмечает эксперт.

Итак, в России есть сила, способная конструктивным образом, опираясь на исторический опыт и будучи сама органически вписана в кавказский ландшафт, решать задачи сегодняшнего дня. Но действующий институциональный порядок регуляции общественных функций не позволяет этой силе в полной мере раскрыть свой потенциал. В этом смысле показательным является заявление атамана Терского казачьего войска Василия Бондарева, который отметил, что в связи с запланированной отменой режима контртеррористической операции в Чечне и вывода оттуда внутренних войск, местное казачество готово принять на себя ответственность за поддержание порядка в республике.

Таким образом, представитель казачества даёт понять, что сами казаки готовы к активизации своей роли на Кавказе. Вопрос упирается в то, в какой степени власти готовы доверить казачеству соответствующие функции, и на каком уровне и благодаря каким механизмам будет происходить согласование действий и отчётность в этой сфере. Очевидно, что на решение этих вопросов со стороны государства должны быть выделены не только средства, но и людские ресурсы. Однако, опять же, учитывая исторический опыт, можно надеяться, что все усилия в данном направлении с лихвой окупятся, и их результат пойдёт на благо России и её народам.


Артём Полетаев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/908