ЕВРАЗИЯ | http://evrazia.org/article/904 | ||||
Полуфабрикаты обитаемого мира
Смешение религий, будь то явление выкрестов или современный экуменизм, всегда приводит к ослаблению религий с умноженной силой, и никогда к объединению их биоэнергетик Тема этно-конфессионального фактора в общественной сфере и в политике сегодня является одной из наиболее болезненных и опасных – в силу своей неоднозначности, а также некоторых общеизвестных исторических аберраций. Однако, как бы опасно это ни было, не затронуть этой темы – в случае если мы претендуем на серьёзное историософское разбирательство и цивилизационный анализ, особенно в столь важных исторических обстоятельствах - мы не можем. В качестве выкрестов-антисемитов из числа наших современников у Эскина фигурируют Израэль Шамир и Михаил Леонтьев.
В конце зимы один из наиболее интересных и влиятельных общественных и религиозных деятелей еврейства Авигдор Эскин опубликовал «На прошлой неделе Папа Римский Бенедикт XVI пересмотрел решение об отлучении от церкви четырех епископов римско-католической церкви», - зачинает свою статью господин Эскин. – «Один из них, британец Ричард Вильямсон, вызвал широкое негодование своими заявлениями о том, что нацисты во время Второй мировой войны не использовали газовых камер для истребления евреев, а само число погибших в концлагерях евреев завышено на порядок. В прошлый вторник Главный раввинат Израиля решил разорвать официальные отношения с Ватиканом в знак протеста против решения Бенедикта XVI. Конфликт достиг нового уровня кипения, когда известный и авторитетный священник и глава «Общества Пия X» из Северной Италии дал пространное интервью газете La Tribuna di Treviso 29 января, в которой поведал читателям, что газовые камеры использовались нацистами для дезинфекции. В этом же интервью священник не преминул пройтись по Израилю в связи с военной операцией в Газе и поставить под вопрос количество жертв во время Катастрофы. Свое теологическое кредо он изложил так: «История человечества отмечена ролью народа Израиля, который был изначально избранным Б-гом народом, а потом стал народом-богоубийцей, но в конце дней они примут Иисуса Христоса». Имя сего католического батюшки Флориано Абрамович. Вновь повеяло запахом инквизиторов еврейского происхождения». Список предшественников отца Абрамовича в его странной роли, приводимый Эскиным, впечатляет: «Известно имя ученого и врача XII века при короле Альфонсе Кастильском Моше га-Сфаради, в возрасте 44 лет принявшем христианство. Он сразу сменил имя на Петра Альфонси и издал книгу с резкими нападками на Тору и евреев. Его превзошел в неистовстве ненависти к Израилю в XIII веке еврей Николай Донин из Ла-Рошели. Он был отлучен от общины за распространение ереси. Вскоре после этого Донин принял христианство и вступил в орден францисканцев. Это он поднял крестоносцев на кровавую резню в Бретани, Пуату и Анжу, в которой погибли 3 тысячи евреев и 5000 вынужденно крестились. Широко известно имя епископа Бургоса по имени Пабло де Санта Мария. Он беспощадно преследовал евреев в конце XIV века. До принятия христианства его имя было Шломо га-Леви». И так далее – вплоть до XX века, в связи с которым автор отмечает германского еврея-антисемита Отто Вейнингера и русского черносотенца Владимира Грингмута. Вспоминает он и о Карле Марксе, у которого, оказывается, тоже можно найти антиеврейские пассажи. Впрочем, конечно, в учении Маркса его позиция по еврейскому вопросу, а тем более религиозная принадлежность отнюдь не играют принципиальной роли. Да и вообще при переходе от истории, в которой владычествовала религиозная идея, к современности, аргументы и примеры автора существенно теряют в силе. В качестве выкрестов-антисемитов из числа наших современников у Эскина фигурирует Израэль Шамир. Очевидно, что разбирательство в отношении этих фигур по сравнению с яркими – может быть как раз в силу своей отдалённости – примерами из полулегендарного прошлого, выглядит несколько натянутым и местами компенсируется риторическими приёмами не самого высокого пошиба. Однако, нам важно не подтвердить или опровергнуть аргументацию Эскина и уж тем более не согласиться или поспорить с ним по поводу отдельных персон. Важно обратить внимание на основную идею автора, заключающуюся в том, что эксперименты над унаследованной идентичностью евреев – и, видимо, не только их – оборачиваются, как правило, негативными последствиями и для них самих и для общества, в котором они себя проявляют. «Следует принять изначально наличие сущностных разногласий в вопросе веры и претворения ее в жизнь. И тогда есть место для выявления общности во множестве вопросов».
По Эскину выкресты-антисемиты – не единственный и, возможно, не главный тип такого рода экспериментаторов. Наряду с ними автор рассматривает гораздо более распространённый тип выкреста-либерала или выкреста-общечеловека. При этом он подчёркивает, что с его точки зрения для каждого представителя той или иной религиозной традиции, твёрдо укоренённого в своей вере, в своей конфессиональной идентичности, такого рода персонажи ничуть не менее отвратительны, чем описанные в начале статьи «экстремалы». И тех, и других, по Эскину, объединяет стихийный и чаще всего подсознательный нигилизм – остервенелый в одном случае и гниловато-индифферентный в другом. «Это категория либеральных приверженцев «иудео-христианства», идеалом коих в России был Александр Мень», - характеризует автор представителей «мягкой» породы выкрестов. – «В Европе и в США они активно размывают грани между иудаизмом и христианством, подтачивая основы как христианства, так и иудаизма. Ибо правда состоит в том, что христианство давно уже отдалилось от иудаизма и оторвалось полностью от его основ, объявив их устаревшими». «Либеральный экуменизм («обитаемый мир», греч. – А. П.) возник, как попытка возродить веру хоть в самой малости в пору натиска атеизма, когда его победа казалась уже необратимой», - продолжает господин Эскин. – «Однако, этот опыт привел лишь к ослаблению религиозной мысли и к пущей эрозии многовековых традиций. Смешение религий – это всегда их ослабление с умноженной силой, но никогда не объединение в единое целое биоэнергетики одной с другой». Следя за развитием мысли автора, легко впасть в заблуждение относительно его взглядов на взаимодействие между конфессиями. Но он не является ни мракобесом, ни изоляционистом, а напротив, одним из ярких представителей, если так можно выразиться, «традиционалистского интернационала» против современного светского либерального общества. Важно понимать, что прохладной толерантности и преодолению культурных барьеров ценой декомпозиции собственной культурной идентичности Авигдор Эскин противопоставляет сдержанный, но эффективный диалог глубоко верующих и убеждённых в тотальной правоте собственной веры людей. «Диалог между конфессиями может быть чрезвычайно полезным, - убеждён он, - если ведется между людьми, истинно и незыблемо укорененными в свою традицию. Следует принять изначально наличие сущностных разногласий в вопросе веры и претворения ее в жизнь. И тогда есть место для выявления общности во множестве вопросов, касающихся сохранения души, творчества и нравственности в современном мире. И ничуть не в ущерб собственной религиозной практике, а во взаимном поощрении традиционализма и самобытности». В противоположность этому сомнительные опыты по прививке заимствованных взглядов и колебаний на границах миров и мировоззрений имеют своим опасным и заразительным плодом скептицизм и разочарование, которые являются худшими врагами каждого истово верующего – вне зависимости от конкретного вероисповедания. Артём Полетаев
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/904 |