ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/878
Окопы на дне
Для чего Центробанку так сильно сжимать рублевую массу, он что, не понимает, что тем самым он просто гробит реальный сектор и вызывает к жизни забытые уже с 90-х годов бартерные и вексельные схемы?   9 марта 2009, 09:00
 
В попытке предотвратить дальнейшую девальвацию национальной валюты вместо жесткого валютного контроля Центробанк ограничивает в средствах российскую экономику

Надежды на быстрый выход из кризиса, которые были у многих экспертов еще месяц назад, при нынешней неэффективной финансовой политике не оправдываются и не могут оправдаться. Экономика России практически достигла дна, но на этом дне нам всем придется окапываться, дожидаясь нового падения. Для того, чтобы это понять, не нужно смотреть новости Первого канала или прогнозы придворных экономистов монетаристского толка, достаточно пообщаться с теми, кто занимается реальным бизнесом и посмотреть цифры статистике на официальных государственных сайтах.

Падение спроса на продукцию и услуги произошло не такое уж и сильное. Причина такого положения одна - в стране становится все меньше и меньше рублей.

Мой друг Леха занимается грузоперевозками. Точнее, занимался до кризиса. Угораздило ж его взять в кредит фуру с прицепом. Буквально в сентябре. В октябре рынок грузоперевозок рухнул. Октябрь, ноябрь и декабрь он платил по кредиту и процентам исправно, проблемы начались после Нового года. Сейчас он пробует договориться с банком о разных схемах реструктуризации, но банк не очень охотно идет навстречу. Говорит, что еще пару месяцев такой ситуации, и он начнет распродавать свой грузовой парк. Только кому эти фуры сейчас нужны? К чему это я? Да о том, что по этому кредиту я выступил у него поручителем. И теперь его проблемы – это и мои проблемы.

Старый знакомый Стас, которого я встретил на выходе из супермаркета, на дежурный вопрос «как дела» стал по черному ругаться матом, чего раньше за ним не наблюдалось. Из порядочной семьи, директор проектной фирмы. Состояние дел охарактеризовал одним словом из четырех букв. С остановкой строительства проекты оказались никому не нужны. Заказы, говорит, пока есть, денег ни у кого нет. Пришлось объяснить ему, что денег он не дождется, надо заниматься бартером. Прямо на ходу накидал ему простенькую схемку по минимизации всех издержек, и он ушел довольный.

Олега ничему учить не надо, сам кого хочет научит. Светлая голова, первый студент на курсе был. По окончании университета непостижимым образом попал в рекламу, теперь преуспевающий директор крупной компании по наружной рекламе. Щиты, арки и пилоны по всему городу. Сейчас почти все пустые. Федеральные заказы на рекламу рухнули в том же злополучном октябре. Олег не отчаивается, сократил издержки по самое не могу, уволил половину сотрудников, у остальных задержки по зарплате, переехал в менее престижный офис и пока держится на плаву. До осени, говорит, протяну точно. Что будет дальше, не знает никто.

У троих моих приятелей одна и та же проблема, точнее, две - нет денег у их клиентов и, как следствие, у них. Хотя падение спроса на продукцию и услуги произошло не такое уж и сильное. Ведь куда денешься без рекламы, проектов и грузоперевозок? Причина такого положения одна - в стране становится все меньше и меньше рублей.

Бесполезно повторять, что весь мир снижает учетные ставки, вкачивая в свои экономики дешевые деньги, что китайские банки, например, в пять раз увеличили кредитование реального сектора. Не слышат!

Вот данные с сайта Центрального банка РФ по состоянию на 1 февраля 2009 года. Денежная масса составила 11 триллионов 990 миллиардов рублей, уменьшившись по сравнению с 1 января 2009 года на 11,1 процента. Золотовалютные резервы на ту же дату – 386 миллиардов 586 миллионов долларов. Умножим последнюю цифру на средний курс доллара в 36 рублей и получим цифру 13 триллионов 917 миллиардов рублей. Вот сколько рублей должно быть в экономике, исходя даже из рекомендаций МВФ (одно из требований к величине денежной массы является ее равенство по курсу резервам Центробанка). Из этого следует печальный вывод: рублей в экономике меньше, чем накоплено валюты.

Для чего Центробанку так сильно сжимать рублевую массу, он что, не понимает, что тем самым он просто гробит реальный сектор и вызывает к жизни забытые уже с 90-х годов бартерные и вексельные схемы? Ответа мы не услышим, руководство этого уважаемого заведения безмолвствует. Единственное объяснение происходящему - Центробанк пытается таким образом противодействовать игре против рубля, предотвращая дальнейшую девальвацию национальной валюты. Чтобы курс рубля не падал, просто не дадим российской экономике больше ни копейки. И бесполезно повторять, что весь мир снижает учетные ставки, вкачивая в свои экономики дешевые деньги, что китайские банки, например, в пять раз увеличили кредитование реального сектора. Не слышат!

Между тем предлагаемые (временно!) меры по жесткому валютному контролю, как то - обязательная стопроцентная продажа валютной выручки, контроль за движением капиталов и т. д., отметаются нашими финансовыми властями с порога, как не соответствующие монетаристской идеологии.

Эти меры позволили бы, во-первых, предотвратить отток капитала, во-вторых, эмитированные для нужд экономики рубли не перетекали бы на валютный и фондовый рынок, в-третьих, произошла бы корректировка курса рубля под текущее состояние российской экономики, и рынок сам бы нащупал точку равновесия курса бивалютной корзины, в-четвертых, мы сохранили бы столь необходимые в кризис ЗВР, в-пятых, насытили бы реальный сектор дешевым рублевым кредитом, в-шестых, реально бы запустили процессы импортозамещения и перевооружения промышленности.

Увы, сегодня нам нужно приготовиться к длительному и затяжному кризису ликвидности и продолжению спада производства. Единственное, что сегодня нам предлагает правительство - ждать в прихожей мировой экономики повышения цен на сырье. Ведь ничего другого мы делать не умеем.


Владимир Суворов  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/878