ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/857
С кем в разведку пойти?
Другое дело, как далеко зайдёт игра, и насколько американцам удастся убедить Кремль в том, что им действительно есть в чём идти друг другу навстречу   17 февраля 2009, 09:00
 
Американские спецслужбы рисуют международную обстановку таким образом, что Россия должна считать за благо тесное сотрудничество с США

В конце минувшей недели на слушаниях в комитете Конгресса США по разведке новый глава Национальной разведки Денис Блэр выступил с важным сообщением. Им была зачитана открытая часть доклада, посвящённого актуальным в наступившем году угрозам безопасности страны. Особое внимание в своём выступлении Блэр уделил России, которая хоть и не признаётся открыто источником угроз, но вызывает определённое беспокойство и, по оценкам разведчиков, требует к себе нового подхода.

Господин Блэр воздержался от того, чтобы трактовать новый статус России как угрозу и ограничился указанием, что динамику развития регионального и дипломатического влияния России отныне следует принимать в расчёт.

Докладчик отметил существенно возросшее за последние годы влияние России на международную политику, а также амбиции Москвы в области регионального лидерства. В качестве важного показателя возросшей геополитической сознательности российского руководства Блэр отметил инициативу президента Дмитрия Медведева по разработке системы единой европейской безопасности при активном участии Москвы.

По мнению начальника американской разведки, такое положение дел является объективной данностью, с которой Америке волей-неволей придётся иметь дело на текущем этапе международных отношений. Результатом легкомысленного отношения к этому факту стала неприятная история вокруг грузинской войны. Тогда США пытались заговорить с Россией в тоне, соответствовавшем её прежнему, ослабленному и зависимому положению. Россия стойко выдержала удар, и в результате сами США оказались в неловком положении, когда реализация угроз в адрес России могла обернуться неприятностями для американцев.

Господин Блэр воздержался от того, чтобы трактовать новый статус России как угрозу и ограничился указанием, что динамику развития регионального и дипломатического влияния России отныне следует принимать в расчёт в ходе выработки внешнеполитических решений.

Что же касается общего подхода к взаимодействию с бывшей «империей зла», то здесь главный разведчик Америки не отличился оригинальностью. Главное, что, по его мнению, нужно делать, это развивать обоюдовыгодное сотрудничество там, где интересы стран не вступают в противоречие. Однако, если учесть, что взгляды сторон на вопрос об американской ПРО в Восточной Европе и проблему расширения НАТО на Восток продолжают оставаться сугубо противоположными, то сфера пресловутых общих интересов оказывается не так уж и широка.

Кстати, заводя речь о противоречиях, большей частью сводящихся к обеспокоенности Москвы сомнительными инициативами Вашингтона, Блэр и здесь не преминул коннотировать российскую позицию как неконструктивную: «Даже стремясь договориться о соглашении, которое придет на смену Договору о СНВ, Москва раз за разом подчеркивает, что вступление в НАТО Грузии и Украины поставит под угрозу существующие режимы и переговоры по контролю над вооружениями и может вынудить Россию прибегнуть к военным контрмерам, равно как и к усилению давления на Тбилиси и Киев».

Руководство России, которое не может не понимать, насколько узка область хвалёных общих интересов, кажется, с радостью готово подыграть США в их театре миролюбия.

По словам Блэра, Россия «продолжает полагаться на свои ядерные силы и способность нанести ответный ядерный удар для противостояния презюмируемым угрозам со стороны США и НАТО».

Что же, по мнению американского разведсообщества, может служить платформой для консолидации? Конечно, это – борьба с исламизмом в Афганистане. «Россия в целом считает, что та роль, которую играют США в Афганистане, противодействуя терроризму, ей тоже на руку», - отметил Блэр. Вопрос, конечно, более чем спорный, но даже, если Блэр прав, для развития широкого диалога этого явно недостаточно.

Что же ещё? Оказывается, противодействие укреплению позиций Ирана разведка США также готова занести в список общих для Москвы и Вашингтона приоритетов. Уж это-то звучит и вовсе смехотворно. Ведь даже если допустить, что в целом российское руководство считает, что оно не заинтересованно в наличии у Ирана ядерного оружия, это совершенно не означает, что оно готово посочувствовать наглой и нахрапистой политике Соединенных Штатов в отношении этого государства. По крайней мере, до сих пор Россия всегда подчёркивала, что в своей позиции она исходит из доверия официальным заявлениям иранского руководства. А заявления эти таковы, что ИРИ не стремится получить ядерную бомбу, тем более, угрожать кому бы то ни было её использованием по назначению.

Впрочем, руководство России, которое не может не понимать, насколько узка область хвалёных общих интересов, кажется, с радостью готово подыграть США в их театре миролюбия. Другое дело, как далеко зайдёт игра, и насколько американцам удастся убедить Кремль в том, что им действительно есть в чём идти друг другу навстречу.

Уже сейчас можно смело сказать, что если им это действительно удастся, то это будет означать не что иное, как очередное поражение России на «великой шахматной доске». Ведь нет ничего хуже, чем к выгоде противника принять мнимые интересы за реальные.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/857