ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/853
Государства тоже проверяют на вшивость
Под высшей формой экономической свободы понимается право защиты собственности и полная реализация свобод передвижения труда, капитала и товаров при отсутствии принуждения   14 февраля 2009, 16:00
 
Пока еще можно говорить о начале года, западные эксперты пытаются предсказать развитие ситуации в мире, чтобы разобраться с определениями «друг» и «враг»

Когда заканчивается календарный год и начинается новый, аналитические и исследовательские центры начинают выпускать всевозможные отчеты и индексы, связанные с различными показателями внутренней и внешней политики стран.

Хотя полностью точными эти данные считать нельзя, рассмотренные индексы помогают приблизиться к объективной картине и в некоторых случаях поставить диагноз определенным государствам.

С геополитикой точки зрения небезынтересным является так называемый Failed State index, то есть рейтинг государств-неудачников. Согласно исследованию, проведенному независимыми американскими аналитическими центрами Foreign Policy и Фондом за мир, в прошлом году наихудшими государствами в связи с высокими рисками и отсутствием властных институций признаны Сомали, Судан, Зимбабве, Чад, Берег Слоновой кости, Бирма и Гаити. Лучшими, т. е. странами, где любые риски максимально снижены, а государство контролирует власть, посчитали Норвегию, Финляндию, Ирландию, Данию, Австралию и Австрию, что, в общем, не является неожиданностью.

А вот республика Украина по степени риска оказалась практически на одном месте с Бенином и Албанией (оказалось, что в Албании государство даже лучше контролирует власть).

По сравнению с предыдущим годом, незначительно улучшились показатели Берега Слоновой Кости, Либерии и Гаити, а ухудшились Пакистана, Израиля вместе с Западным берегом, а также Бангладеша.

В тройку худших лидеров попали Тан Шве (Бирма), Ким Йонг Ил (Северная Корея), Омар Хассан аль-Башир (Судан).

Всего были исследованы данные 177 государств, а при анализе использовалась специальная гибкая методология, учитывающая ежемесячные социально-политические изменения. Для адекватного отражения ситуации со странами, эксперты Foreign Policy составили специальную инфографику.

Еще одним индексом, к которому приглядываются эксперты, является индекс экономических свобод. Его составлением на протяжении более десяти лет занимается Wall Street Journal и небезызвестный вашингтонский аналитический центр The Heritage Foundation. В начале этого года места в первой десятке были распределены следующим образом: Гонг Конг, Сингапур, Австралия, Ирландия, Новая Зеландия, США, Канада, Дания, Швейцария, Великобритания.

В данном случае под высшей формой экономической свободы понимается право защиты собственности и полная реализация свобод передвижения труда, капитала и товаров при отсутствии принуждения. Учитываются такие факторы, как свобода торговли и бизнеса, монетарные льготы, налоговая привлекательность и государственное вмешательство. Другими словами, согласно мнению составителей индекса, это возможность индивидуумов свободно работать, потреблять и инвестировать любыми методами при протекции со стороны государства.

Хотя полностью точными эти данные считать нельзя, рассмотренные индексы помогают приблизиться к объективной картине и в некоторых случаях поставить диагноз определенным государствам.

Помимо долгосрочного прогноза «Глобальные тенденции 2025», изданного Советом национальной безопасности США, американский разведывательно-аналитический центр Stratfor обнародовал репортаж, посвященный прогнозу на 2009 г. С точки зрения американских экспертов, для США в этом году будет три ключевых проблемы – Россия, глобальный джихад и рецессия.

Приоритетным интересом для РФ останется Украина, хотя Польша, Прибалтика и государства Кавказа тоже будут в зоне особого внимания – таким образом Россия попытается увеличить буферную зону.

Экономический кризис оказался синхронным, начиная с 1974 г. Хотя, основными тремя экономическими полюсами являются США, ЕС и Азия, влияние рецессии не будет ограничено этими регионами.

Стратфор отмечает, что дальше всего от последствий кризиса находятся Аргентина, Эквадор, Иран, Украина (эксперты явно ошиблись), Пакистан, Египет и Венесуэла. Из-за этого Иран может прекратить финансировать различные группы в Ливане и Ираке, а Венесуэла не сможет задействовать петро-дипломатию для выхода в Восточную Азию.

К следующей группе относятся Россия, Индия, Азербайджан, Венгрия, Бразилия, Мексика, Южная Африка и Балтийские государства - т. е. те, которые зависят от иностранного капитала. Но несмотря на кризис, у этих стран остаются возможности для роста и влияния. У России остаются рычаги влияния через энергетику, а также политические, военные и разведывательные инструменты. Индия может столкнуться с замедлением экономического роста, но эти изменения не будут травматичными. Бразилия, в связи с тем, что преуспела в разных сферах, тоже удержится на плаву. Венгрию спасет членство в Европейском союзе.

Последняя группа включает Чили, страны Персидского залива и развитые государства, такие как Канада, Австралия и Норвегия. Все они или имеют в разносторонне развитые экономические системы, в которых потребительские товары являются частью, или установили отдельные фонды для сохранения пропорции в отношении их товарного дохода. Для этих государств кризис является неудобством, а не вопросом выживания. Например, Саудовская Аравия имеет приблизительно US $2 триллиона в спецфондах. Но в общем, 2009 будет тяжелым временем для всех государств в мире.

Теперь, что думают о России. После 1998, когда был девальвирован рубль, в 2009 г. рецессия может вызвать некоторые проблемы с экономикой, однако Кремль имеет в наличии ряд инструментов для манипуляции как во внутренней, так и во внешней политике. Приоритетным интересом для РФ останется Украина, хотя Польша, Прибалтика и государства Кавказа тоже будут в зоне особого внимания – таким образом Россия попытается увеличить буферную зону, пытаясь максимально обезопасить себя от возможных угроз с Запада и Юга.

Так как Обама объявил, что будет заниматься вопросами войны в Афганистане, для США эта тема будет на повестке дня всего 2009 г. В Ираке остается 40 тысяч американских военных, еще двумя проблемами, которые, как считают американские эксперты, являются Иран и Пакистан, которые США хотят использовать для своей «войны против джихадистов».


Леонид Савин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/853