ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/845
Да пребудет с тобой сила
Россия принимает геополитические вызовы этого «дивного, нового мира», формируя обширную геополитическую зону своего исключительного влияния и защищая её любыми доступными способами, вплоть до военных   8 февраля 2009, 08:30
 
Военный блок стран ОДКБ – решительный шаг России на пути к новому многополярному миру

Страны Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) согласовали и подписали проект решения по созданию коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). По словам Президента России Д. А. Медведева, все участники ОДКБ, куда помимо России входят Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, «сошлись в необходимости решения» вопроса о создании КСОР.

В контексте формирования нового многополярного мира совершенно особое и символическое значение имеет недавняя война на Кавказе, в результате которой со стороны России был признан суверенитет Южной Осетии и Абхазии.

Медведев сообщил, что подразделения КСОР будут оснащены по последнему слову военной техники, станут дислоцироваться на территории стран ОДКБ и в мирное время будут подчиняться национальным министерствам обороны. «Это будут серьезные формирования, достаточные по своему объему, укомплектованные самой современной техникой, эффективные. Они должны быть по своему боевому потенциалу не хуже, чем силы Североатлантического альянса», - заявил российский лидер на пресс-конференции по итогам саммитов ОДКБ и ЕврАзЭС в Москве.

Коллективные силы безопасности могут быть задействованы в случае агрессии против одного из членов ОДКБ или в других чрезвычайных ситуациях. Соответствующее решение будет приниматься Советом коллективной безопасности ОДКБ. Отмечается, что создание КСОР может стать своеобразным ответом на расширение НАТО, хотя сами авторы инициативы просят «не драматизировать» ситуацию и подчеркивают, что усиление венной составляющей ОДКБ не должно рассматриваться в качестве противовеса Североатлантическому военному блоку. Формирование военного блока в рамках ОДКБ призвано укрепить политический союз стран-участниц, учитывая попытки стран Запада подчинить себе каждую из этих стран по отдельности.

Создание военного блока на базе стран ОДКБ знаменует начало принципиального изменения геополитической картины мира, это – реальный шаг к новому многополярному миру. В этом же ряду находится ликвидация американской военной базы в Киргизии, без которой эффективное использование сил НАТО становится крайне затруднительным не только в Афганистане, но вообще в этом регионе мира.

Таким образом, Россия перешла в решительное наступление в «зоне своих интересов», которая охватывает не только бывшие советские республики, но и Центральную Азию, а также – всю Европу. Первоочередная задача состоит в том, чтобы полностью вытеснить США из этих регионов мира, и в перспективе низвести статус США до уровня региональной державы, как это они планировали в отношении России. Чтобы комфортно чувствовать себя в условиях нового многополярного мира, Россия должна не только вернуть себе статус мировой державы, но и существенно расширить зону своего влияния.

Реальная картина нового многополярного мира вырисовывается уже довольно чётко. Ничего принципиально нового в многополярности как таковой нет. Ведь значительную часть своей истории после падения Римской империи мир прожил именно в условиях многополярности, поэтому особенности такой модели мироустройства хорошо известны.

В самой общей форме многополярность – это такое мироустройство, при котором мир разделён между великими державами на различные «зоны интересов», которые подчинены различным «центрам силы». И ни один из «центров силы» не может самостоятельно навязать свою волю другим «центрам силы» без создания широкой коалиции. Из чего вытекает неизбывное стремление различных «центров силы» образовывать коалиции, которые ведут постоянную борьбу за передел сфер влияния.

Государства в таком многополярном мире делятся на великие державы (империи), которые являются гарантами суверенитета и безопасности средних и малых стран, занимающих в этой системе отношений подчинённое положение. Нейтралитет средних и малых государств при такой системе отношений возможен лишь при консенсусном отсутствии интереса со стороны великих держав к их территории, или по договорённости о разделе между ними сфер влияния, включая согласование буферных зон.

Неизбежное следствие многополярности - возвращение в международную практику двухуровневой системы международно-государственного устройства, при которой полный суверенитет сохраняется лишь за великими державами, а средние и малые государства имеют лишь ограниченный суверенитет, на определённых условиях, являющихся, прежде всего, результатом согласования между великими державами.

В то же время покушение на суверенитет средних и малых государств, подчинённых определенному «центру силы», в такой системе имеет место лишь в том случае, если этот «центр силы» утрачивает способность отстаивать сферу своих интересов. Один из главных признаков, по которому в таком двухуровневом мироустройстве можно вычленить великие державы, является способ наделения их суверенными правами.

Великие державы обладают всей полнотой суверенитета «по праву сильного», а средние и малые государства - суверенными правами наделяются. Признание всеми остальными «центрами силы» права данной великой державы наделять средние и малые государства суверенными правами является в таком многополярном мире признанием с их стороны этой великой державы в качестве равного себе партнёра на мировой политической арене.

В контексте формирования нового многополярного мира совершенно особое и символическое значение имеет недавняя война на Кавказе, в результате которой со стороны России был признан суверенитет Южной Осетии и Абхазии. Фактически, Россия этим актом вернула себе суверенные права одного их мировых «центров силы». И поскольку никто из других мировых «центров силы» не решился эти суверенные права России оспаривать военных путём, то теперь признание России в качестве одного из мировых «центров силы» стало фактом истории, несмотря ни на какие декларации и заявления по этому поводу со стороны других государств.

Создание полномасштабного военного блока на базе государств ОДКБ является решительным шагом на пути превращения России в один из ведущих мировых «центров силы», в структуре нового многополярного мира.

Историческая сущность этого события состоит прежде всего в том, что имело место возвращение Россией суверенитета великой державы, что повлекло за собой принципиальное изменение геополитической картины мира. Признание суверенитета двух маленьких кавказских республик имеет геополитическое значение лишь в этом контексте. Фактически, по итогам войны на Кавказе, мир стал свидетелем возвращения Россией «по праву сильного» полных суверенных прав великой державы, как прав быть источником суверенитета и безопасности для средних и малых государств. Обретение «ограниченного суверенитета» Южной Осетией и Абхазией являются в данном контексте лишь наглядным подтверждение обретения  «абсолютного суверенитета» Россией.

Успешная геополитическая операция на Кавказе и решительное заявление политического руководства о наличии у России «зоны привилегированных интересов» говорит о том, что дурман 1990-х годов проходит. Ведь неадекватность в определении текущего и желаемого местоположения государства в геополитической структуре мира ведёт данное государство к закономерному краху. При этом тяжёлые последствия вызывает как переоценка, так и недооценка своего места в геополитической иерархии.

Последнее мы могли наблюдать на примере России 1990-х годов, когда понижение её геополитической самооценки с уровня мирового «центра силы» до уровня региональной державы обусловило крайне негативные для неё геополитические последствия. Тогдашняя концепция российского МИДа, руководимого «либерально-демократическими реформаторами», согласно которой «у России нет врагов» - непосредственный результат позиционирования страны именно как регионального государства, якобы, не являющегося объектом жизненно важных интересов мировых «центров силы».

То, что фактически такие жизненно важные интересы мировых держав существовали и успешно ими реализовывались, вызывало к жизни в тот период не стремление к возврату на уровень мирового «центра силы», а активизацию сторонников позиционирования страны в качестве полного сателлита Запада и прежде всего США, безоговорочный учёт интересов которых позволит, дескать, интегрировать Россию в так называемое «сообщество цивилизованных государств».

Фактически весь внешнеполитический курс «либерально-демократического» российского политического руководства 1990-х годов - это борьба концепции страны-сателлита США, обладающей своим суверенитетом лишь в той мере, в которой это позволит «сюзерен», и концепции региональной державы - не имеющей врагов».

Естественно, что попытки России сохранить союзников и свою сферу влияния в рамках такой политики были изначально обречены на провал. Данная ошибка позиционирования привела в конце 1990-х годов к тяжелым последствиям: фактической внешнеполитической изоляции страны и потере почти всех реальных и потенциальных военно-политических союзников России. Ибо, геополитические союзники группируются лишь вокруг мировых «центров силы».

Региональные державы, в одну их которых в период правления в стране «либерально-демократических реформаторов» стала превращаться Россия, привлечь союзников не могут в принципе, в силу своего низкого геополитического статуса. Следствием чего является их неспособность обеспечить интересы и безопасность средних и малых государств, которые стремятся ради гарантий своего ограниченного суверенитета примкнуть к одному из мировых «центров силы». И такой «гарант суверенитета» быстро находится.

Многополярный мир наступает с железной неизбежностью. Россия, говоря словами классика, принимает геополитические вызовы этого «дивного, нового мира», формируя обширную геополитическую зону своего исключительного влияния и защищая её любыми доступными способами, вплоть до военных.

В данном контексте создание полномасштабного военного блока на базе государств ОДКБ является решительным шагом на пути превращения России в один из ведущих мировых «центров силы», в геополитической структуре нового многополярного мира.


Сергей Панкин  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/845