ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/818
Полюс тянет
В качестве стороны диалога с Грузией на новом витке должны выступать не только и не столько пророссийские силы, сколько, грузинские националисты   18 января 2009, 16:30
 
России необходимо легализовать и освободить от негативных коннотаций понятие о региональном влиянии - это предопределено её географическим положением и её историей

Лейбористская партия Грузии выступила с инициативой по импичменту президента Михаила Саакашвили. Как объяснил журналистам лидер лейбористов – оппозиционер со стажем Шалва Нателашвили, это – единственная предусмотренная законом процедура, через которую можно добиться смещения Саакашвили с его должности.

«Попытка ещё раз попробовать уйти под американскую протекцию для сохранения территориальной целостности остатков Грузии приведёт к дальнейшим катастрофическим процессам».

Данное событие служит индикатором внутриполитической обстановки в республике, которая находится в кризисном состоянии. Поражение в «пятидневной войне» - серьёзный удар, расколовший последний бастион виртуального единения хоть каких-то сил вокруг Саакашвили. Всё смелее оппозиционные лидеры помышляют о перестановках на вершинах власти в свою пользу. Все понимают: американцы «сливают» действующего президента.

Это говорит о том, что Россия должна оставаться готовой чутко реагировать на сигналы из Грузии, дабы избежать возможных новых провокаций, а в решающий момент – взять своё. Однако снова, когда мы задаём вопрос «чего не достаёт России» - ответ будет прежним. России в лице её политического руководства недостаёт политического же мышления. Недостаёт интегрированной системы приоритетов и технологий их отстаивания.

Но это не значит, что стратегии нет вовсе. Стратегия существует, но она исходит не от политического руководства, а из среды общественных деятелей и «свободных идеологов» неоимперской ориентации. По мнению такого рода специалистов российскому руководству следует смелее осмыслять и реализовывать роль центрального политического субъекта на большом евразийском пространстве. В ближний рубеж этого пространства входит большинство так называемых бывших советских республик.

Говорит лидер МЕД профессор МГУ Александр Дугин: «Есть закон, который гласит: гарантом территориальной целостности всех государств постсоветского пространства является Россия. Это закон. Попытка его оспорить заканчивается самым трагическим образом. Это, кстати, касается, и самой России. То же самое касается Украины, Молдовы, Казахстана, Белоруссии. Если кто-то попытается защитить территориальную целостность, минуя Россию, то эта территориальная целостность автоматически будет поставлена под вопрос».

Для того, чтобы пояснить позицию господина Дугина, следует напомнить: согласно геополитическому подходу существуют естественные географические зоны, эффективное управление которыми должно опираться на понимание их природы. Россия является центральным и наиболее крупным государственным образованием на территории Евразии. В силу этого на неё автоматически ложится объективная ответственность за исторические судьбы всего континента, поскольку географические рубежи, в отличие от государственных границ, не произвольны. Именно они служат фундаментом, на котором складываются политические отношения народов и стран и разворачивается панорама истории.

Отсюда следует вывод о том, что понятие суверенитета не может иметь одинакового значения для разных государственных образований. Мы различаем страны по географическим параметрам, по формам государственного устройства, этническому составу и массе различных признаков. Отказ дифференцировать степень суверенитета и регионального влияния – это дань лицемерной постколониальной политкорректности. К реальной политике она не имеет никакого отношения. Тот, кто придумал систему описания политического процесса, где такая дифференциация не учитывается, сделал это для того, чтобы заморочить голову своим геополитическим конкурентам – это ясно как дважды два – четыре.

Первое, что нужно сделать сегодня России – это легализовать и освободить от негативных коннотаций понятие о региональном влиянии.

«Совершенно очевидно, что в России должна начаться работа над тем, что можно назвать «Проект Кавказ». У России нет проекта по Кавказу. Мы действуем исходя из ответов на сиюминутные вызовы. Нам необходимо точно и ясно сказать, что Россия хочет от Кавказа и каким она его видит. Ясно, последовательно, а потом на деле предъявить этот проект и по факту всех призвать к его реализации», - делится своими соображениями ведущий российский геополитик.

Такой проект должен быть интегрированным и выражать системный подход в отношении всех прилегающих к России территорий. Что же до конкретики, то в пункте данного проекта, касающемся отношений Москва-Тбилиси, должно быть чёрным по белому написано: после признания независимости Абхазии и Южной Осетии Россия готова признавать и реализовывать территориальную целостность Грузии в новых урезанных границах – но только при условии лояльности грузинского руководства российской стратегии в регионе и соблюдения линии на недопущение расширения НАТО на Восток.

«Это означает, что в качестве стороны диалога с Грузией на новом витке должны выступать не только и не столько пророссийские силы (их мало, и они недостаточно сильны), сколько, я бы сказал, грузинские националисты. Если они хотят сохранить Грузию в тех границах, которые есть, они должны действовать, исходя из этой аксиомы. Попытка ещё раз попробовать уйти под американскую протекцию для сохранения территориальной целостности остатков Грузии приведёт к дальнейшим катастрофическим процессам», - предупреждает профессор Дугин.

Знание законов геополитики и воля – вот единственная сила, способная противостоять деструктивным тенденциям на постсоветском пространстве.

Специалист подчёркивает: «Россия уже не та, и мы будем защищать свои интересы на постсоветском пространстве очень жестко и не дадим больше никому говорить с нами с позиции силы».

К слову сказать, континенталистский, неоимперский подход евразийцев так или иначе реализуется и в действиях властей. Видимо, события августа, подействовали на кремлёвских обитателей отрезвляюще, и мысль о необходимости охраны не только суверенитета над собственной территорией, но и регионального влияния, укрепляется в головах высшего чиновничества.

Так, недавно в ходе большой пресс-конференции глава российского МИДа Сергей Лавров высказал вполне евразийскую мысль. Вот только сформулировал он её в характерной для дипломата смягчённой форме: «Россия будет противодействовать попыткам расколоть СНГ и провести среди стран содружества линии военно-политического противостояния».

В отношении сказанного следует подчеркнуть: единственной альтернативой реализации козней враждебного заказчика является суверенный контроль. Контроль России должен осуществляться во всех областях межгосударственного сотрудничества, где задействованы её национальные интересы – от военного базирования, противоракетной обороны и торговли оружием до схем добычи, транспортировки и торговли природными энергоносителями.

Многополярный мир, о котором так уверенно говорят кремлёвские руководители, подразумевает в первую очередь наличие полюсов. Совершенно очевидно, что количество этих полюсов не может совпадать с количеством формально признаваемых суверенными гособразований. «Полюсная» миссия России предопределена её географическим положением и её историей. Однако, для реализации этого статуса требуется политическая воля. Знание законов геополитики и воля – вот единственная сила, способная противостоять деструктивным тенденциям на постсоветском пространстве.


Артём Полетаев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/818