ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/808
Курдам насмерть
Кемалистская Турция воспринимает курдский фактор как самый болезненный и, похоже, ради его разрешения она не остановится ни перед чем   9 января 2009, 09:52
 
Пойдя один раз на осложнение отношений с США ради собственного спокойствия из-за курдского вопроса, Турция может усугубить наметившийся разрыв сближением с Ираном

Результаты международных процессов за истекший год можно трактовать по-разному, но одного нельзя отрицать: за этот год в мире произошли серьёзные изменения. Рассмотрению даже главных проблем, лишь обративших на себя внимание, но отнюдь не решённых в 2008 году, можно посвятить не один десяток публикаций.

Пересажать турецких кемалистов в тюрьмы по сфабрикованному делу оказалось недостаточно для того, чтобы США могли хозяйничать на Востоке, наплевав на естественные геополитические интересы Турции.

Массивный блок этих проблем составляют этно-территориальные конфликты, спровоцированные, либо подогреваемые силой международного влияния США и их союзников по НАТО. Как с самого начала предупреждали критики глобализации, новый мировой порядок требует жертв – и всё чаще среди мирного населения. Ситуация на Ближнем Востоке не раз давала нам повод убедиться в этом.

Однако, как верно подметил известный геополитик, профессор МГУ Александр Дугин: «Восток оказывается делом более тонким, чем казалось прямолинейным американским неоконсерваторам. Их представления о Ближнем Востоке и о том, на какие рычаги надо нажимать, чтобы добиться результатов, все больше опровергаются реальностью».

Факт, что вся президентская гонка в США прошла под знаком пересмотра роли и способов американского военно-политического присутствия в различных точках земного шара. Новый американский президент, который вот-вот станет официальным хозяином Белого Дома, ещё в качестве кандидата взял эту тему за одну из основных. В его лице – уверены избиратели - Америка готова признать ошибки и скорректировать своё поведение на тех направлениях, где она очевидно взяла на себя непозволительно много.

Впрочем, нам не хотелось бы сосредотачиваться на неудачах американской геостратегии. Да, американцы уже сами не рады своему положению в Ираке и Афганистане, и не скрывают этого. Да, пока ещё ни один из способов прямого или косвенного манипулирования формально суверенными образованиями не зарекомендовал себя в качестве оптимального. Но при всем этом за американцами всегда есть преимущество нападающего. Как бы неоднозначны не были их успехи, тем, на кого направлено острие американского пристрастия, на успех рассчитывать не приходится в любом случае.

Одним из наиболее мощных факторов политической дестабилизации, используемых США в их сетевых стратегиях, является этнический фактор. Под его тенью прошло немало громких дипломатических процессов минувшего года. Пожалуй, самым скандальным из них стала история с сербским Косово. Но не менее значимым в перспективе исторических судеб Евразии является поднятая, но не вполне ещё раскрытая тема курдов. А тема эта крайне любопытная.

«Курды давно уже является важнейшим дестабилизирующим фактором в регионе», - рассказывает Александр Дугин. – «Курды живут в Турции, на севере Ирака и в Иране, в горных труднодоступных районах. Они исповедуют довольно странную и очень древнюю религию – йезидизм. Курды, пожалуй, единственный столь многочисленный, развитый и остро осознающий свое единство народ в истории, кто до сих пор не смог создать своего государства. Оккупация американцами Ирака дала им, наконец, этот шанс».

Интересно, что ещё Рональд Рейган подметил, что «курды являются той спичкой, которую Америка может зажечь тогда, когда ей будет выгодно». Спичка загорелась, но выгода американцев стоит здесь под сомнением. Маниакально преследуя свою главную цель – недопущение становления традиций самобытной, устойчивой государственности на Ближнем Востоке, Американцы наступили на любимую мозоль давно и основательно сформировавшегося государства, к тому же - своего собственного стратегического партнёра – Турции.

Турция – это вам не «молодая демократия» Ирака, и не чахнущий над нефтью и златом королевский дом саудитов. Турция - это страна с имперским прошлым, уверенно чувствующая себя в истории и черпающая политическое вдохновение в чувстве национального единства и неприкосновенности суверенитета над собственной территорией.

Когда небезосновательно обвиняемый оппонентами в «проамериканизме» Абдулла Гюль отдаёт приказ о начале операции турецких ВС на территории соседнего Ирана без одобрения США – это говорит и действует суверенная, знающая свой насущный исторический интерес Турция. После этого стало ясно, что пересажать турецких кемалистов в тюрьмы по сфабрикованному делу недостаточно для того, чтобы США могли хозяйничать на Востоке, наплевав на естественные геополитические интересы этого крупнейшего и влиятельнейшего государства.

«Дело в том, что один из главных союзников США в регионе, член НАТО - кемалистская Турция, воспринимает курдский фактор как самый болезненный», - продолжает профессор Дугин. – «Турецкая государственность основана на идеях Кемаль-паши Ататюрка, и национальное единство является осью этих идей. Ататюрк и для современных турок видится почти как святой.

Курды есть курды, и у них общая цель – независимый Курдистан. Американцы вызвали этого джинна из бутылки, свергнув Хусейна, а загнать его назад в темные башни и подозрительные храмы йезидов будет непросто.

Курды же настаивают на автономии, а то и на выходе из состава Турции, что абсолютно немыслимо для турок. Ради защиты кемалистских идей и сохранения единства национального государства турки готовы идти даже на разрыв со своим стратегическим партнером - США».

Однако, решительность Турции оказалась не просто естественным пределом, которого достигла Америка в своём стремлении к тотальному контролю. Эксперименты на тему курдского вопроса могут обернуться для Вашингтона реальной головной болью – сближением Турции с ненавистным Америке Ираном. И этот глобальный просчёт – ещё один крупный вклад в копилку проблем, которые уходящая республиканская администрация оставила в наследство Бараку Обаме.

«Курдский сепаратизм активизировался. Возможность создания курдского государства впервые стала реальной. И серия терактов прокатались по курдским районам Турции. Самым существенным был взрыв ирано-турецкого газопровода. Причем это ударило и по туркам, и по иранцам, ведь и в Иране есть значительный сегмент курдского населения с такими же сепаратистскими наклонностями.

Анкара, таким образом, объективно начинает сближаться с Тегераном, своим традиционным противником, и удаляться от своего союзника, США, который в значительной степени и довел ситуацию до критической точки.

Невозможно долго делить курдов на хороших в Ираке и Иране, и плохих в Турции. Курды есть курды, и у них общая цель – независимый Курдистан. Американцы вызвали этого джинна из бутылки, свергнув Хусейна, а загнать его назад в темные башни и подозрительные храмы йезидов будет непросто», - предупреждает геополитик.

В общем, говорить сегодня о законченности американского могущества будет явным преувеличением. Вашингтон – хоть и опытный игрок, но его комбинации всё же не безупречны. Они имеют свои слабые места и могут быть обращены против самих американцев. Эти слабые места и должны быть использованы теми, кто усматривает в реализации американских геостратегических планов угрозу собственным интересам.

В этом смысле указанный господином Дугиным вектор сближения Турции и Ирана может быть гармонично дополнен российской составляющей. А уж если на почве общих интересов такие влиятельные страны смогут добиться серьёзного взаимопонимания по достаточно широкому спектру вопросов, то результирующая их взаимодействия на ближневосточном направлении может составить небезупречным стратегиям США весьма и весьма серьёзную конкуренцию.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/808