ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/799
Прощальное слово Кондолизы Райс
Последнее интервью Кондолизы Райс выглядит как завещание   29 декабря 2008, 21:08
 
Уходящая госсекретарь США Кондолиза Райс дала прощальное интервью Совету по международным отношениям

Действующий госсекретарь США Кондолиза Райс дала свое последнее на этом посту интервью для CFR (Council on Foreign Relations). Кратко анонсируя встречу, можно сказать, что во внешней политике США имеется два стратегических подхода к решению поставленных задач. Ядром первого, более мягкого, подхода является Совет по международным отношениям (CFR), стоящий на позициях применения «soft power» (мягкой силы) к решению поставленных задач. Экспертное сообщество CFR, насчитывающее около 3,5 тыс. человек, традиционно отстаивает установление демократии американского образца, гражданского общества и защиту прав человека на оккупированных территориях. Неоконсерваторы, так же широко инкорпорированные в американские политические элиты, более прямы и последовательны в своих суждениях. Это крыло американских интеллектуалов часто представлено высшим отставным или действующим генералитетом, они открыто презирают либералов, открыто называют свои ценности универсальными и призывают к прямой экспансии.

У нас возникают настоящие проблемы только там, где мы подходим вплотную к границам России или государств бывшего Советского Союза, потому что Россия уверена, что она должна играть особую роль в этом регионе

В этом свете прощальное интервью Райс для CFR можно считать знаковым. В нем госсекретарь резюмирует свою деятельность на этом посту, подводит итоги и готовит почву для передачи занимаемой должности Хиллари Клинтон из команды Барака Обамы. Отвечая на критику представителя CFR о недостаточно жесткой борьбе с авторитарными режимами, Райс заявила, что «Соединенные  Штаты не являются неправительственной организацией и вынуждены поддерживать сбалансированные отношения даже с авторитарными государствами».

«Соединенные Штаты останутся до конца верными делу продвижения демократии во всем мире, потому что наши ценности и наши интересы непосредственно связаны между собой. Хороший урок в этом преподало нам крушение Советского Союза, которое хорошо послужило закреплению наших ценностей и наших интересов. Я абсолютно убеждена, что два эти аспекта тесно связаны между собой. Понятно, что нужно что-то делать с авторитарными режимами, но иногда возникает вопрос, что делать с дружественными режимами, которые не продвигаются по пути прогресса так далеко, как мы от них ожидали. Я верю в продвижение Америкой демократических ценностей на Ближнем Востоке», - заявила Кондолиза Райс.

На вопрос о проблемах установления демократического режима в Иране госсекретарь США ответила следующее: «Я абсолютно убеждена, что смена режима должна, в конечном счете, происходить изнутри. Мы должны помогать усилению гражданского общества, усилению демократических сил, поддерживать начинания государства, направленные против антидемократических сил – это все, что могут сделать Соединенные Штаты. Но США не собираются свергать все режимы на земле. … Когда вы имеете дело с угрозой безопасности в такой стране как, например, Ирак, у вас не может быть никаких гарантий, будучи уже вовлеченным в свержение там режима, что последствием этого будет демократия. И Соединенные Штаты не искали легких путей в Ираке, нам просто пришлось свергнуть Саддама и поставить у власти другого сильного человека. Мы выбрали самую трудную дорогу помощи иракцам в развитии демократических институтов. И только сейчас они начинают по-настоящему укореняться».

При обсуждении августовских событий на Кавказе Кондолиза Райс высказала свое мнение о напряженных отношениях между Россией и США: «Давайте вернемся к российскому вопросу. На данный момент у нас выработано хорошее сотрудничество с Россией по большинству глобальных вопросов, к которым относятся борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, даже проблемы с Ираном и Северной Кореей. Россия оказала нам поддержку в ООН в борьбе с пиратством. Между нашими странами установлено хорошее сотрудничество по вопросам глобальной политики. У нас возникают настоящие проблемы только там, где мы подходим вплотную к границам России или государств бывшего Советского Союза, потому что Россия уверена, что она должна играть особую роль в этом регионе. Под особой ролью они понимают навязывание определенной политики тем государствам, которые являются сейчас независимыми. Наша позиция заключается в том, что эти государства имеют право на осуществление независимой внешней и внутренней политики».

В этом высказывании госсекретарь США забыла, по-видимому, упомянуть об активном участии в подготовке «цветных революций» таких американских неправительственных фондов и корпораций как RAND или CFR, а свою независимость Грузия каким-то странным образом связала с геноцидом мирного южноосетинского населения. Россия, конечно, хочет и будет играть ведущую роль в пространстве СНГ, это её неотъемлемое право. Точно так же как США играет ключевую роль во взаимодействии с Мексикой и Канадой, которые de facto являются продолжением территории Америки. Ни одна страна мира, однако, не заявляет о праве на защиту суверенитета Мексики. Тем более что в слово «независимость» Райс вкладывает отличный от общеправовой терминологии смысл, подразумевая под этим вассальские отношения США и ее полуколониальных территорий в пространстве СНГ.

Союз Соединенных Штатов и Европы поставил Россию в такие условия, когда ей приходится отказываться от своих стратегических целей

«Мы никогда в это не верили [право на влияние в регионе со стороны России], потому что Соединенные Штаты имели хорошие отношения с Грузией, Украиной и странами Центральной Азии, иногда это вредило российским интересам. Именно здесь мы встречаемся с проблемами. Действия, которые Россия применяет к грузинам, являются действительно неоправданными. Но мне приходится признать, что союз Соединенных Штатов и Европы поставил Россию в такие условия, когда ей приходится отказываться от своих стратегических целей. Их цели не достигнуты. Вместо этого грузинская демократия спаслась. Грузинское государство спаслось. Не рухнула грузинская экономика. Россия застряла в Абхазии и Южной Осетии, получив горячую поддержку Хамас и Никарагуа. Их политика признания провалилась, и все, к чему она привела, стало настороженное отношение к России её ближайших соседей. Нельзя также пренебрегать тем фактом, что Россия видит события несколько иначе. И когда они делают нечто подобное тому, что было совершено в Грузии, мы вынуждены расстроить их стратегические планы эффективностью собственной политики».

Слова Кондолизы Райс по поводу победы США, мягко говоря, не имеют под собой оснований. Стоит лишь посмотреть, кто отступал, кто утвердил свою независимость, кто, в конце концов, был вынужден молча проглотить обиды и начать переговоры. Никакой военной поддержки, кроме информационно-пропагандистской, Америка в который раз своему сателлиту не оказала. О грузинской государственности, в которую, вероятно, не верит сейчас даже Саакашвили, и об экономической системе, на корню скупленной Америкой, говорить излишне.

В целом достаточно подробное интервью выглядит скорее не как прощальное слово, а как завещание. На смягчение же позиции нового госсекретаря - Хиллари Клинтон, как показали ее первые внешнеполитические заявления, рассчитывать не приходится.  


Андрей Коваленко  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/799