ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/745
Цена дружбы
Американские консерваторы верят, что ценой взаимных уступок можно вернуть возникшее раз в прошлом взаимопонимание   20 ноября 2008, 15:00
 
Американские консерваторы выступают за сближение Америки и России, но в ответ на свои шаги в пользу России они требуют определенных уступок

Американцы сами по себе - прагматики, и всякие философские рассуждения далеки от них, с ними нужно говорить о более конкретных вещах. Неоконы же, которых сейчас принято исключительно критиковать, они скорее идеологи. В некоторой степени эта категория политиков, экспертов и общественных деятелей напоминает марксистов, которые верят в какие-то свои идеи.

Если Америка признает Южную Осетию и Абхазию, остановит процесс расширения НАТО, то Россия могла бы допустить провоз военных грузов через свою территорию, а также подключить к решению афганской проблемы ШОС и ОДКБ.

Однако, кроме неоконсерваторов существуют еще и обычные консерваторы. К этой категории в первую очередь можно причислить Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер. Кроме того, можно назвать имена Патрика Бьюкенена, Пола Вайрика, Дональда Дювайн и ряда других - это столпы американского консерватизма.

Показательно, что по разразившемуся в конце лета этого года грузино-российскому конфликту консерваторы, эти правые антикоммунисты, неожиданно заняли позицию не то, что пророссийскую, но, по крайней мере, вину за произошедшее они возложили на Соединенные Штаты. И до этого они понимали, что Россию лучше иметь на своей стороне.

Именно консерваторы в свое время призывали, чтобы Россия вступила в НАТО и приняла активное участие в создании ПРО, которая была бы гораздо более эффективной, если бы Россия и Америка работали вместе. В этом плане у России более выгодная позиция, чем у Советского Союза, который опирался в Америке исключительно на радикальные левые круги, на коммунистическую партию, не имевшую никакого влияния в американском обществе. Фактически все советские средства, которые были вложены в поддержку американского коммунистического движения, оказались выброшенными на ветер.

Правое крыло Республиканской партии вполне готово сотрудничать с Россией, потому что его представители понимают, что это, прежде всего, в интересах самих Соединенных Штатов. В этой связи имеет смысл сравнить пять принципов российской внешней политики, сформулированных Дмитрием Медведевым, и «пять принципов» американских консерваторов, сформулированных уже называвшимися Дональдом Дювайном, Полом Вайриком, Пэтом Бьюкененом, а также Полом Лариком. Если принципы Медведева имеют более теоретический характер, то американские принципы можно охарактеризовать как принципы практического склада.

Первый принцип – это именно то, что называется real politics. В частности, когда Россия признала Южную Осетию и Абхазию, она таким образом возвратила Америке ее удар по Косово. Существуют два этих факта, и назад дороги нет.

Второй – это замораживание процесса расширения НАТО. Включение Грузии и Украины в НАТО – это безумие, которое приведет если не к ядерной войне, то к какому-то новому кризису, который никому не нужен.

У Америки и НАТО, как известно, огромные проблемы в Афганистане. И Россия может здесь очень помочь, как она уже помогла в 2001 году, причем, наверное, сделала больше, чем любой другой союзник Америки по НАТО. Сейчас Россия разрешает через свою территорию транзит только гуманитарных грузов. Американские консерваторы ожидают, что если Америка пойдет на сворачивание риторики по Южной Осетии и Абхазии, остановит процесс расширения НАТО, то Россия могла бы в качестве ответной меры пойти на ряд уступок: в частности, допустить провоз военных грузов через свою территорию, а также подключить к решению афганской проблемы ШОС и ОДКБ.

Как в Иране, так и в Северной Корее Россия могла бы сыграть очень серьезную роль, и помочь прежде всего себе, так как не в интересах России, чтобы у Северной Кореи и Ирана было ядерное оружие.

Причем, со стороны России не будет никакой благотворительности. Это выгодно ей самой. Ведь если Америка уйдет из Афганистана, это ударит прежде всего по самой России. Поэтому более активная роль России в Афганистане сыграла бы очень важную роль. В 2001 году, после знаменитого звонка Путина Бушу со словами поддержки касательно теракта в Манхэттене, Россия оказалась на пике популярности в Америке, все называли ее другом, партнером и даже союзником. Американский конгресс превратился вчуть ли не пророссийскую агитплощадку. Эту ситуацию можно было бы вернуть.

Что еще Россия могла бы сделать в обмен на сворачивание НАТО и признание Южной Осетии и Абхазии? Это более тесное сотрудничество с Америкой и Европой в недопущении производства ядерного оружия в Иране и в меньшей степени в Северной Корее. Как в Иране, так и в Северной Корее Россия могла бы сыграть очень серьезную роль, и помочь прежде всего себе, так как не в интересах России, чтобы у Северной Кореи и Ирана было ядерное оружие. Пока же считается, что позиция России в лучшем случае нейтральная.

И, наконец, пятый пункт – это возобновление работы Совета Россия-НАТО. Понятно, что первый шаг сделало НАТО, когда отказалось от учений. После этого Россия отказалась от некоторых совместных мероприятий. Это совершенно неправильно. Если Россия действительно заинтересована в отношениях с Западом - и с Америкой, и с Европой, – ведь об этом тоже упомянул Медведев – такое сотрудничество надо активизировать, и ни в коем случае нельзя допустить, чтобы этот Совет прекратил свою деятельность.


Эдвард Лозанский, президент Американского университета в Москве, консерватор  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/745