ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/736
Новый раунд: Обама vs Медведев
Возможно, мы являемся свидетелями начала нового крупного перераспределения баланса сил в современной международной политической системе   12 ноября 2008, 15:00
 
На арене международной политики сойдутся американские демократы с русскими «республиканцами»

2008 год стал годом появления новых президентов в двух определяющих современный и будущий миропорядок государствах – России и США. В ноябре в Соединенных Штатах на смену президенту-республиканцу Джорджу Бушу пришел темнокожий президент-демократ Барак Обама. Ровно за полгода до этого в России на смену «беспартийному» Владимиру Путину пришел такой же «беспартийный» Дмитрий Медведев.

В скором будущем нам предстоит наблюдать определенное ослабление внешней политики США в проведении активных действий за рубежом.

Основное различие состоит в том, что в Америке кандидаты на президентский пост всегда представляют собой какую-то одну из политических партий (республиканскую или демократическую), в то время как в России президенты официально не имеют партийной принадлежности. Однако, при анализе стилей правления второго и третьего президентов России можно выявить несколько интересных аналогий с американской политической системой, на основе которых Дмитрия Медведева можно представить как «президента-республиканца», а Владимира Путина – как «президента-демократа».

Речь идет о сравнении двух стилей проведения Соединенными Штатами своей внешней политики, один из которых принадлежит республиканской партии, а второй - демократической. В республиканском варианте модель внешнеполитического поведения характеризуется т. н. стилем «ястребов», а в демократическом варианте - «голубей». Основные различия между «ястребами» и «голубями» в том, что республиканцы, как правило, пропагандируют довольно жесткий и решительный стиль ведения внешний политики, зачастую делая упор на силовой вариант разрешения вопросов, в то время как демократы предпочитают дипломатические механизмы, продвигая модель политики под названием «soft power».

Анализируя модель американской внешней политики при Джордже Буше, сразу видно, что в этот период США проводили довольно жесткую линию в продвижении своих национальных интересов. Свидетельством тому служат и интервенции в Афганистан и Ирак, и прямая всесторонняя поддержка террористических албанских организаций в Косово, и развязывание «цветных» революций на постсоветском пространстве, и размещение элементов американской противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе, и т. д., и т. п.

Республиканская модель поведения во внешней политике со временем оказалась крайне не популярной среди местного американского населения. Данное обстоятельство в значительной степени способствовало уверенной победе демократов в прошедших выборах на президентский пост, которые на протяжении всей избирательной кампании активно критиковали республиканцев за развязанные войны в Афганистане и Ираке, откуда в США до сих пор прибывают гробы с трупами американских военнослужащих. Так что, скорее всего, в скором будущем нам предстоит наблюдать определенное ослабление внешней политики США в проведении активных действий за рубежом, т. к. президент-демократ Барак Обама будет вынужден притворять в жизнь ряд антивоенных положений из своих предвыборных обещаний.

В России люди из гражданской сферы деятельности, иначе говоря - из народа, могут быть куда более неудобны и страшны для Запада, нежели люди из КГБ.

На фоне этих тенденций становится примечательна усиливающаяся внешняя политика России. Если при президенте Путине российская внешнеполитическая линия была ориентирована в основном на методику разъяснения и убеждения своих принципов понимания международных отношений, где основным инструментом донесения своих взглядов являлось «четкое слово», то теперь, при президенте Медведеве, основным инструментом стало «четкое действие». Иначе говоря, если при президенте Путине методика российской внешней политики больше походила на внешнеполитическую методику американских демократов, то при президенте Медведеве она стала более схожа с республиканской.

События в Южной Осети августа 2008 года наглядно показали нам аргументированность последнего утверждения. Далее, видимо, стоит ожидать, что Медведев и впредь будет придерживаться такого же «ястребиного» курса во внешней политике России, в то время как США при «голубином» президенте Обаме будут придерживаться более мягкой внешнеполитической линии. Таким образом, возможно, мы являемся свидетелями начала нового крупного перераспределения баланса сил в современной международной политической системе, где США могут принять роль отступающих как в свое время Российская Федерация после распада СССР. Укрепляющаяся же Россия может принять на себя роль нового главного мирового лидера.

Вспоминаются слова Хилари Клинтон, которая в одном из своих предвыборных выступлений, комментируя вопрос относительно внешней политики России, припомнила Владимиру Путину его службу в КГБ, назвав его из-за этого «человеком без души». Клинтон сильно ошибалась, как ошибался и весь западный политический истеблишмент, когда они вместе радовались, что на смену «кэгэбэшнику» Путину придет гражданский Медведев, который по их чаяниям должен был бы начать совсем иной, более прозападный курс российской внешней политики. Западный истеблишмент «за что боролся, на то и напоролся», т. к. в России люди из гражданской сферы деятельности, иначе говоря - из народа, могут быть куда более неудобны и страшны для Запада, нежели люди из КГБ.


Александр Проселков, руководитель Южного координационного центра МЕД  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/736