ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/719
Война и социализм: для наружного и внутреннего применения
«У Европы решение – социализм. У США – война. У нас – никакого решения пока нет»   2 ноября 2008, 08:12
 
На очередном заседании Евразийского экономического клуба был детально проанализирован разразившийся финансовый кризис и были указаны пути выхода из него

В четверг 30 октября в столичном ресторане «Бангкок» состоялось юбилейное десятое заседание Евразийского экономического клуба под председательством лидера Международного «Евразийского Движения» Александра Дугина. На этот раз на мероприятии клуба собрались не только представители российского предпринимательского класса, интеллектуалы и политики, но и представители духовенства, члены и гости МЕД из стран зарубежья, представители посольств и консульств различных стран Евразии, Африки и Латинской Америки. Причиной тому явилась тема обсуждения, которая касается решительно всех вне зависимости от гражданства, вероисповедания и области профессиональных интересов. И тема эта, конечно же, мировой финансовый кризис.

Реальных результатов в борьбе с последствиями кризиса можно достичь, лишь следуя рецептам социализма. Прежде всего это национализация финансовых институтов.

Центральным событием мероприятия стал тематический доклад лидера МЕД, профессора социологии Александра Дугина, который предпринял оригинальный и уникальный по своей глубине политико-философский анализ текущей ситуации в мировой экономике. Как и следовало ожидать, соображения специалиста были неутешительны. С самого начала речь господина Дугина зазвучала угрожающе: «То, чему мы являемся свидетелями, это не просто сбой в саморегуляции рынка, и это не просто ситуация, сравнимая с «Великой депрессией» в США. Это – фундаментальный сбой в развитии системы капиталистической экономики. И ни одна точка планеты не избежит последствий этого сбоя».

Что же послужило причиной кризиса? Ответ категоричен: нынешнее положение дел вызвано самой логикой развития капиталистических отношений. Рассматривая историю прогресса капиталистической системы, Дугин выделяет в ней несколько этапов, связанных с выходами на все новые уровни абстрагирования экономических отношений от реального товарного покрытия. Первым таким этапом стало собственно появление денег и развитие торгового обмена. Деньги на этой стадии служат виртуальным эквивалентом товара и не имеют пока ярко выраженного самостоятельного значения. В отношениях товар-деньги-товар однозначно доминирует товар.

Второй этап виртуализации экономики наступает с внедрением практики ростовщичества и развитием кредитно-банковской системы. Начало этого периода в Западной Европе приходится на эпоху Просвещения. И уже на этом этапе возникают подозрительные явления, в которых обнаруживают себя предпосылки формирования современного рынка: «Деньги из первичного дериватива превращаются в объект кредита», - поясняет Дугин. – «Объемы кредита, абстрагированного от «живых» денег за счет оформления векселей, растут быстрее, чем товарное производство. Возникает зазор между товарами и финансами». Именно невозможность покрытия этого зазора и стала причиной кризиса американской экономики 1929 года, известного как «Великая депрессия».

Однако, на том этапе система либерального капитализма сумела изыскать ресурс для преодоления негативных эффектов кризиса. В 80-е же годы возникает третий уровень дериватива – система надстроек уже на саму кредитную систему. «Опционы, деривативы, страхование рисков, страхование страхования рисков… - в этой системе вращаются капиталы, которые превышают товарное покрытие на порядки. Казалось бы, невозможность обналичить эти бумаги предопределяет крах этой системы, как был предопределен крах пирамиды «МММ». Но ничего подобного: если конкретный человек решит обналичить эти бумаги, он это сделает без проблем, а все разом обналичивать их никогда не станут, поскольку они постоянно растут в цене», - поясняет господин Дугин.

Таким образом, содержанием экономического процесса на новейшем этапе становится уже отнюдь не производство, а оборот этого трижды виртуального капитала. В теории такая система имеет неограниченные перспективы роста при условии сохранения доверия к ней со стороны участников рынка. За доказательство того, что она может без перебоев работать вечно, в свое время даже была присуждена нобелевская премия. «Это пик капитализма, это и есть постиндустриальная экономика, экономика знаний, это и есть постмодернизм, магия золотого тельца», - говорит Дугин.

Однако, как оказалось, распространяется эта магия пока что не на всех, и доверие к системе носит условный характер. Пресловутые американские домохозяйства хоть и вовлечены с головой в непрекращающиеся кредитные циклы, все же живут в стихии реальных товаров и услуг. Вот этот-то консервативаный элемент системы и стал причиной ее сбоя. «На последнем этапе развития этой системы должен был возникнуть дериватив человека, который целиком удовлетворяется тем, что существует в этой виртуальной реальности и питается ростом ее виртуальных параметров. Однако, до сих пор этот пост-человек создан не был. Дериватив человека, который мог бы беспрепятственно возрастать в этой виртуальной перспективе, человек, посвященный в золотого тельца, еще не стал нашей актуальностью, хотя процесс подготовки его создания шел полным ходом. Причина кризиса – инерция традиционного сознания участников рынка, которые оказались готовы продвинуться по обозначенному пути только до определенного момента», - подчеркивает исследователь.

Важным моментом во всей этой истории является то, что все предпосылки для кризиса сложились уже к осени 2000-го года. Многие экономисты предрекали тогда катастрофическое обрушение в секторе высоких технологий, где на тот момент вращалась львиная доля американских финансов. Но тут случилось нечто любопытное: «В этот самый момент два самолета, непонятно откуда взявшиеся и непонятно кем управляемые, таранят башни Всемирного торгового центра. Биржи закрываются, и пока все ищут Бен Ладена, происходит очень интересная вещь: финансовый пузырь, готовый вот-вот лопнуть, со сферы высоких технологий пересаживается на рынок недвижимости и естественных ресурсов. Когда биржи начали работу, дело было сделано. В итоге недвижимость и энергоносители резко подскакивают в цене, а виртуальная экономика США получает очередную отсрочку».

Сегодня же обрушилась та самая модель, с помощью которой был отложен кризис 2000-го года. Логика капитализма с неизбежностью привела систему к катастрофической развязке, и никакие ухищрения более не способны смягчить тяжести положения.

Такова анатомия кризиса. И это – наша неизбежная данность на сегодня. Как же реагирует на это мир? Согласно Дугину, реальных результатов в борьбе с последствиями кризиса можно достичь, лишь следуя рецептам социализма. Прежде всего это национализация финансовых институтов, которую Европа уже фактически приняла в качестве антикризисной программы. Гораздо сложнее обстоят дела у США, для которых социалистические подходы в буквальном смысле табуированы. Либерализм - неотъемлемая часть американской идентичности, которой будет невозможно пожертвовать даже перед лицом угрозы полного хозяйственно-экономического краха.

В основу антикризисной программы России должен лечь принципиальный отказ от либерализма, а принятие технических решений следует предварить полным вычищением либералов из экономического блока правительства.

Единственным возможным способом вновь отложить конец капитализма для Америки является война. ВПК – единственный сектор экономики, который работает в США по старинке, и на который можно в этом смысле опереться. Однако для того, чтобы вытянуть нынешнюю ситуацию, заказ на производство в сфере ВПК должен быть так велик, что уже никакая полуфиктивная война с международным терроризмом его оправдать не сможет. Это должна быть настоящая, добротная война против не виртуального, но реального, осязаемого врага. И самое интересное - то, что одним из первых кандидатов на роль такого врага является Россия.

Таким образом, Россию текущий кризис касается вплотную сразу с двух сторон. Нашей стране предстоит вынести не только тяжесть рекордных нагрузок на хозяйственно-экономическую, а значит и социально-политическую систему, но и прямое испытание на прочность со стороны могучего противника. Готова ли Россия к этому двойному испытанию? Ответ не утешительный: «Складывается такое впечатление, что наша власть не только нам внушает, что кризис пройдет нас стороной, но и сама хочет в это верить». В очередной раз хрупкая, промежуточная путинская формула «суверенитет плюс либерализм» обнаруживает отсутствие качеств рабочей модели. Снова с очевидностью обнаруживается принципиальная несовместимость ее составляющих.

И это обстоятельство вновь настоятельно указывает нам на необходимость выработки системного подхода к формированию политической, экономической и общественной стратегии России на базе четкой идентичности, не имеющей отношения к вялому «суверенно-демократическому» компромиссу.

Вслед за главным докладчиком своими соображениями по теме поделились члены президиума заседания. Лидер Прогрессивной социалистической партии Украины, экономист Наталия Витренко проиллюстрировала концепцию Александра Дугина примерами из собственной практики по выдвижению инициатив как в сфере глобальной экономики, так и на республиканском уровне. Как специалист она констатировала, что все те ученые, которые били тревогу на экономических конференциях еще в девяностые годы, оказались правы. А Украина, в своей экономической политике слепо следующая рецептам МВФ, на сегодняшний день превратилась в государство-банкрот, которое вынуждено за долги рассчитываться с Западом «натурой», то есть на уровне принятия политических решений. Единственным способом выжить в этой ситуации, по мнению госпожи Витренко, является решительный отказ от «оранжевых» внешнеполитических установок и скорейшая интеграция в складывающееся вокруг России сообщество развивающихся стран наряду с Белоруссией и Казахстаном.

Лидер партии «Народный союз» Сергей Бабурин заявил, что в основу антикризисной программы России должен лечь принципиальный отказ от либерализма, а принятие технических решений следует предварить полным вычищением либералов из экономического блока правительства.

Религиозно-философский аспект дугинского анализа вызвал живой отклик среди представителей мусульманского и православного духовенства, с проникновенной речью к присутствующим обратился настоятель храма на Берсеньевке игумен Кирилл (Сахаров). «Мы чувствуем ностальгию по реальной экономике, по здоровому изоляционизму, по хозяйственной самодостаточности. Для нас - религиозных людей - важен прежде всего этический момент. Процветание и самодостаточность невозможны без здорового этического подхода к хозяйствованию», - подчеркнул отец Кирилл.

Все участники заседания сошлись во мнении, что нынешнее руководство России находится в критическом положении и стоит на пороге испытания на профпригодность. В этой ситуации возникает мощный запрос на идеологическое обеспечение возможных позитивных трансформаций в структуре государственного управления, которые позволят России справиться с брошенным вызовом.

И в этом смысле, по словам того же отца Кирилла, состоявшееся мероприятие является прорывом - прорывом в сфере информации, но также и в сфере общественных связей. Ибо только обширная и надежно итегрированная сеть может служить мощным источником соответствующего влияния на власть. Евразийский экономический клуб прочно зарекомендовал себя в качестве площадки, на которой эти связи могут укрепляться и тестироваться на прочность.


Илья Дмитриев  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/719